Первый раз в 5 класс или проблемы школьной адаптации.


Родительское собрание
Слайд Первый раз в 5 класс
или проблемы школьной адаптации.
Дата проведения:
Выступил: Л.СтруноваЦель: обсудить проблемы школьной адаптации
Ход работы:
Слайд Главный смысл и цель семейной жизни —
воспитание детей. Главная школа воспитания детей —
это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. Сухомлинский В. А.
Любые изменения в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход из начального, в среднее звено школы является переломным периодом в жизни каждого школьника.
Уважаемые родители, почему как вы думаете этот период для детей переломный?
Дети стоят на пороге подросткового возраста, где ведущей деятельностью становится межличностное общение. Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к выводу, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию, отсюда и проблемы в поведении. Закрепляются черты характера, самооценка зависит от того, как ребенка ценят и воспринимают! Закладывается мораль, этика.
Слайд Проблемы этого возраста связаны с поиском путей основных потребностей:
1.Физиологической потребности, дающей импульс физической и сексуальной активности.
2.Потребность в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе.
3.Потребность в независимости от семьи.
4.Потребность в успехе, в проверке своих возможностей.
5.Потребность в самореализации и развитии собственного Я.
Слайд Переход связан с внешними измененими в жизни 5-классников:
1. Изменение условий обучения.  При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: стало МНОГО учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов - МНОГО.
2. Изменение требований. У каждого учителя-предметника свои требования, к оформлению работ, темп работы усиливается.
3. Отсутствие контроля. Всю начальную школу Вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает ему контролировать учебный процесс.
4. Пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком.
Прошу обратить внимание на признаки дезадаптации:
1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2.Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание
на другие темы.
4. Нежелание выполнять домашние задания.
5.Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.
Слайд С учащимися было проведено диагностирование, где было выявлена тревожность, самооценка, проявление гнева, познавательная активность.
диагностировано – 85 учащихся
тревожность 6 учащихся
гнев 3 учащихся
самооценка 20 учащихся
познавательная активность 10 учащихся
Рекомендации родителям:
-Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
-Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу в котором учится ребенок. Старайтесь вникать во все проблемы, о которых вам говорит ребенок. Не стоит его высмеивать, стыдить , а тем более приводить в пример тех детей, которые лучше справляются с процессом обучения. Как показывает практика, это приводит лишь к раздражению, нежеланию делиться с родителями своими переживаниями.
-Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
-Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация
обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
-Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи, мы хвалим не ребенка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности.
Притча: Ведь это всего один час…
После нелегкого рабочего дня вернулся один человек домой. Время было позднее, он измучился и устал, но обрадовался, увидев, что пятилетний сынишка ждет его на пороге дома. – Пап, – поприветствовав отца, тихо проговорил малыш, – можешь ответить? Я ждал, чтобы спросить…– Конечно, спрашивай! – воскликнул отец.– Сколько денег ты получаешь?– Да разве это твое дело?! Незачем тебе об этом знать!Ребенок поднял на него грустные глаза.– Я очень-очень прошу тебя, скажи, сколько ты зарабатываешь за один час?– Ну, допустим, пятьсот. И что дальше? Тебе-то какая разница?– Пожалуйста, папа, – очень серьезно промолвил ребенок, – займи мне триста рублей.Отец вышел из себя и закричал на сына:– Ты ведешь себя отвратительно! Я так устал, но вынужден стоять здесь и слушать твою пустую болтовню! Думаешь только об игрушках, дожидался меня лишь для того, чтобы выпросить денег на всякие глупости!Опустив голову, мальчик скрылся за дверью детской. А отец, рассерженный и огорченный, так и стоял, прислонившись к стене. «Вот бессовестный, – думал он, – как же мой сын эгоистичен. Однако… Может, и я был не во всем прав?.. Я напрасно на него накричал, ведь обычно дитя никогда не просит у нас с матерью денег. Значит, ребенок обратился ко мне неспроста». Он тихонько зашел в комнату сына и сел возле детской кровати. – Ты ещё не заснул, мой хороший? – шепнул он.– Нет, я лежу и думаю…– Не сердись на меня, сынок, я сегодня ужасно устал, поэтому и нагрубил тебе. Вот, возьми деньги и, пожалуйста, прости меня.Малыш обнял отца за шею, его глазенки радостно засветились.– Пап, спасибо, большое-большое спасибо!Мальчик вытащил из кармана пижамы несколько скомканных банкнот и добавил к ним только что полученные купюры. Отец снова начал ворчать:– У тебя, как оказалось, предостаточно денег, а ты жадничаешь и выпрашиваешь еще.– Нет, папочка, мне как раз этих трехсот не хватало. Вот теперь я собрал ровно столько, чтобы купить один, всего лишь один час твоего, папка, времени. Можно? Я очень прошу, приди завтра чуть раньше, чтобы мы сели ужинать все вместе: ты, мама и я…
Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, для ребенка важна и психологическая атмосфера в семье, она должна быть спокойной, стабильной, чтобы ребенок чувствовал себя комфортнее.
Адаптация ребенка к 5 классу непременно пройдет успешно, если ребенок будет ощущать родительскую любовь и поддержку
Классные руководители вам предоставят результаты диагностирования, так же даны рекомендации, если возникнут вопросы, обращайтесь. Спасибо за внимание!