Статья для логопедов, дефектологов, психологов, родителей на тему: Леворукость у детей


Леворукость у детей.
Многие родители проявляют беспокойство, когда замечают, что их дети рисуют и пишут не правой рукой, а левой, пытаются их переучить и даже обращаются к врачу.Так надо ли вообще пытаться переучивать такого малыша?
Около 90% всех людей имеют правую руку и только 10% - это леворукие и амбидекстры (обоерукие). В основе леворукости лежат ассиметрии структуры и функции двигательного анализатора головного мозга. Поэтому насильственное изменение сложившейся системы работы двигательного анализатора, т.е. насильственное переучивание леворуких детей может привести к нежелательным последствиям. Не менее чем у 40-50% переученных детей, как правило, меняется поведение: они становятся раздражительными, вспыльчивыми, учащаются реакции протеста по отношению к родителям, воспитателям и педагогам. Ухудшается ночной сон и аппетит, в некоторых случаях возникают ночной энурез, заикание. Ребенок жалуется на усталость правой руки, повышенную утомляемость. Такие дети в 5-6 раз чаще страдают неврозами.
И если леворукость раньше пытались переучить, то на сегодняшний день этот подход коренным образом переменился. Леворукость в настоящее время не определяется как патология и для беспокойства причин нет. Однако, о замеченных у ребенка признаках леворукости родители или воспитатели должны как можно раньше сообщить педиатру. Левшу надо проконсультировать и у детского невропатолога. Он решит вопрос: является ли леворукость у ребенка естественной или это симптом остаточных явлений заболевания центральной нервной системы, требующих как можно более раннего специального лечения.
Что можно порекомендовать родителям «левши»? Это внимательное и бережное отношение к ребенку. Не создавайте в семье обстановки «чрезвычайного происшествия», меньше обращайте внимание на его «исключительность». Не обсуждайте в присутствии ребенка хорошо это или плохо быть левшой.
Леворукий ребенок, попадая в «праворукий» мир, чувствует себя неудобно (мама заставляет держать ложку правой рукой, а удобнее – левой; воспитательница в детском саду перекладывает ножницы в правую руку). Условия жизни и труда в обществе создаются исключительно на праворуких. Давление праворукого окружения прослеживается во всех сферах жизни дошкольника.
Начало занятий в школе приносит маленькому левше новые трудности. Самой острой проблемой обычно бывает проблема обучения ребенка письму. Всем известно, что русский алфавит, на котором мы пишем, предполагает начертание букв в словах слева направо. Если ребенок пишет правой рукой, то он сразу видит результаты своего написания. Левша, напротив, в таком незначительном, но в повседневном моменте сталкивается с двумя трудностями, усложняющим его жизнь. При написании левой рукой он может «смазать» только что выведенные с таким трудом буквы, а во вторых он не имеет возможности проконтролировать себя – не допустил ли он в написанном слове ошибок? В школе леворукому ребенку надо непременно определить за партой место с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем своего соседа по парте. Дома, выделяя место для занятий, нужно сделать так, чтобы свет из окна падал с правой стороны. Нередко в самом начале обучения ребенок путает правую и левую стороны листа и пытается начать строку справа. В таких случаях следует пометить карандашом левую сторону листа, объяснив ребенку, что именно здесь начинается строка. Для того чтобы преодолеть стремление ребенка к перевернутому «зеркальному» письму, следует предложить ему писать буквы и слова по заранее заготовленным трафаретам. В играх, во внеклассной работе необходимо учитывать особенности темперамента леворуких детей. Большой деликатности требуют беседы с такими детьми. Важно объяснить им, что леворукости не надо стесняться и скрывать ее. Левши внесли большой вклад о общечеловеческую культуру – это и писатели, и поэты, и художники, и учителя…примеров тому великое множество. Это поможет ребенку преодолеть чувство неполноценности.
Перед родителями, воспитателями и учителями встает вопрос определения ведущей руки. Своевременное выявление детей, склонных к леворукости, позволит предотвратить их необоснованное переучивание и предупредить нарушения в развитии личности и тем самым сохранить психическое здоровье ребенка. В возрасте 5-6 лет необходимо провести диагностику на определение ведущей руки.
Одним из традиционных способов диагностики является метод количественной оценки выполнения таких заданий, которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных, бытовых действий. У ведущей руки (или ноги) больше кости и мышцы, она лучше выполняет функции, является более предпочтительной при выполнении ответственных заданий. Обстановка при проведении тестирования должна быть непринужденной, доброжелательной, естественной, чтобы ребенок почувствовал себя уверенно. Все необходимые материалы следует положить на равном расстоянии от обеих рук.
Чтобы узнать, какая ведущая рука у вашего ребенка, вы можете использовать следующие несложные тесты:
Ударить палочкой по музыкальному инструменту (барабан, металлофон).
Разложить разноцветные палочки в соответствии с заданным образцом (домик, забор).
Нарисовать круг, квадрат и треугольник правой и левой рукой (посмотреть, какой рукой рисунки выполнены ровно).
Построить башню из кубиков.
Вырезать фигурный рисунок по контуру.
Выложить из букв слово.
Собрать пирамиду из колец.
Собрать матрешку.
Опустить фигуру в коробочку, в крышке которой сделаны прорези, соответствующие по форме основаниям геометрических фигур.
Разложить карточки с изображением предметов по группам.
• Ребенку вручается несколько спичечных коробков. Задание: найди спичку в одном из коробков. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрываёт коробок.
• Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.
• Ребенка просят развязать несколько узлов на шнурке средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
• Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т.д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
• Ребенка просят подбросить и поймать небольшой мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука. При раздаче карт их раскладывают ведущей рукой.
• При хлопках в ладоши ведущая рука - сверху.
• Ребенка просят погладить игрушку, держа ее в руке, гладит ведущая рука.
• Нарисовать пальцем одной руки круги на ладони другой -рисует ведущая рука.
• Не ведущая рука держит часы, ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
• Ведущая рука держит нитку и вдевает ее в ушко, а не ведущая рука держит иголку.
• При переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец ведущей руки. Ребенка просят поднять лежащий ка полу предмет. Это действие очень редко выполняется не ведущей рукой.
• Узнайте, имеются ли у ребенка близкие родственники с ведущей левой рукой. • Вспомните, в возрасте до одного года какой рукой чаще пользовался ребенок (брал погремушку, ложку и т.д.).
• Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу? • Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования.
• Предложите ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет? • Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки лежит сверху?
• Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет на верху?
Усложненные задания
Выложить буквы из зерен.
Выложить букву из шнурка.
Разобрать кнопки из мозаики в коробочки по цвету.
Тест на определение ведущего глаза
Разглядывание в «подзорную трубу». Ведущий (по прицельной способности) правый глаз чаще отмечается у праворуких, а левый – у 40% леворуких.
Тесты на определение ведущей ноги
Толкнуть мяч ногой.
Присесть с выставлением ноги вперед.
Предложите ребенку топнуть ногой. Какой ногой он топнул?
Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?
При тестировании ребенка правильно дозируйте время!
Переучивать леворуких детей не следует, так как это может привести к нежелательным последствиям. Переучивание ребенка (изменение его специфических качеств) влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость; невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание). У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.
Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею. Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, во не забывать о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.
В процессе развития у ребенка может самостоятельно произойти смена доминирующего полушария, после чего у праворукого ребенка может развиться так называемое «скрытое левшество» (критический период - 11-12 лет). Смену доминирующего полушария у ребенка следует принять как естественное проявление развития.