Обобщение опыта работы на МО учителей — логопедов и дефектологов на тему Формирование учителем – логопедом предпосылок к учебной деятельности через использование театрализованных игр


Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 31 комбинированного вида
«Звёздочка» г. Орска»

Учитель – логопед
Козлова Л.В.
Формирование учителем – логопедом предпосылок к учебной деятельности через использование
театрализованных игр.
На этапе завершения детьми дошкольного образования ФГОС ДО предполагает, формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности. Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста является важной частью дошкольного образования и залогом успешного школьного обучения.
Развитие личности обеспечивается формированием универсальных учебных действий, которые выступают в качестве основы процесса образования и воспитания. Функция дошкольной ступени образования состоит в приобретении детьми начального опыта выполнения тех универсальных действий, которые позволят им в будущем стать успешными в школе и в жизни.
Для более успешного формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста огромным стимулом является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях, деятельности которая способствует раскрепощению и развитию каждого ребёнка, формированию коммуникативных умений и навыков. Такой деятельностью являются игры перевоплощения, театральные этюды и театрализованные игры.
Использование игр перевоплощений, театральных этюдов (схожих с психогимнастикой, которые требуют передачи нескольких действий, объединенных сюжетом, например: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Да и нет не говорить, черный с белым не носить. Вы, …(поедете на бал)?») и театрализованных игр в совместной деятельности, создает оптимальные условия для формирования устной речи на основе понимания воспринимаемой речи и речевой практики. Активизирует внутреннюю и внешнюю речь через включение мыслительной деятельности для решения проблемных ситуаций и задач. Передачи содержания диалога через высказывания, верно лексико-грамматически и логически сформулированные с сохранением связи последующего высказывания с предыдущим, без нарушения целостности текста всей сказки.
Театрализованные игры отличаются друг от друга художественным оформлением и спецификой детской деятельности. В одних дети играют спектакль сами, как артисты (каждый ребенок исполняет свою роль), в других действуют, как в режиссерской игре: изображают героев с помощью игрушек, озвучивая их роли как настоящие артисты-кукловоды (с использованием настольногo театра с объемными и плоскостными фигурками, стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др). Включаясь в игру дети: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Участвуя в театрализованной игре, ребёнок чувствует себя свободно и раскованно, что помогает ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, а так же преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе.
Использование вышеперечисленных игр учителем – логопедом в организованной образовательной деятельности в соответствии с перспективно – тематическим планированием, решаются такие задачи как:
- пополнение и активизация словаря (за счет слов, обозначающих названия предметов, героев, действий, признаков);
- развитие артикуляционной моторики, напрямую связанную с дикцией воплощаемую в театральных формах («Покажите, как волк скалит клыки», «Как дышит собачка, высунув широкий язычок»);
- развитие речевой интонационной выразительности (в младшем возрасте проводится со звукоподражаниями);
 - мимики, жестов с элементами пантомимы (дети учатся передавать мимикой страх, боль, испуг, сострадание);
- формирование навыка словоизменения и словообразования;
- образование звукослоговой структуры («Прошагай, кто из героев быстрее доберется до леса»);
- развитие мелкой моторики (пальчиковые игры + театр теней), а работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, нести ответственность за управление куклой;
- согласование речи с движением без музыкального сопровождения (не простой вид заданий);
- развитие памяти с расширением словарного запаса (подбор и запоминание определений), отгадыванием загадок;
- развитие слухового восприятия (узнай по описанию героя сказки, нарисуй по описанию);
- логического мышления: что сначала, что потом;
- автоматизация всех поставленных звуков;
- закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
- совершенствование монологической и диалогической форм речи;
- воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в парах и коллективе.
Рассмотренные выше игры (игры перевоплощения, театрализованные игры и театральные этюды), создают оптимальные условия для коррекции речевых нарушений, повышения мотивации на устранение собственных речевых дефектов, а также формируют навыки самоорганизации деятельности, которые являются универсальными предпосылками учебной деятельности, формирующиеся к 6 – 7 годам. Так дети на этапе завершения дошкольного образования:
сознательно подчиняют свои действия правилам – обобщенно определяющим способ действия,
внимательно слушают говорящего, точно выполняют задания, предлагаемые им в устной форме, как учителем – логопедом, так и партнерами по игре,ориентируются на заданную систему требований:
говорить громко, выразительно,
четко проговаривая автоматизируемые в речи звуки,
грамматически верно оформляя свое высказывание,
глядя на собеседника (здесь формируются вербальные и невербальные способы коммуникации такие как, вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю, с использованием контакта глаз, мимики, жестов, позы и интонации).формируется умение действовать согласованно в парах и малых группах.
Сформированный на дошкольной ступени образования опыт выполнения коммуникативных действий, поможет принимать от учителя
учебную задачу,
строить свою деятельность в соответствии с его требованиями,
что в свою очередь будет способствовать овладению детьми системой универсальных учебных действий, позволяющих им осваивать способы и нормы участия в спорах и дискуссиях, проявлять инициативность в приглашении к учебному диалогу сверстников и учителя, приведет к достижению качественного освоения ФГОС ООО, позволит стать успешными в школе и в жизни.