Программа дополнительного образования Бумажные фантазии


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2»
Утверждаю:
И.О.заведующего МБДОУ «Детский сад №2»
____________ Зеленина И.Л.
Программа
дополнительного образования по художественному воспитанию для детей дошкольного возраста
«Бумажные фантазии»
(срок обучения – 1 год)
Возраст детей – 5-6 лет
Руководитель кружка: воспитатель
Власова Светлана Алексеевна
г. Оханск, 2016 г.
Пояснительная записка
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно развиты. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш.
Я считаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, т.к. слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание и связная речь. Учитывая важность этой проблемы, считаю целесообразным вести работу в этом направлении.
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Техника квиллинга заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (шила, зубочистки…), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров. Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления и т. д., но и возможность реализовать свои творческие способности.
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании дошкольников.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями.
Цель – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук, и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Нормативно-правовое обеспечение:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
Устав МБДОУ «Детского сада №2», согласовано с начальником Управления развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского край, города Оханска от 27.12.2011 года (далее – Устав).
Лицензия на образовательную деятельность регистрационный №1805, серия РО № 035079 от 16 декабря 2011года, бессрочно.
Численность детей в группе кружка - 10 человек.
Возраст участников: 5-6 лет
Критерии отбора детей: На основе инициативы детей, запроса родителей.
Формы работы:
индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе)
Принципы:
Доступности (в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями)
Наглядности (иллюстративность)
От простого к сложному
Структура занятия:
1.Создание эмоционального настроя.
2.Вводная часть.
3.Основная часть.
4.Заключительная часть.
5.Рефлексия.
Ожидаемые результаты :В результате реализации программы дети:
научатся различным приемам работы с бумагой;
будут знать основные базовые формы квиллинга;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
овладеют навыками культуры труда; улучшат свои коммуникативные способности.
познакомятся и научатся работать с технологической картой и обозначением различных форм на схемах.
Техническое оснащение занятий.Для занятий в кружке необходимо иметь:
цветную бумагу
цветной картон
клей ПВА
зубочистку
Инструменты:
ножницы
карандаши простые
линейку
кисточки для клея,
салфетки
клеенку- подложку
Взаимодействие с родителями:
-Выступление на родительском собрании «Использование техники «квиллинг», как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
-Консультация «Волшебный мир квиллинга».
-Организация выставок детских работ для родителей. (ежемесячно)
Режим кружковой работы с детьми:
Старшая группа
Общее количество занятий 32
Количество часов в неделю 25 мин
Периодичность в неделю 1 раз
Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы «Бумажные фантазии»
Ф.И. Умение пользоваться инструментами и приспособлениями Знание базовых форм и условных обозначений Владение приёмами и навыками работы
Баллы: 0-не владеет, низкий уровень 1-владеет с помощью, средний уровень 2-владеет в полной мере, высокий уровень
Календарно-тематическое планирование

Тема
Цель Практика
октябрь
1 Вводное занятие.
Ознакомление детей с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы.Техника безопасности при работе с режущимиинструментами и клеями. 2. Материал – бумага. Знакомство с историей возникновения бумаги и о её свойствах. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга. Дети на практике знакомятся с видами бумаги (писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная) и её свойствами (прочность, водопроницаемость)3.
Основные формы “капля”,“треугольник”, “долька” Технологии изготовления форм“капля”,“треугольник”,“долька”. Знакомство с технологической картой и обозначением этих форм на схемах. Дети с помощью воспитателя, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.
4. «Дождик» Развивать умение детей правильно накрутить рол, напомнить о технологии изготовления тугого рола и свободной спирали. Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.
ноябрь
5. «Птицы» Знакомство с правильным выполнением формы «листик», «капля», «треугольник».
Знакомство с технологической картой и обозначением этих форм на схемах. Дети выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.
6. Грибы «Мухоморы» Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила ее составления. Применение формы в композициях. Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы белого цвета.
Составление композиции из форм.
7. «Осенняя композиция»
Знакомство с правилами создания данной композиции. Применение изученных форм в композиции. Составление композиции из форм.
8. «Овечка», «Поросенок»
Продолжать знакомство с технологической картой и обозначением изученных форм на схемах. Дети самостоятельно выполняют формы «свободная спираль», «тугой рол». Конструируют из этих форм
декабрь
9. Основные формы “завитки”. Знакомство с выполнением формы «завиток». Дети самостоятельно выполняют форму «завиток». Конструируют из этой формы.
10. «Снежинка» Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.
Продолжать знакомство с технологической картой и обозначением этой формой на схеме. Изготовление снежинок
Дети подбирают цветовую гамму, форму и размер.
11.
«Морозные узоры» Продолжать знакомство с технологической картой. Развивать умение составлять узор из формы «завиток»
Дети самостоятельно выполняют основные формы.
12. «Новый год» Развивать умение применять готовые формы в композициях. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность.
Составление композиции из форм. Дети продолжают коллективную работу. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.
январь
13. Основные формы «полукруг», «стрела».
Развивать умение детей правильно выполнять формы «полукруг», «стрела». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах
Дети самостоятельно выполняют формы «полукруг», «стрела». Конструируют из этих форм.
14. Коллективная работа.
               (1 занятие)   
Способы и правила составления композиции. Применение формы в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.
15.
Коллективная работа.
(2занятие)
Развивать умение применять готовые формы в композициях. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность.
Коллективная работа.
Составление композиции из форм. Дети продолжают  коллективную работу.
16 Изготовление цветов.
( 1 занятие)
Знакомство с технологией изготовления простых и бахромчатых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Приёмы работы и сборки цветов, правильно  подбирать цветовую  гамму.
Дети выполняют основные формы. Конструируют цветы из основных форм.
февраль
17.
Открытка – «валентинка».
Познакомить детей  с примерами оформления открытки-валентинки, с  технологией изготовления открыток с элементами плетения. Дети самостоятельно разрабатывают дизайн своей открытки. Выполняют необходимые заготовки.
18. «Открытка для папы»
Развивать умение обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру.
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Дети самостоятельно выполняют основные формы.
Показать примеры работ.
19.
«Забавные животные» Развивать умение применять нужную форму в работе. Развивать творческое воображение. Продолжать работу с технологической картой. Составление композиции из форм.
20. «Рыбки в аквариуме»
Развивать умение применять нужную форму в работе.
Продолжать работу с технологической картой.
Дети учатся приемам изготовления рыбок из форм. Подбирают цветовую гамму, форму и размер.
Март
21
Открытка «Ирисы».(1 занятие) Продолжить работу с формами «полукруг», «стрела», изготовление цветов из этих форм Работа выполняется индивидуально. Дети делают заготовку к открытке.
22 Открытка «Ирисы».
(2 занятие) Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Дети продолжают выполнять необходимые заготовки.
Собирают открытку.
23
Открытка для мамы.(1занятие) Познакомить с примерами оформления открыток. Просмотр презентации «Открытка для мамы». Дети разрабатывают дизайн открытки. Делают эскиз. Выполняют необходимые заготовки. Работа выполняется индивидуально.
24 Открытка для мамы.(2занятие) Развивать умение применять готовые формы в композициях. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность.
Дети собирают открытку. Работа выполняется индивидуально.
апрель
25
Коллективная работа «Жар птица»
(1 занятие)
Развивать умение составлять композицию из разных изученных форм, развивать творческое воображение
Составление композиции из форм. Дети выполняют коллективную работу.
26 «Жар птица»
(2 занятие)
Развивать умение составлять композицию из разных изученных форм, развивать творческое воображение Коллективное составление композиции по выбранной тематике.
27
Оформление фото рамки. Знакомить с примерами оформления фото рамки. Просмотр презентации «Фото рамка». Дети разрабатывают дизайн фото рамки. Делают эскиз. Выполняют необходимые заготовки.
28 «Пасхальное яйцо». Знакомство с технологией выполнения поделки «Пасхальное яйцо».
Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.
Разработка дизайна поделки «Пасхальное яйцо».Изготовление базовых форм Сборка поделки.
май
29
Цикл творческих работ.(1занятие) Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с темой выполняемой работы.
30 Цикл творческих работ.(2занятие) Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с темой выполняемой работы.
31-32
Диагностика
Список используемой литературы:
1.С. Соколова. Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с. 2.Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.-"Просвещение", Москва 1982. 3.А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
4.http: stranamasterov.ru