Анализ работы кружка «Первый раз в пятый класс: программа адаптации младших подростков к средней школе»


Анализ работы кружка
за 2014-2015 учебный год
На начало года: 15 человек
На конец года: 15 человек
В программе кружка: «Первый раз в пятый класс: программа адаптации младших подростков к средней школе» ставилась
цель: способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы;
формулировались задачи: формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности; формирование устойчивой учебной мотивации детей; создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований; повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков; освоение детьми школьных правил; выработка норм и правил жизни класса; формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях; развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
Программа дополнительного образования социально-психологической направленности предполагает занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формировались на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики. Важно чтобы были сформировть умения и навыки, определяющие успешность адаптации: умение осознавать требования учителя и соответствовать им; умение устанавливать межличностные отношения с педагогами; умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы; навыки общения и достойного поведения с одноклассниками; навыки уверенного поведения; навыки совместной (коллективной) деятельности; навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем; навыки самоподдержки; навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей. Задания программы направлены не только на формирование вышеперечисленных навыков, но и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
Методическая работа руководителя кружка заключалась в подборе и использовании методической литературы и других методических материалов, изготовлении раздаточных материалов, применении технических средств, отслеживании эффективности предлагаемых методик, систематическом диагностировании эмоционального состояния каждого ребенка,, развитии познавательной и творческой активности детей, в формировании у них устойчивого интереса к знаниям, умение самостоятельно их добывать, осознавать связь этих знаний с жизнью.Основной проблемой, на мой взгляд, в прошедшем учебном году было посещение кружка, т. к. некоторые младшие подростки во вторую половину дня посещали учреждения дополнительного образования: музыкальную школу, кружки, секции и др., потому часто отсутствовали на занятии.
Вывод: в ходе работы по реализации программы кружка у большинства младших подростков сформировалась устойчивая самооценка; снизилось количество обучающихся с низким уровнем адаптации, с дезадаптацией, с высоким уровнем тревожности (школьной, самооценочной, межличностной); учебная мотивация стала более устойчивой, повысился уровень психологической готовности к обучению, к формированию учебных навыков; дети лучше усвоили школьные правила, научились более верно выбирать адекватные формы поведения в новых школьных ситуациях; социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями, другими сотрудниками школы стали более качественными.