Классный час на тему: Доброе семя — добрый всход


Ход занятия:
Организационный момент.
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу! Добрый день! Мира, счастья и любви вам и вашим близким!
Основная часть.
Давайте вспомним красивые и приятные слова с буквами «Л» и «М». Сегодня на уроке они нам понадобятся. («Л» - ласковый любимый, лучший… «М» - милый, мягкий, мечтательный …)
Сегодня свой разговор мы посвятим … Чему? Узнаете, когда расшифруете схему:
7 + Я (семья)
Весь наш разговор будет проходить под девизом: «Доброе семя – добрый и всход!» Смысл этой пословицы мы разберем немного позже.
Работа по иллюстрации «Семья».
- Назовите, кто может быть членами семьи (прабабушка, прадедушка, бабушка, дедушка, мама, папа, дети).- Расскажите о семье, изображенной на иллюстрации. Кого вы видите? Как взрослые и дети вместе отдыхают?
Работа с пословицами.
- Дедушка и бабушка прожили долгую и интересную жизнь, накопили много мудрости. Давайте прочитаем пословицу, которую они нам предлагают, и постараемся понять какой смысл в ней заложен. Ведь в каждой пословице свой скрытый смысл, своя правда жизни.
Пословица: Хороший человек славу оставляет, плохой имя свое потеряет. (рассуждения детей)
- Папа и мама помоложе дедушки и бабушки, но они уже набрались жизненного опыта и предлагают следующую пословицу: Кто сам никого не любит, того все не любят. (рассуждения детей)
- Внучка хоть и мала, но уже четко усвоила, что «нет милее дружка как родная матушка». (рассуждения детей)
- Постарайтесь и вы запомнить эти пословицы, пронести их по своей жизни и передать их своим детям. А теперь объясните смысл пословицы: Доброе семя – добрый и всход. (рассуждения детей)
Итак, семья – это тепло, любовь, забота о своих близких. Давайте немного побеседуем о ваших семьях. Вы рассказали о семье, изображенной на иллюстрации, о том, как взрослые и дети проводят вместе время. Бывают ли такие ситуации в ваших семьях? (ответы детей) Как еще вы проводите и где свободное время вместе с родителями? (рассказы детей)
Обсуждение ситуаций.
Первая ситуация.
“Два брата, грязные и красные, перекидывая друг другу баскетбольный мяч, ворвались в квартиру и ринулись включать телевизор.
Мама убирала в кухне со стола немытую посуду. Она молча взяла сыновей за руки и отвела в ванную комнату.
– Ма! Давай скорей ужинать. Сейчас мультики по телевизору показывать будут!
– Ужинать? Хлеба-то не купили… Миша, сбегай-ка в булочную!
– Миша, Миша… Всегда Миша… Пусть Генка идет!
– Хитренький! Сегодня твоя очередь!
– А твоя была очередь посуду мыть. Ты помыл? Помыл?
– Ты тоже вчера не мыл!
Хлопнула дверь… Когда мама вернулась с хлебом, братья еще вспоминали, кто чего не сделал. На экране уже заканчивались мультики.
Мать подала картошку отварную.
– Лучше бы пюре, – капризно протянул младший.
– Или жареную. С колбасой!..
Быстро поев, братья бросились к креслу перед телевизором. И началась битва за кресло.
В комнату вошла мама и, не разбираясь, кто прав, кто виноват, выключила телевизор.
– Ма, ты чего, ма? Включи! – дружно закричали братья.
Но мама усталым движением поднесла к вискам руки и заплакала”.
Вторая ситуация.
“Два брата, грязные и раскрасневшиеся, прибежали домой. Водные процедуры, такие, как мытье рук, ушей и шеи, никогда не вызывали у братьев особого энтузиазма. Тем не менее, они добросовестно умылись.
Мама явно задержалась.
– Картошки, что ли, сварить? – подумал вслух Миша.
– Ага! Пюре с молоком, – загорелся Генка.
– Чего уж там пюре? Заказывай соломку фри.
– Эх ты! Витамины где? В кожуре. А потому варим картофель в мундирах.
– Или в шинелях, – сострил Гена.
Мама пришла в семь. Услышав щелчок замка, ребята выскочили в коридор, и Миша скомандовал:
– Взвод! Равняйсь! Смирно!
Взвод, то есть Гена, выровнялся и застыл.
– Разрешите доложить: посуда вымыта, пол подметен, картошка сварена, двоек нет. Личный состав готовится к просмотру телепередач.
Они весело поужинали, быстренько вымыли посуду. И когда начался по телевизору фильм, усадили маму в кресло, а сами устроились на полу”.
– Вы прослушали два варианта одного и того же вечера с одними и теми же людьми. Какой вариант вам нравится больше? (Ответы учащихся.)
А какой вариант чаще всего бывает у вас дома? (Ответы учащихся.)
Да, конечно, в каждой семье бывают чудесные дни, наполненные или серьезными делами или веселым отдыхом, интересными разговорами, добрыми отношениями. Но случаются и дни, когда все идет вкривь и вкось: взрослые недовольны детьми, дети ссорятся друг с другом. А каких дней в вашей семье больше? (Ответы учащихся.)
Беседа.
- Поднимите руки, кто из вас помогает маме и папе. Как вы помогаете?
- Что больше всего вам нравится в ваших родителях?
- Если бы вы были волшебниками, что бы вы сделали для своих родителей?
- Прислушайтесь к себе, к своему сердцу, вспомните свой дом. Ведь семья – это ваш дом. Давайте составим пожелания вашему дому. Попробуйте себе это представить. (Разучивание упражнений.)
Руки над головой пальцы соединены – это крыша идеального дома.
Руки скрещены на груди: много тепла в доме.
Глаза вверх – мир дому.
Глаза вниз – покой дому.
Глаза вправо – добро дому.
Глаза влево – любовь дому.
Глаза прямо – свет дому.
Разговор о маме.
- В вашем доме звучит много слов. Вспомните самое теплое слово, которое согревает душу и сердце.
- А теперь послушайте стихотворение Н. Бромлей:
Какое самое первое слово?
Какое самое светлое слово?
Какое самое главное слово?
Его никогда не напишут с ошибкой,
На первой странице оно в букваре,
Его произносят повсюду с улыбкой,
И каждый малыш говорит во дворе…
Шепни его тихо, скажи его звонко.
Главное слово любого ребенка – «мама».
- Произнесите это слово с улыбкой, шепните, скажите звонко.
- А как бы вы сказали, какое это слово «мама»? Вспомните «Азбуку красивых и приятных слов». (Рассуждения детей.)
- Чтение учителем рассказа Ю. Яковлева «Мама» с музыкальным оформлением. (Ученики слушают с закрытыми глазами.)
- Услышали мамин голос? Какими словами автор описывает мамин голос? И даже если вы станете взрослыми, что вы будете всегда помнить?
- К уроку дети подготовили стихотворения про маму. Давайте их вместе послушаем:
Люблю тебя, мама, за что, я не знаю,
Наверно, за то, что дышу и мечтаю.
И радуюсь солнцу, и светлому дню –
За это тебя я, родная, люблю.
За небо, за ветер, за воздух вокруг…
Люблю тебя, мама, ты лучший мой друг!
Кто кручинится, когда мы опечалены подчас?
Сколько радости у мамы, если кто-то хвалит нас.
Сколько мук ей было с нами, и наград не надо ей.
Об одном мечтают мамы – о любви своих детей.
- Какие замечательные строки мы послушали! Любите своих мам! Говорите своим дорогим мамочкам каждый день самые нужные и ласковые слова. Таких слов сегодня звучало очень много сегодня на нашем классном часе.
Подведение итогов.
- О чем мы так увлеченно беседовали сегодня?
- Какие добрые и ласковые слова вы запомнили?
- Наш классный час мы начали со слова «семья», и закончить тоже хочется этим словом. Запомните, ребята: семья, в которой все ее члены дружат между собой, живут в согласии, с уважением относятся к старшим, любят и понимают друг друга – такая семья обязательно будет счастливой.