Открытый урок по русскому языку во 2 классе Тема: Знаки препинания в конце предложения.


Учитель начальный классов Горбачёва Е.Ю.
КГУ СОШ №30 г. Караганда
Открытый урок по русскому языку во 2 классе
Тема: Знаки препинания в конце предложения. Цели: формирование представлений о знаках препинания, которые ставятся в конце предложения; вырабатывать умение правильно определять интонацию предложения и в зависимости от этого ставить точку, вопросительный или восклицательные знаки; развивать внимательность и аккуратность, языковое чутьё, умение отличать предложение от набора слов; продолжить работу над умением анализировать содержание устного и письменного текста; развивать мелкую моторику; воспитывать у учащихся любовь к русскому языку, положительное отношение к тексту как к источнику определённой интонационно окрашенной информации.
Оборудование: паровоз и пять вагонов из картона, на паровозе написано слово «речь», на вагонах – «предложение», «слова», «слоги», «звуки речи», «буквы»; Стихотворение И. Токмаковой «8:0»; таблица «Знаки препинания»; отрывок из стихотворения Д. Хармса «Врун»; карточки с заданиями.Ход урока:
1.Повторение изученного материала
Ребята, раньше мы с вами много занимались чистописанием. Научились правильно писать не только буквы, но и слова. Однако, для того чтобы быть по – настоящему грамотными, мы с вами должны ещё освоить много правил русского языка.
-Скажите, все, что я вам сообщила , -что это? (Речь.)
-Давайте вспомним, какая бывает речь? (Устная и письменная.)
-Посмотрите на доску. Паровозик – речь, пока ехал к нам в гости, растерял все свои вагончики. Вот они. Давайте вместе правильно составим поезд. Из чего состоит речь? (Из предложений.)
-Тогда какой вагончик мы прикрепим к паровозику первым? (Вагончик – предложение.)
-Из чего состоит предложение? Какой вагончик мы прикрепим дальше? (Из слов, вторым будет вагончик – слово и т.д.)
Посмотрите, какой длинный поезд у нас получился!
Речь – предложение – слово – слоги – звуки речи – буквы.
-Именно на этом паровозике мы с вами отправимся в путешествие по стране Грамматика. Сегодня мы с вами поедем во втором вагоне и поговорим …(о предложении).
-Однако сначала проведём минутку чистописания. Запишите в тетрадях: л, м, я, ям, ла, ам.
Если штангой сделать М,
Если штангой сделать Л
И забить в ворота Е,
Будет…(мел).
Если О забить, как гол,
Будет…(мол).
У забьём – вратарь уснул.
Будет…(мул).
И – мил, Ы – мыл, А – мал, я – мял, Е – мел. 8:0
-Запишем эти слова в тетрадь: мел, мол, мул, мил, мыл, мал, мял, мел. Подчеркните мягкие согласные зелёным карандашом, а твёрдые – синим. Какой гласный указывает на твёрдость согласного? (О, у, ы, а.)
-Какой гласный указывает на мягкость согласного? (Е, и, я, ё.)
-Что же такое предложение? (Это слова, выражающие законченную мысль.)
Я буду читать, а вы должны сказать, предложение это или нет.
-Верхушка ель на дятел. (Это не предложение. Слова не связаны по смыслу, нет законченной мысли.)-Подул холодный ветер. (Это предложение.)
-О чём вы узнали из этого предложения? ( О том, что подул холодный ветер.)
-Как пишем первое слово в предложении? (С большой буквы.)
-Сколько слов в предложении? (3.)
-Что мы поставим в конце предложения? (Точку.)
-Запишем это предложение в тетрадях под диктовку.
2.Работа над новым материалом
-Как в устной речи одно предложение отделяется от другого? (Паузой и интонацией, повышением голоса в начале, понижением голоса в конце предложения.)
-В письменной речи мы отделяем одно предложение от другого с помощью знаков препинания. Какой знак препинания мы уже ставили с вами в конце предложения? (Точку.)
-Попробуйте назвать, какие знаки препинания мы ещё можем поставить в конце предложения.
Ликует природа!
Денёк замечательный!
В конце предложения
Знак…(восклицательный).

Не знаешь ответа?
Раздумье мучительно?
Спроси у соседа,
А знак…(вопросительный).
-Так какими знаками препинания мы отделяем предложения в письменной речи? (Точкой, восклицательным знаком, знаком вопроса.)
-С какой интонацией мы произносим предложение, в конце которого стоит восклицательный знак? (С повышенной.)
-С какой интонацией мы произносим предложение, в конце которого стоит знак вопроса? (С вопросительной.)
-На доске я написала слова. Поставьте в конце предложений нужные знаки препинания:
покрылсязимойдети
лескрасивделают
снегомлесзимой
зимойкакчто
-Какие предложения вы составили? (Зимой лес покрылся снегом. Как красив лес зимой! Что делают дети зимой?)-Какой знак препинания мы поставим в первом предложении? (Точку.)
-Какой знак препинания мы поставим во втором предложении? Почему? (Восклицательный знак, предложение звучит с восклицательной интонацией.)
-Какой знак препинания мы поставим в третьем предложении? (Знак вопроса, потому что в предложении звучит вопрос.)
Я вам прочитаю отрывок из стихотворения Даниила Хармса, а вы внимательно послушайте и подумайте, какие знаки препинания поставил здесь автор.
А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки – пустолайкиНаучилися летать?
Научились, точно птицы,-
Не как звери,
Не как рыбы –
Точно ястребы летать?
-Ну! Ну! Ну! Ну!
Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
Ну, как звери,
Ну, как рыбы,
Ну, ещё туда – сюда,
А как ястребы,
Как птицы,-
Это просто ерунда!
-Какая интонация у нас звучит в первой части стихотворения?
(Вопросительная.)
-Значит, какой знак препинания мы поставим при написании этих предложений? (Знак вопроса.)
-Какая интонация звучит во второй части стихотворения? Что мы поставим на письме в этом случае? (Восклицательная, поставим восклицательный знак.)
Давайте немного отдохнём и потренируем наши пальчики.
Пальцы тянутся вперёд.
(Плотно соединяют ладошки.)
Кто из них сильней нажмёт?
(Сжимают пальцы в замок, кроме указательных, которые остаются прямыми и давят друг на друга.)
А потом они согнулись,
(Указательные пальцы прижимаются друг к другу ногтями.)
Головами вдруг столкнулись.
(Указательные пальцы в заданном положении давят друг на друга.)
Пальцы средние у нас
(Сжимают пальцы в замок, выпрямив средние пальцы.)
Стать сильней хотят сейчас.
(Средние пальцы давят друг на друга.)
Хоть и сила им важна,
(Сгибают средние пальцы, прижав друг к другу ногтями.)
Гибкость тоже им нужна.
(Средние пальцы в заданном положении давят друг на друга.)
Безымянные ребятки
(Пальцы сплетены в замок, безымянные остаются прямыми.)
Тоже делают зарядку:
(В прямом положении нажимают друг на друга.)
То сильнее нажимают,
(Сгибают безымянные пальцы, прижав их ногтями друг к другу.)
То головки нагибают.
(В заданном положении давят друг на друга.)
Посмотрите на доску.
(На доске слова «по», «колючий», «бегать», «ёжик», «тропинка».)
Сейчас мы немного поиграем. Первый ряд составит из этих слов предложение, в конце которого можно было бы поставить вопросительный знак. Второй ряд составит из этих слов предложение, которое заканчивалось бы точкой. Третий ряд составит предложение с восклицательным знаком. Дополнительно вы можете использовать слова «каков», «когда».
-Какие предложения придумал и записал первый ряд? ( «Когда колючий ёжик бегал по тропинке?», «Колючий ёжик бегал по тропинке?» и т.д.)
-Какой знак препинания поставил первый ряд в конце своих предложений? (Знак вопроса.)
-Какие предложения получились у второго ряда? ( «По тропинке бегал колючий ёжик». «Колючий ёжик бегал по тропинке».)-Какой знак препинания поставил второй ряд в конце своих предложений? (Точку.)
-Какие предложения получились у третьего ряда? ( «Каков колючий ёжик – бегал по тропинке!» и т.д.)
-Какой знак препинания поставил третий ряд? (Восклицательный знак.)
-А сейчас я проверю, как вы усвоили тему, которую мы изучили на этом уроке. Каждый из вас получит карточку с несколькими предложениями. Ваша задача – за несколько минут отделить одно предложение от другого и расставить в этих предложениях знаки препинания. Вспомним, с какой буквы мы начинаем каждое предложение? (С большой.)
Карточка для детей первого уровня
Смотрите Смотрите Что такое кругом Светлым – светло, а на зелёном дереве огонёк вспыхнул А потом на другой ветке появился и погас Это не огонёк Это ярко – красный хвостик птички горихвостки блеснул (Н. Леденцов)
(Смотрите! Смотрите! Что такое кругом? Светлым – светло, а на зелёном дереве огонёк вспыхнул. А потом на другой ветке появился и погас. Это не огонёк. Это ярко – красный хвостик птички горихвостки блеснул!)Карточка для детей второго уровня
Доводилось ли вам видеть в поднебесье летающего ягнёнка бесспорно, скажите: нет так почему же в весенние дни из небесной выси можно услышать блеяние барашка как он туда забрался вон в вышине какой – то комочек показался быстро, быстро вниз летит летит и поёт а песня его действительно на блеяние барашка похожа (Н.Леденцов).
(Доводилось ли вам видеть в поднебесье летающего ягнёнка? Бесспорно, скажете: нет! Так почему же в весенние дни из небесной выси можно услышать блеяние барашка? Как он туда забрался? Вон в вышине какой – то комочек показался. Быстро, быстро вниз летит! Летит и поёт! А песня его действительно на блеяние барашка похожа!)Карточка для детей третьего уровня
Обычно в мае – июне такое бывает в чаще леса вдруг послышалось ржание лошади странно: как она сюда забралась и собака там же залаяла да что лошадь и собака – паровоз загудел колокол зазвонил пила заскрипела дети засмеялись да что такое ведь по – прежнему никого не видно
А причиной всему, оказывается птица лирохвост, живущая в лесах Австралии это она может услышать звуки повторять удивительная музыкальная способность птицы нет ей равной в подражании (Н .Леденцов)
(Обычно в мае – июне такое бывает. В чаще леса вдруг послышалось ржание лошади. Странно: как она сюда забралась? И собака там же залаяла! Да что лошадь и собака – паровоз загудел! Колокол зазвонил! Пила заскрипела! Дети засмеялись! Да что такое? Ведь по – прежнему никого не видно?
А причиной всему оказывается птица лирохвост, живущая в лесах Австралии! Это она может все услышанные звуки повторять! Удивительная музыкальная способность птицы, нет ей равной в подражании.)3.Подведение итогов
-О чём мы с вами говорили на этом уроке? (О предложениях, о знаках препинания.)
-Что такое предложение? (Слова, связанные по смыслу и выражающие законченную мысль.)
-Как в устной речи одно предложение отделяется от другого? (Паузой, интонацией, в начале предложения интонация повышается, в конце предложения интонация понижается.)
-Как в письменной речи предложения отделяются друг от друга? (С помощью знаков препинания.)
-Какие знаки препинания мы с вами сегодня ставили в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак.)
-Что нужно всегда помнить при записи предложения? (Каждое новое предложение мы начинаем с большой буквы.)
Домашнее задание
Придумать три предложения, в первом из которых нужно было бы поставить точку, во втором восклицательный, а в третьем вопросительный знаки.