Формирование учебно-познавательной компетенции у обучающихся на уроках математики.

Формирование учебно-познавательной компетенции у обучающихся на уроках математики.

Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально-грамотной.
Известно, что наибольшая способность к развитию проявляется в детстве: закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера. Складываются многообразные отношения с окружающим миром. Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок - пожнешь привычку; посеешь привычку- пожнешь характер; посеешь характер - пожнешь судьбу». Так формируется жизненная линия человека. Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления и формирования. В настоящее время в условиях реализации ФГОС, одной из главных задач образования является развитие компетенций учащихся. Главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, может стать востребованным в любой стране мира. В соответствии с этим, ожидаемые результаты определены в виде ключевых компетенций выпускника:
ценностно-ориентационная компетенция;
общекультурная компетенция;
когнитивная компетенция;
информационно-технологическая компетенция;
компетенция социального взаимодействия;
компетенция личностного саморазвития;
коммуникативная компетенция.

В этих требованиях подчеркивается важность формирования у учащихся навыков рациональной организации учебного труда, общих учебных умений и навыков, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для последующей учебно-познавательной деятельности школьников, способствуют приобретению глубоких и прочных знаний. Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Ключевые (базовые, универсальные) компетенции многофункциональны, надпредметны и многомерны. Овладение ими позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни. Ключевые компетенции основываются на свойствах человека и проявляются в определенных способах поведения, которые опираются на его психологические качества, включают широкий практический контекст с высокой степенью универсальности. Выделены следующие группы ключевых компетенций: целостно - смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно -познавательные, информационные, коммуникативные, социально - трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.
Ключевые компетенции формируются на опыте собственной деятельности, в учебном заведении, на уроке, изучая различные дисциплины. В каждом учебном предмете можно определить число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.
Реализовать учебно-познавательные компетенции возможно на уроках математики. В школьной образовательной практике можно выделить: -математическую компетентность - уметь работать с числом, числовой информацией (владеть математическими умениями); -коммуникативную (которая тесно соотносится с языковой) - уметь вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться; -информационную – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации; -автономизационную-быть способным к саморазвитию, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности; -социальную-уметь жить и работать с людьми, с близкими, в коллективе, в команде; -продуктивную - уметь работать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них; -нравственную - готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам. При формировании содержания образования происходят и конкретизация, и наполнение ключевых компетенций.
Задача учителя – мобилизовать ученические ресурсы: память, мышление, смекалку, развивать умение высказать свою точку зрения, умение работать с компьютером. При этом главной проблемой учителя является поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы. При этом учащиеся должны уметь пользоваться средствами информации и информационными технологиями.
При изучении любого учебного предмета организуется учебная деятельность учащихся, следовательно, существуют возможности формировать учебно- познавательную компетенцию. По мнению А.В. Хуторского, учебно- познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности, добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях.
Учебно- познавательные компетенции:
-умения учиться;
-умения отыскивать причины явлений;
-самостоятельное выявление допущенных ошибок;
-самостоятельное выполнение домашнего задания.
Среди учебно-познавательных компетенций одной из главных является деятельностная компетенция, которая включает элементы логической, методологической учебной деятельности, целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку, приемы решения учебно-познавательных проблем, функциональную грамотность.
Целеполагание – установление учеником и учителем целей и задач обучения на определенном этапе.
Первым и важным этапом является целеполагание. Ученик сам формулирует цель изучения темы и записывает ее в «карту-схему». Сформулировать цель деятельности – трудная задача для многих взрослых людей, а для учащегося тем более. Поэтому можно сформулировать цель и сначала написать ее карандашом, а затем (в процессе работы) вернуться и откорректировать ее, написав окончательный вариант.
Следующим этапом деятельности ученика является составление программы изучения данной темы. Ученику предоставляется право выбора упражнений, предложенных автором учебника, и дополнительных материалов, предложенных учителем. Среди данных упражнений ученик имеет право выбрать задания разного уровня. Составив свою программу, он приступает к ее осуществлению. Ученик имеет право корректировать программу в силу каких-либо причин. Например, если он выполнил все задания уровня «А», то дополняет их заданиями уровня «В». Если при выполнении заданной программы он допустил много ошибок по теме, ранее изученной, то дополняет данную программу дополнительными заданиями. На уроке всегда есть возможность найти задания по любой теме, изученной ранее.
Таким образом, не задумываясь над этим, ученик включает себя в рефлексию своей деятельности (осмысление цели, корректирование программы). Ученик систематически подводит итоги работы на уроке, дома и заносит количество выполненных заданий в «карту-схему», выделяет задания, которые вызвали затруднения, с целью получения консультации по решению задачи у учителя, соседа по парте, просто одноклассника. Основная задача каждого ученика – приобрести опыт работы с материалами по данной теме до контрольной проверки знаний. Результаты срезовых письменных работ заносятся в оценочную карту. В работе учитель выделяет ошибки и темы (иногда это делает ученик), по которым допущены ошибки (с целью составления подпрограммы деятельности ученика).
После завершения изучения темы ученик отвечает на следующие вопросы:
Достиг ли ты поставленной цели?
Что помешало, если результаты слабые?
Над чем необходимо работать, чтобы исправить свои ошибки?
Какая и чья помощь требуется?
Ученик самостоятельно подводит итоги деятельности, анализируя полученный результат работы (качество обучения). Таким образом, каждый ученик совместно с учителем двигается по своей учебной траектории, что позволяет первому, независимо от изучаемой области, включать себя в целеполагание (учиться формулировать цель любой деятельности), организовывать и планировать свою деятельность, деятельность подчиненных, регулярно проводить анализ деятельности, корректировать ее, подводить итоги, делать выводы. Данный подход позволяет учителю организовать работу каждого ученика на уроке и дома, обеспечить сотрудничество ученика с одноклассником и учителем, скорректировать его деятельность, целенаправленно работать с целью достижения успешного результата.
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостастаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и их возможности овладения ими с помощью средств различных учебных дисциплин.
Рефлексия включает осознание осуществленной или осуществляемой деятельности, ее типов и способов. На наш взгляд, главной целью деятельности учителя на уроке является создание условий (подбор средств и методов) для развития деятельностной компетенции учащихся. Для осуществления этой цели была разработана «карта-схема», которая позволяет каждому ученику быть активным участником урока.
На уроках математики я применяю различные формы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные. Чаще всего сочетаю фронтальную и индивидуальную работу с групповой работой. Применение общих форм работы в соответствии с конкретными целями обучения дает множество конкретных форм организации учебно-воспитательной работы: урок, семинар, лекции, практические и лабораторные работы. кружковые, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Особенно активным методом работы на уроке является: деловая игра, защита творческих проектов, путешествие.
На таких уроках создаются условные ситуации, где учащиеся находят выход из создавшихся ситуаций. При выполнении практических и лабораторных работ учащиеся учатся извлекать пользу, связывать полученные на уроке знания с практической деятельностью.
На таких уроках учащиеся учатся упорядочивать свои знания, учатся организовывать свои собственные приемы изучения данного материала, учатся создавать проблемы и решать их, самостоятельно занимаются своим обучением. Учатся отстаивать свое мнение, ищут нужную информацию, опрашивают окружение, учатся работать с документацией, таблицами, картами, схемами, графиками. Учатся думать, организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, учатся противостоять неуверенности и сложности, дискутировать и отстаивать свое мнение, сотрудничать, договариваться, учатся оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, с окружающей средой.
Я считаю, что современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Что позволит решить типичную проблему российской школы.
Методика формирования учебно-познавательных компетенций.
1-й этап – вводно-мотивационный.
Эффективными являются методические приемы, достаточно впечатляющие для привлечения непроизвольного внимания учащихся, возбуждения у них положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу и внутренней потребности его познаний. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить какова основная учебная задача предстоящей работы.
2-й этап – открытие математических знаний
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие концентрации внимания, проведения, самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.
3-й этап – формализация знаний.
Основное назначение приемов на этом этапе – организация деятельности учащихся, направленной на всестороннее изучение установленного математического факта, на применение аналитико-систематического метода поиска.
4-й этап – приложения математических знаний
Приемы созданий проблемных ситуаций на данном этапе должны активизировать исследовательскую деятельность учащихся и способствовать глубокому усвоению учебного материала.
5-й этап – обобщение и систематизация.
Приемы должны установить связь между изученными математическими фактами, привести знания в систему, осуществить управление самообразованием учащихся.
Лучше всего для реализации ценностно-смысловой компетенции подходит проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.
На первый взгляд, довольно трудно реализовать общекультурную компетенцию на уроках математики. Однако возможно использование задач со скрытой информационной частью.
Например: “Известно, что ученик 2-го класса должен каждый день уделять по 2 часа на выполнение домашнего задания. Сколько часов в неделю ученик затратит на выполнение домашнего задания?”. Таким образом, работая над данной задачей, учение невольно усваивает общепринятые гигиенические нормы. Это организация учебного труда, распределение своего времени в течение дня, выполнение домашнего задания за определенное время.
Задачи со скрытой , неявной информационной частью несложны в работе, и данный прием вполне применим в школе. Важно только при подведении итогов урока акцентировать внимание учеников не только на математических составляющих урока, но и на общекультурных.
Реализация учебно-познавательной компетенции не вызывает особых трудностей, т. к. ее становлению способствуют различные практические приемы организации работы учеников. Одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т. к. им предстоит сдавать ГИА, ЕГЭ
Учебно-познавательная компетенция реализуется в современной школе, она имеет практическую направленность в творчестве учащихся, в исследовательской деятельности. Во внеурочное время организуется работа по созданию научных проектов по математике. Однако не следует забывать о значимости данного направления в будущей жизни ребенка.
Подводя итог работы можно сделать следующий вывод - учебно-познавательная компетенция может реализовываться силами математики.
Карта самооценки отношения учащихся к учебе
Предполагаются однозначные ответы - "да" или "нет"
Свойства ума:
Стремление вникать в суть проблемы,
Самостоятельность,
Сообразительность
Изобретательность
Отношение к учебе:
Ответственное,
Избирательное,
Равнодушное,
Отрицательное.
Умение мыслить:
Нахожу причины явлений,
Делаю самостоятельно выводы из фактов,
Хорошо усваиваю теорию,
Стремлюсь применять знания на практике.
Познавательные трудности:
Не всегда понимаю материал по предмету,
Трудно применять теорию на практике,
Нет усидчивости, терпения,
Нет упорства при неудачах,
Не в состоянии оценить свои знания,
Повторяю одни и те же или схожие ошибки.
Умение учиться:
Знаю особенности своей памяти,
Разумно использую учебное и свободное время,
Умею самостоятельно работать с книгой.
Анкета для учителя
Значимость формирования и развития учебно-познавательных компетенций ученика.
1.Необходимо ли современной школе развивать учебно-познавательные компетенции ученика?
2.Ваш теоретический уровень по данной проблеме?
Низкий. Средний. Высокий
3.Ведется ли вами работа по установлению с учеником целей и задач обучения на определенном этапе урока.
4.Предоставляете ли вы право ученику выбрать задания разного уровня?
5.Какие виды деятельности обучающихся используете для активизации их самостоятельной деятельности?
6.На каком этапе урока вы проводите рефлексию?
7.Предлагает ли вы методические рекомендации по выполнению и проверке домашней работы.
8.Каким наработанным материалом по данной проблеме можете поделиться с коллегами?
Как Вы думаете, ученики относятся к вам:
Как к гению;
Как к талантливому учителю;
Как к хорошему учителю и хорошему человеку;
Как к веселому, доброму другу;
Как к требовательному и жесткому учителю;
Как к прохожему;
Как к человеку, который научить не может;
Как к грубому, крикливому, самодовольному человеку.



 Использованная литература:
А.В.Хуторской «Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированного образования». «Народное образование» - 2003г. с.58-64.
Л.П.Алексеева, И.С. Шалыгина «Состояние и проблемы профессиональной компетентности» - М. НИИВО, 1994г.
Хуторской А.В. Личностно-ориентированный подход к обучению. – М., 2006.
Якиманская И.С. Технология личности

15