Уроки по литературному чтению в 4 классе • Мифы Древней Греции. Миф «Дедал и Икар». • С. Бегалин Еж Есена • Ы. Алтынсарин Щедрый человек • «Бердибек Сокпакбаев Меня зовут Кожа» • « Мифы народов мира» • Рождение героя Гера хочет погубить Геракла. Древнегре


Уроки по литературному чтению учителя начальных классов Судаковой Натальи Вячеславовны в 4 «Б» классе СОШ Егиндыбулак

2013-2014 учебный год
Содержание:
Мифы Древней Греции. Миф «Дедал и Икар».
С. Бегалин Еж ЕсенаЫ. Алтынсарин Щедрый человек
«Бердибек Сокпакбаев Меня зовут Кожа»
« Мифы народов мира»
Рождение героя Гера хочет погубить Геракла. Древнегреческий миф
Или и Каратал


Тема: Мифы Древней Греции. Миф «Дедал и Икар».
Образовательные цели: расширить кругозор учащихся; познакомить их с Грецией; познакомить учащихся с героями мифа «Дедал и Икар»; раскрыть символический образ Икара.
Развивающие цели: стимулировать познавательный процесс, развивать коммуникативные способности учащихся; раскрыть потенциальные возможности детей; развивать творческие способности и интерес к литературе, учить использовать различные источники для поиска информации.
Воспитательные цели: воспитывать у учащихся инициативность в построении совместной учебной деятельности; формировать умение работать в команде; воспитывать у учащихся эстетический вкус.
Основные понятия: устное народное творчество, мифы.
Тип: новая тема
Методы: словесный Ход урока.
I.Орг. момент:
«Надежда - это сон наяву».Так говорил древнегреческий философ Аристотель.
-Как вы понимаете эти слова?
II.Постановка целей урока.-Какие надежды у вас на урок?
-Почему мы начали урок именно с этого высказывания?
1) мы изучаем мифы древней Греции;
2) герои произведения, которое вы читали дома, тоже надеялись на лучшее.
Работать на уроке мы будем в различных амплуа, те выполняя различные роли.
III.Актуализация опорных знаний.Миф - (с греческого) предание, сказание.Мифы помогали человеку жить в таинственном и сложном мире, они объясняли причины явлений природы, жизни, смерти, смены дня и ночи. В них говорилось о бессилии человека перед стихией: о борьбе его с враждебными силами, и об умении выжить, как бы то ни было трудно. Как же дошли до нас мифы древних греков? Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Их создавали бродячие певцы – аиды, странствующие от одного поселения к другому и останавливающиеся в домах вождей племен
IV. Работа по теме урока. Говорить о мифах Древней Греции и не знать, где находится Греция, как она выглядит, - невозможно. И мы отправляемся с вами на Балканский полуостров, в Грецию. Посмотрите на карту Европы. Греция находится на юге Европейской части, состоит из материка и 3 тысяч островов. Высшая точка Греции – гора Олимп (2917м). Здесь жили боги!Направляемся в Элладу ( так в древности называли Грецию) – колыбель древнегреческой цивилизации и культуры. Ее история насчитывает 5 тысячелетий. Все здесь: крупные города и мелкие деревушки, бесчисленные острова и высокие горы, каждый камень овеян временем, легендами, мифами. Посмотрите на эти фото и сделайте выводы сами!Греция –страна необыкновенной красоты.Можете себе представить, что мы наслаждаемся теми же видами, которыми наслаждались поэты и художники на протяжении столетий!Столица Греции – город Афины, он носит имя древнегреческой богини мудрости и познания.
-Какое впечатление на вас произвела Греция?
V. Анализ произведения.Выборочное чтение:
-Когда жил Дедал?
-Чем он был знаменит?
-Что изобрёл ученик Дедала?
-Почему Дедалу пришлось покинуть Родину?
-Как чувствовал себя Дедал на чужбине?
- О чём он думал, сидя на берегу моря?
- Какие слова он сказал перед полётом своему сыну?
- Как летел Икар?
- Как он погиб?
-Какие слова говорят об отношении Дедала к сыну?
VI. Физминутка.
VII. Обобщение и закрепление:-Что почувствовал царь Минос, когда к нему прибыл Дедал? -Чем занимался Дедал на Крите? -Из чего Дедал сделал крылья?
-Кто видел летящих сына и отца? - Что наблюдающие подумали?
-Как летел Дедал? -Что сделал Дедал после гибели сына?
-Могла ли эта история закончиться счастливо?
VIII. Итог урока: Что понравилось в мифе?
IX. Домашнее задание: стр. 8-10
Тема: С. Бегалин Еж ЕсенаЦель:
1. познакомить с биографией С. Бегалина, уметь анализировать прочитанное2. развить интерес к чтение
3. интерес к чтению
Тип: новая тема
Метод: словесный
Оборудование: учебник
Ход урока:
ОргмоментПроверка Д\з: стр. 138 – 140
Работа с новым материалом:
– биография автора:
Сапаргали Бегалин - детский казахский писатель. Родился в далёком ауле Семипалатинской области в семье скотовода. Когда мальчику исполнилось 7 лет, отец отвёз его к мулле для обучения грамоте. "Учёба давалась Сапаргали легко. Любознательный мальчик быстро овладел чтением и письмом.
Большую роль в судьбе будущего писателя сыграло тесное общение с братом отца дядей Исмагулом. Он закончил в городе Ташкенте мусульманское медресе и вернулся в родной аул. Из Ташкента дядя привёз много книг: произведения восточной литературы, учебники для обучения аульных детей в начальных классах медресе, книги по истории.
Исмагул сразу обратил внимание на способного и любознательного племянника Сапаша. Он щедро делился с, часто брал с собой в поездки по разным городам. Это пробудило в душе Сапаргали волнующие поэтические отзвуки. Он становится замечательным рассказчиком и исполнителем прочитанного и услышанного. А его искусная игра на домбре восхищает окружающих. Больше всего Сапаргали Бегалина привлекала поэзия великого Абая, которого он считал своим учителем.
Герои рассказов С. Вегалина - юные табунщики, чабаны, охотники. Эти весёлые, смелые и находчивые ребята любят свою Родину, активно помогают взрослым, ухаживают за животными.
С. Бегалин рассказывает о детях, которые занимаются своим любимым делом.
- чтение детьми по цепочке Ёж Есена стр. 142 - 144
4. физминутка5. работа по вопросам:
Как в доме у Есена появился ёж? Расскажи о поведении нового жильца .
Какие слова бабушки удивили Есена? Почему?
Что случилось утром в беседке? Прочитай. Что чувствовали мальчики, когда наблюдали за борьбой?
Найди в тексте предложение, в котором выражена идея произведения.
Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы ежа?
Как бы он выглядел? Что было бы вокруг?
Разделите текст на части, приготовьте пересказ.
6. Итог урока:
Происходили ли с тобой в жизни случаи, подобные этому?
Как бы ты вёл себя в такой ситуации?
7. Д\з: стр. 142 – 144
Тема: Ы. Алтынсарин Щедрый человек
1.познакомить с творчеством Ы.Алтынсарина, его произведениями.
2.Совершенствовать умения внимательно слушать друг друга, коммуникативные навыки общения.
3.Работать по привитию учащимся нравственных качеств: доброты, любви, труда, милосердия.
Ход урока.
1.Оргмомент
2.Д/З: чтение стихов
3.Постановка цели урока: Сбор ассоциаций к слову щедрый.
Составление кластера “Щедрый человек”.
- рассказ учителя о Ы.Алтынсарине- Чтение всего текста учащимися. Работа с текстом.
- Словарная работа: Кров, лишения, возомнить, чуждаться
– Какова цель этого произведения?– Как называется жанр, цель которого поучения?
– Какие произведения, которые вы уже читали, отражают жизненные принципы Атымтая Щедрого, о которых нам рассказал Ы. Алтынсарин? Я стану человеком. (Султанмахмут Торайгыров)
Я человеком стану, и, если буду жить,
Ничтожным и никчемным я не хочу прослыть.
Скорее предпочту я лежать в могиле тесной,
Чем на земле просторной невеждой жалким быть!
Я не хвалюсь – поймите! Мне нужен яркий свет!
Добыть сиянье солнца я твердый дал обет.
4 Итог урока: Закончить сегодняшний урок мне хочется словами поэтессы Веры Кушнир:
Простая доброта, внимательность простая –
Желание добра во всяком вызывает.
Не бойся же добром твоим делиться с братом:
Делясь, не жди себе награды и уплаты.
Д/З: стр. 100-101 читать
Тема: «Бердибек Сокпакбаев Меня зовут Кожа»
Цель:- познакомить с новым произведением;
Задачи:
формировать навыки осознанного, выразительного чтения, чтения разными способами ; учить находить в тексте ответы на поставленные вопросы; учить анализировать и обобщать;
- корригировать и развивать зрительное восприятие на основе упражнения на внимание, вербальную память на основе упражнений в запоминании и обобщении, логическое и ассоциативное мышление и воображение на основе активизации творческой деятельности обучающихся; пополнять активный и пассивный словарь обучающихся; способствовать развитию устной связной речи и умению работать в группе и паре;
- воспитывать любовь к чтению; воспитывать интерес к учёбе.
Тип: новая тема
Методы: словесный, поисковый
Оборудование: учебник
Ход урока:
1.Организационный момент.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Будем вместе мы трудиться,
Не пристало нам лениться!
Скороговорка
Кто хочет разговаривать,Тот должен выговариватьВсе правильно и внятно,Чтоб было всем понятно.Мы будем разговариватьИ будем выговариватьТак правильно и внятно,Чтоб было всем понятно.
2.Проверка домашнего задания.
- Что было задано на домашнее задание?
3.Работа в парах . Игра «Лото»
- На карточках названия произведений и авторы
- Вспомним изученные произведения
- Соберите названия произведений с авторами
Ыбрай Алтынсарин«Я стану человеком»
Султанмахмут Торайгыров«Щедрый человек»
Абай Кунанбаев«Домра»
Сакен Сейфуллин «Лето»
Мухтар Ауэзов«Юрта»
Сапаргали Бегалин«Еж Есена»
Музафар Алимбаев «Меня зовут Кожа»
Бердибек Сокпакбаев«Сирота»
- Назовите названия произведений и авторов
- С каким произведение незнакомы? Кто автор?
4.Работа с новой темой
- Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного
Казахского писателя Сокпакбаевым Бердибеком4667885-115570
Биография Сокпакбаев Бердибек (1924–1992 гг.)
Семья, где рос Бердибек, была очень бедной. Своё детство он очень красочно описал в повести «Бала шаққа саяхат» («Путешествие в детство») (1960). В 8 лет Бердибек лишился матери, это стало его постоянной болью до конца жизни. Любовь к знаниям привил мальчику его старший брат Сатылган, впоследствии погибший на войне. Мальчику пришлось много испытать и пережить: и тяжелый труд, и голод. Тем не менее, он рос очень любознательным и способным ребёнком.После школы прошел службу в армии. Затем — учеба в Алма-Ате в Казахском педагогическом институте имени Абая, позднее Сокпакбаев окончил Высшие литературные курсы в Москве. Работал учителем в школах родного района.
Писательскую деятельность Бердибек Сокпакбаев начал со сборника стихов. Он вышел в 1950 году и сразу нашел своих читателей. Следующая книга писателя — повесть «Чемпион» была выпущена в 1951 г.Самую большую известность Сокпакбаеву принесла повесть «Менің атым Қожа» («Меня зовут Кожа»). Она вышла в издательстве «Детская литература», а затем уже с русского языка была переведена на многие языки и издана за рубежом: во Франции, Польше, Чехословакии, Болгарии.По его произведениям «Меня зовут Кожа» и «Путешествия в детство» снимаются одноименные фильмы. Фильм «Меня зовут Кожа» удостоился премии на Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Каннах (Франция) в 19675. Работа с текстом Словарная работа
Седло, на поджаром саврасом трехлетке, крупа коня, жайляу, стремена, рубли, брюки- галифе,поводьяПервичное чтение
2. Чтение «цепочкой»
3. Ответы на вопросы - Куда решили поехать ребята?
- Найдите в тексте: Какая идея Султана показалась заманчивой и интересной для Кожи?
-Сколько денег было у Кожи?
- Какие чувства испытывал кожа когда вместо пятирублевки дал десятирублевку?
Найдите в тексте
- Чему хотел научить Султан Кожу?
- Что при этом испытал Кожа ? найдите в тексте
- Как бы вы охарактеризовали друзей?
Казахская пословица «С хорошим поведешься – мечты своей достигнешь, а с плохим же поведешься- беды не оберешься»
- Какая русская пословица созвучна с данной пословицей? (Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты)
- Я предлагаю вам просмотреть отрывок 2 главы
- Дайте характеристику Ребятам ( 1 вариант – Кожа, 2 вариант- Султан)
Перечень качеств характера:
правдивый
доброта
простота
целеустремленность
стойкость
спокойствие
скромный
общительный
жизнерадостный
вежливый
6. Подведение итогов.
Фронтальный опрос.
Кто является автором повести «Меня зовут Кожа» ?Что вы можете рассказать об авторе?
Кто является главным героем повести
Назовите его полное имя
Как называли его одноклассники
Как сам себя описывал Кожа?
Комментирование оценок.
7. Д/З: стр. 153-159
Тема: « Мифы народов мира»
Цели урока:
- познакомить учеников с понятиями «миф», «мифология»;
- показать природу мифа как форму познания и эстетического освоения окружающего мира;
- дать представление об активном влиянии мифов на культуру человечества.
Словарная работа: миф, мифология.
Тип: новая тема
Методы: словесный, поисковый
Ход урока
I.ОргмоментII.Вступительное слово учителя
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему погоны военных врачей и вывеска аптек украшаются чашей со змеёй? (Атрибуты бога врачевания Эскулапа). Почему мы говорим: « Фортуна от тебя отвернулась» (Фортуна – римская богиня счастья и удачи) или «Провалиться в тартарары» (Тартар -нижняя часть преисподней, ада).Откуда в нашем языке название месяцев январь, март, май, июнь? (Напоминание о римских богах Янусе, Марсе, Майе, Юноне). Как появились обозначения таких, например, химических элементов, как гелий, уран, плутоний, планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и др.
Источник всего, о чем мы сейчас говорим, один – мифология.
Мифы — устные предания о древних временах — родились в первобытную эпоху, на заре человечества. Древний человек жил в постоянном общении с природой. Отовсюду его подстерегала опасность: в лесу — дикие звери, с небес — молния, грозящая пожаром. Продолжительная засуха или проливные дожди губили посевы, грозя голодом… Человек пытался приручить стихии, а для этого нужно было их объяснить. Ему хотелось знать, как появилась земля и все, ее населяющее, почему день сменяет ночь, а на смену теплу приходит холод, откуда взялся огонь и почему люди смертны.
Объясняя мир вокруг себя, он опирался на собственный житейский опыт. Он считал, что природа — живое существо, а значит, у нее есть пора юности — весна, зрелости — лето, увядания — осень. Зимой природа замирает, умирает. Мир одет белым саваном. Так рождался миф.Таким образом, миф — объяснение картины мира на основе имевшихся у человека знаний и опыта. Миф обычно имеет форму фантастического рассказа.Научная ценность мифа утрачивалась по мере того, как человек постигал и осваивал мир, но его поэтическая сторона и сегодня не потеряла своей прелести.Так, например, помните целебные свойства «мертвой» и «живой» воды? «Мертвая» — соединяет рассеченные части тела, героя, «живая» — возвращает ему жизнь. А в основе этого сказочного сюжета — миф, связанный с наблюдением за жизнью природы. Первые весенние дожди смывают остатки снега — соединяют рассеченное тело земли. Вторые — орошают землю — и на ней возрождается жизнь.Тематика мифов разнообразна, как разнообразен сам мир. Древние объясняли для себя происхождение мира, загадки жизни и смерти, постоянные изменения явлений природы, поведение животных, сохраняли для потомков сказания о подвигах героев. Совокупность мифов называется мифологией. Своя мифология, так же как и своя история есть у любого народа- это разветвленная система богов, отвечающих за природные явления, это свои герои, память о которых древние считали необходимым передать потомкам. Существуют греческие, арабские, индийские, славянские и другие мифы. Мир существовал по тем же основным законам, что действуют и теперь, только законы эти еще никем не были открыты. Вся огромная работа познания мира человечеству только еще предстояла. И первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни оказались на столько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к наивности и мудрости древних дюдей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконечным, неиссякаемым источником искусства и литературы.
III. Работа по учебнику:
стр. 3 Миф «Творение»
- чтение учителем
- работа по вопросам: О чем рассказывается в мифе? Как прорадитель драхмы творил Землю?
- физминутка- чтение детей по цепочке
стр. 4 «О мировом яйце и сотворении человека»
I V.Итог урока: Что понравилось на уроке?
V.Д/З: стр. 3-4 читать
Тема урока : Рождение героя Гера хочет погубить Геракла. Древнегреческий миф
Цели урока: Познакомить учащихся с понятием мифа, подвести к пониманию того, что мифология – огромная сокровищница художественных образов, прекрасных произведений искусства, познакомить с мифами о Геракле.
Задачи:
1.Пробудить интерес к изучению дополнительных источников по истории, литературе, мифологии.
2. Развивать умение обосновать свои выводы
3. Способствовать формированию умения идентифицировать термины, понятия.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2.Постановка цели урока:
1. Какая страна родина мифов? (Греция).
2. Как называли свою страну древние греки? (Эллада)
3. Какие мифы Древней Греции вы знаете, расскажите их.
4. Главные боги Олимпа, назовите их, расскажите о них
2) Объяснение новой темы.Что такое миф? Это повествование, не основанное на реальных фактах; обычно его герои - существа сверхъестественные, а значит, мифы - истории выдуманные. Однако часто именно благодаря мифам можно понять местные обычаи или явления природы. Мифы - это народные сказания о легендарных героях, богах, явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки.
Само слово МИФ - греческое, означает предание, сказание. Мифы появились задолго до возникновения письменности, они передавались из поколения в поколение, их творцом был народ. Греческие мифы возникли, как попытка древних объяснить появление жизни на Земле, причины стихийных явлений, перед которыми человек был бессилен.Древние люди представляли рождение мира из стихий, властителями которых были великаны (титаны); затем появились боги, победившие титанов. Боги утвердили порядок и гармонию в мире
- просмотр картинок
3. Чтение стр. 5-6 по ролям
- словарная работа: олимп, Зевс, Фивы, Геракл
- анализ прочитанного: Почему у Геры возник коварный план? Как изменилось поведение Зевса.
- чтение стр. 7 по цепочке
- Что нарушило тишину во дворце?
4) Итоги урока: Назовите мифических героев?
5)Домашнее задание: 5-7 читать
Тема: Или и Каратал
Цель: .
1.Познакомить с легендами древнего Казахстана
2. развить выразительное чтение, беглость
3. Интерес к чтению
Тип: новая тема
Метод: словесный
Ход урока:
Оргмомент2..Проверка Д/З: стр. 8-10 чит.
Как ты себе представляешь Икара? Назови заветную мечту Дедала?
2.Работа с новой темой:
Легенда - произведение устного народного творчества, рассказ о событии, происходившем в незапамятные времена. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Иногда событие, о котором рассказывает легенда, привязано к конкретной местности, горе, перевалу, реке, озеру. Эти легенды объясняют их названия. Значительную группу легенд составляют любовные истории, завершившиеся трагедией, разлукой возлюблённых. Особое место занимают легенды о казахских батырах, раскрывающие героизм наших предков, отважно сражавшихся с безжалостными врагами.
– чтение стр. 11-12 детьми по цепочке
- физминутка- обсуждение прочитанного:
1. По каким признакам это произведение можно отнести к легендам?
2. Почему Балхаш не сдержал своего слова? Опиши, каким ты себе его представляешь.
3. Прочитай отрывок о бегстве Или и Каратала. Найди слова, которые характеризуют поведение волшебника. Почему беглецы не пожелали вернуться?
4. Объясни последние строчки легенды: « Много веков бурлят и волнуются они, напрасно пытаясь слиться воедино».
5.Зарисуйте историю
3.Итог урока: Понравилась ли вам легенда? Почему?
4.Д/З: стр. 10-11