Воспитательная работа педагога дополнительного образования как составная часть учебно-производственного процесса

В.Н. Попова,
Филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-ненецкого автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж» в г. Лабытнанги

Воспитательная работа педагога дополнительного образования
как составная часть учебно-производственного процесса

Воспитательная работа многогранна и охватывает не только деятельность на занятиях, но и самые разнообразные формы групповой и внегрупповой работы педагога дополнительного образования.
Чтобы понять человека, его следует изучить. Знаменитая русская пословица «съесть с ним пуд соли» укладывается в двухгодичный период постоянного общения, что соответствует подготовке студентов моей адаптивной группы в колледже.
Начинаю изучение личности студента со знакомства: их личными делами и медицинскими картами. Составления на каждого анкеты, которую для своей группы составила сама.
На первоначальном этапе формирования коллектива группы, когда впервые слитые в один коллектив студенты «притираются» друг к другу, особое внимание уделяю налаживанию психологической совместимости, созданию в группе атмосферы товарищества и взаимного уважения. Не секрет, что на этом этапе проявляются агрессивность во взаимоотношениях, создаются конфликтные ситуации, образовываются конкурирующие группировки.
В основу моей организационно-педагогической основы воспитания в деятельности педагога дополнительного образования легли следующие ведущие направленности:
гуманистическая: ориентирована на личность как на цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности учебно-воспитательной работы; формирование у воспитанника общечеловеческих ценностей цивилизации и культуры труда; ориентация на лучшие качества воспитанника;
профессионально-экономическая: формирование познавательного интереса к рабочей профессии, её социальной ценности для общества. Умение работать в условиях перехода к рынку труда, диагностирование индивидуальности каждого воспитанника на каждом этапе их учебно-производственного занятия (ознакомление с семейным положением, его увлечения до учёбы и в настоящее время, выяснить круг его друзей, род их занятий, кто является лидером в этой группе, и какое место занимает наш обучающийся). Как часто и где они вместе проводят свободное время? Важно узнать о состоянии здоровья (близорукость, ослабленный слух, боязнь высоты и др.). Углублённая связь обучения и труда как пожизненного единства – «век работай, век учись»; развитие различных видов деятельности обучающихся (секции, кружки) способствующих формированию необходимых деловых и человеческих качеств (порядочности, совестливости, инициативности, бережливости и т.д.). Адаптации к изменяющимся условиям, готовности к риску, к приятию самостоятельных решений и их реализации в экстремальных условиях к защите своих прав и свобод;
демократизация воспитательного процесса: многообразие и вариативность содержания, форм и методов воспитательной работы; создание благоприятных условий для осуществления единства нравственного, экономического, профессионального и эстетического воспитания; открытость педагога дополнительного образования к воспитаннику как единомышленнику в условиях учебно-производственной деятельности.
Для воплощения идей ставлю задачи:
Первая – подготовка рабочего профессионала;
Вторая - личностно-ориентированный подход к воспитаннику;
Третья – выработать свою (авторскую) программу воспитательной работы и анализировать в соответствии с ориентирами своей деятельности;
Четвёртая – главным критерием в работе педагога дополнительного образования должна стать не только профессиональная подготовка молодого рабочего, но и его социальная позиция, и нравственная воспитанность.
Цель моей педагогической деятельности состоит в том, чтобы сформировать гуманную, демократическую, профессионально-компетентную личность, которую характеризуют нравственно-духовные общечеловеческие ценности, разумная расчётливость, предприимчивость, способность в условиях рынка труда вносить ощутимый вклад в совершенствование производства и самого себя.
Система моей воспитательной деятельности направлена на личность обучающегося, его ценностные ориентации, профессионализм, уровень образованности и воспитанности, характер самореализации.
Для успешного выполнения учебно-производственных и воспитательных задач я как педагог дополнительного образования должна отвечать следующим требованиям, основными из которых являются:
высокое профессиональное умение, любовь к своей специальности, преданность своему учебному заведению, активное участие в общественной жизни коллектива;
педагогическое мастерство, постоянная творческая работа над собой
(участие в конкурсах, декадах профессионального мастерства);
знание своих обучающихся, любовь к ним, постоянная забота об их всестороннем развитии, понимание их нужд и запросов, индивидуально-личностный подход к воспитаннику, воспитание своим личным примером, что непосредственно влияет на формирование их личности;
высокий уровень общей культуры: т.е. аккуратный внешний вид, подтянутость, опрятность одежды, культура речи, хорошие манеры;
единство требований и согласованность в работе с преподавателями общетехнических предметов, психологом, социальными работниками, методической комиссией и др.
Поскольку я несу полную ответственность за формирование у будущих рабочих профессионального мастерства и воспитания у них высоких гражданских качеств личности нового человека, от меня требуется умение чётко реализовывать в своей практической деятельности следующие функции:
Функцию обучения:
умение проводить вводный, текущий и заключительный инструктажи;
формирование у студента высокого профессионального мастерства;
знания и умения в области формирования актива группы, создания ученического коллектива;
Функцию воспитания:
обеспечить профессиональное, нравственное, политическое, эстетическое и физическое совершенствование студента, как в учебном процессе, так и во внеучебное время;
формирование сознательного отношения к труду;
формирование активной жизненной позиции;
нравственно-этических качеств: ответственность, достоинство, справедливость, доброжелательность, честность, совесть, скромность и др.
этикет педагога дополнительного образования – вежливость, воспитанность, чуткость, внимательность, организованность. Это эталон поведения для воспитанников;
педагогическая этика – это комплекс нравственных норм поведения, способствующих морально-педагогическому влиянию мастера на своих воспитанников в учебно-воспитательном процессе;
педагогический такт - это умение в каждом конкретном случае найти педагогически целесообразный приём воздействия на личность или коллектив.
Функцию развития:
развивать интеллектуальные и профессионально значимые способности студента как в процессе обучения, так и во внеурочное время (в различных кружках).
Конструктивную функцию:
уметь осуществлять прогностическую и планирующую деятельность;
Исследовательскую функцию:
уметь проводить анализ собственной профессионально-педагогической деятельности, давать объективную оценку;
Организаторскую функцию:
уметь планировать учебно-воспитательскую работу;
организовать учебную деятельность учащихся на уроках производственного обучения;
организовать собственную деятельность в процессе обучения и воспитания учащихся;
организовать производственную практику на предприятии;
организовать внеклассную воспитательную работу;
вести учебно-производственную и другую документацию (дневник педагогических наблюдений);
обеспечивать безопасность выполнения учебно-производственных работ.
Коммуникативную функцию:
уметь устанавливать педагогически целесообразные деловые взаимоотношения с администрацией учебного заведения, общественными организациями, учреждениями, базовыми предприятиями, учебными заведениями, отдельными людьми и прежде всего с учащимися, коллегами по работе и родителями.
Личный пример важен во всём.
Моё стремление показать студенту, что в этой жизни они смогут занять достойное место в обществе, при одном важном условии – стать настоящим мастером в своём деле – прекрасным профессионалом. И реализация этой задачи почти полностью зависит только от самого студента – нужно только захотеть. И вот здесь я как педагог дополнительного образования - специалист сделаю всё, чтобы передать свои умения.
Очень важный фактор – это подчёркиваемая уверенность в том, что «всё у нас получится!». Именно «у нас», то есть, не разделяя себя с учеником, считая общим дело учебы.





15