Итоговый урок по МДК.03.02 Теория и методика развития речи у детей по разделу Подготовка к обучению грамоте


Тема урока: Итоговый урок по разделу «Подготовка детей к обучению грамоте».
Цель урока: закрепить и систематизировать знания студентов по изученному разделу. Продолжать развивать умения отбирать необходимую информацию для ответа на задания теста. Формировать ОК 6; ПК 3.1,3.4.
Тип урока: итоговый
Структура: ОМ - 2 мин.
ПЦ - 2 мин.
Тесты-20 мин.
ПР -60 мин.
ДЗ - 3 мин.
ИУ -3 мин.
Межпредметные связи: 1). Детская психология (исследования Д.Б. Эльконина); 2). История педагогики (методика обучения детей чтению в древности); 3). Методика преподавания русского языка в начальной школе (обучение грамоте, письмо).
Оборудование: конспект урока, индивидуальные тесты, схема анализа конспекта занятия, доска, мел.
Ход урока:
Итоговый урок по разделу «Подготовка детей к обучению грамоте» будет состоять из нескольких частей.
1 часть – проверка теоретических знаний по разделу с помощью ответов на тестовые задания, проверка тестов в соответствии с ключом.
2 часть - работа в подгруппах по анализу конспектов занятий, развёрнутая оценка работ товарищей.
3 часть - составление аннотации на статьи по разделу из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду».
1 часть У вас на столах тестовые задания, на их выполнение вам даётся 15 минут. После завершения работы мы проверим ответы по ключам и выставим оценки. За выполнение каждого задания вы получаете 1 балл.
Тестовые задания по разделу
«Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
1.Продолжите определения
Письмо Перевод или кодировка _______________________________________
___________________________________________________________
Чтение Воссоздание ________________________________________________ ________________________________________________обозначения
Фонематический слух Это способность человека ____________________________________
___________________________________________________________
Интонационное выделение звуков в слове
Особое произнесение слова, __________________________________,
_________________________________________________________ в зависимости от характеристики звука.
Звуковой анализ слов
Под звуковым анализом понимается ____________________________ следования звуков в слове и __________________________________
_______________________.
2.Вставьте недостающие
Направления работы по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте
ознакомление детей со словом:
Вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи
ознакомление со словесным составом предложения:
Деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений
3.Выберите правильный ответ
Каково название современного метода обучения грамоте?
а) Метод целых слов
б) Звуковой аналитико-синтетический метод
в) Буквослагательный метод
г) Слоговой метод
4. Установите соответствие приёмов обучения
приемы ознакомления детей со словом Выделение слов голосом
Счет слов в предложении (количественный и порядковый)
Пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, табло)
Использование схем предложений
Составление предложений из разного количества слов
Называние слов последовательно
Называние слов вразбивку
Игры «Живые слова», «Хор», «Путаница»
Произнесение слов под хлопки и т.д.
приемы ознакомления с предложением Количественный и порядковый счет слогов в слове
Подсчет прикасаний тыльной стороной ладони к подбородку при произнесении слова
Схематическое изображение слогового состава слова
Моделирование слогового состава слова с помощью слоговой линейки
Игра «Живые слоги»
Подбор слов с заданным количеством слогов
Подбор слов с заданным слогом
«Превращение» коротких слов в длинные и наоборот
приемы ознакомления со словесным составом предложения Выделение воспитателем предложений из потока речи
Подсчет предложений в рассказе
Составление детьми предложений по картинкам, игрушкам
Графическое изображение предложений
Придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова
Придумывание названия к картине
Анализ смыслового содержания предложения
приемы ознакомления со слоговым строением слова Использование художественной литературы
А.Л. Барто «Игра в слове. Серова а», «Подскажи словечко», Игры и игровые действия
«Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо»
Сравнение слов со звукосочетаниями
приемы ознакомления со звуковым анализом слова Выделение воспитателем предложений из потока речи
Подсчет предложений в рассказе
Составление детьми предложений по картинкам, игрушкам
Графическое изображение предложений
Придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова
Придумывание названия к картине
Анализ смыслового содержания предложения
5. Приведите примеры дидактических игр и упражнений на развитие графических навыков детей старшего дошкольного возраста.
Ключи к тестовым заданиям по разделу
«Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
Продолжите определения
Письмо Перевод или кодировка звучащей речи на язык графических знаков
Чтение Воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения
Фонематический слух Это способность человека слышать и узнавать фонемы, то есть различать все звуки речи.
Интонационное выделение звуков в слове
Особое произнесение слова, при котором один звук в нём произносится длиннее или громче остальных, в зависимости от характеристики звука
Звуковой анализ слов
Под звуковым анализом понимается умение устанавливать порядок следования звуков в слове и давать им элементарную характеристику.
2.Вставьте недостающие
Направления работы по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Ознакомление детей со словом:
Вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи
Ознакомление с предложением:
Выделение его как смысловой единицы из речи
Ознакомление со словесным составом предложения:
Деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений
Ознакомление со слоговым строением слова:
Членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов
Ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов:
Определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы
3. Выберите правильный ответ
Каково название современного метода обучения грамоте?
б)
4. Установите соответствие приёмов обучения
приемы ознакомления детей со словом Использование художественной литературы
А.Л. Барто «Игра в слове. Серова а», «Подскажи словечко», Игры и игровые действия
«Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо»
Сравнение слов со звукосочетаниями
приемы ознакомления с предложением Выделение воспитателем предложений из потока речи
Подсчет предложений в рассказе
Составление детьми предложений по картинкам, игрушкам
Графическое изображение предложений
Придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова
Придумывание названия к картине
Анализ смыслового содержания предложения
приемы ознакомления со словесным составом предложения Выделение слов голосом
Счет слов в предложении (количественный и порядковый)
Пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, табло)
Использование схем предложений
Составление предложений из разного количества слов
Называние слов последовательно
Называние слов вразбивку
Игры «Живые слова», «Хор», «Путаница»
Произнесение слов под хлопки и т.д.
приемы ознакомления со слоговым строением слова Количественный и порядковый счет слогов в слове
Подсчет прикасаний тыльной стороной ладони к подбородку при произнесении слова
Схематическое изображение слогового состава слова
Моделирование слогового состава слова с помощью слоговой линейки
Игра «Живые слоги»
Подбор слов с заданным количеством слогов
Подбор слов с заданным слогом
«Превращение» коротких слов в длинные и наоборот
Трансформация слов (перестановка слогов в слове)
приемы ознакомления со звуковым анализом слова Использование художественного слова
Звуковые линейки
Интонационное выделение звуков в слове
Работа с картинками-схемами, карточками-схемами и фишками
Подсчёт звуков в слове
Подбор слов с определённым звуком
Игра «Живые звуки» и т.д.
5. Приведите примеры дидактических игр и упражнений на развитие графических навыков детей старшего дошкольного возраста.
2 часть Работаем в подгруппах по темам конспектов, в группу объединяются студенты с одинаковыми темами. Задача:
- необходимо проанализировать конспекты по схеме:
1) соответствие задач занятия теме
2) структура занятия
3) приёмы организации непосредственной образовательной деятельности детей
4) оригинальность и творчество
- расположить конспекты в соответствии с баллами: от высшего к низшему.
3 часть Составить аннотацию на предложенную статью, пользуясь инструкцией. Познакомить слушателей с аннотацией, включить статью в картотеку.
Инструкция
Аннотации к статье должны отвечать следующим требованиям.
– При подготовки аннотации не пересказывайте текст, ваша задача заинтересовать читателя. Полностью исключите свое личное мнение о статье.– Для вас статья может быть очень интересна, для других нет и наоборот. Не цитируйте статью. Пишите доступным и понятным языком для любой аудитории. Не используйте сложные предложения.
– Не используйте сведения, не относящиеся к данной теме статьи. Исключите из текста аннотации общеизвестные факты.
3
– Укажите, для какого круга читателей будет интересна данная статья. Если в статье присутствуют иллюстрации, укажите на это в аннотации.
– Прежде чем писать аннотации к статье, внимательно прочитайте статью.
– Ваша аннотация должна дать представление, о чем данная статья. Расскажите, чему посвящена данная статья и к каким выводам пришел, или какую проблему затронул автор.
– Пользуйтесь глаголами: рассматривается, исследуется, анализируется.– Аннотации к статьям должны краткими – не более 5 предложений.
Примерная структура аннотации к статье.1. Фамилия автора, название статьи.2. В статье рассмотрен…3. Особенность этой статьи…4. Автор предполагает…5. Автор делает вывод о…Прочитав вашу аннотацию, читатель примет решение ознакомится со статьей или взять ее себе на заметку.
Домашнее задание:
Продолжить составление картотеки.