Технологическая карта рока. Русский язык, 1 класс. Тема Знаки препинания в конце предложения. УМК Преспектива


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Нижнекамского муниципального района РТ
Технологическая карта урока
по русскому языку
1 класс
Тема « Знаки препинания в конце предложения»

Учитель начальных классов:
Шимина Жанна Михайловна
Нижнекамск, 2015
Технологическая карта изучения темы «Знаки препинания в конце предложения»
Тип урока Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Дидактическая цель Дать первичное представление о разных по цели высказывания и интонации предложениях
Задачи Учить использовать соответствующие знаки препинания в конце предложения (. ! ?): вырабатывать умение правильно определять интонацию предложения и в зависимости от этого ставить точку, вопросительный или восклицательный знаки;
Развивать умение различать предложения по интонационным особенностям, умение видеть границы предложения в тексте;
Воспитывать умение работать в сотрудничестве; воспитывать любовь к родному языку, положительное отношение к тексту как источнику определенной интонационно окрашенной информации
Планируемые результаты Предметные:
-Выбирать знак препинания в конце предложения;
-Выбирать интонацию при чтении предложений в зависимости от знака препинания;
-Списывать с печатного текста;
-Делить текст на предложения
Личностные:
-Проявлять интерес к процессу письма
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль, самоконтроль (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).
Основные понятия «предложение», « знаки препинания»
Ресурсы:
- основные
-дополнительные - основные:      Л.Ф. Клеманова Русский язык. 1 класс-М.: Просвещение, 2011.-144с.
-дополнительные:
-Набор знаков препинания для каждого ученика;
-Индивидуальные карточки с текстом, с пропущенными знаками препинания.
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре, в группах.
Структура урока Мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний
Самоопределение к цели
Работа по теме урока.
Физминутка
Первичное закрепление темы. Работа по учебнику
Закрепление. Работа в парах
Подведение итогов урока (рефлексия, итоги урока)
Технология проведения Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; Организует приветствие, проговаривание девиза урока.
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока.
Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Проговаривание стихотворения:
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Для чего нам нужно выполнять эти правила?
II. Актуализация знаний
Цели:
- организовать актуализации умений различать звуки, буквы.
Цели:
- организовать постановку цели урока; Подводит к повторению изученного материала
Вспоминают, чему учились на прошлых уроках.
Оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. (Познавательные УУД)
Минутка чистописания
Разминка для пальцев.
Руки стоят на парте, согнутые в локтях, пальцы разведены, касаемся кончиками пальцев левой руки кончиками пальцев правой руки – 3 раза.Пальцы левой и правой руки складываются в «замок» - 2 раза.Руки стоят на парте, согнутые в локтях, пальцы разведены, касаемся кончиками пальцев левой руки кончиками пальцев правой руки-3раза.
2)  - Откройте свои тетради, положите их перед собой.   Напишем сегодняшнее число. (Обращается внимание на правильную посадку).
3) Определение буквы для минутки чистописания.
Отгадайте загадку.
Не артист, а голосист,
Не ездок, а шпоры у ног.
- Кто такой ПЕТУХ? Что вы можете о нём рассказать?
- Назовите «хитрую» букву в этом слове. В чем ее «хитрость»? («умеет» смягчать согласные). Именно эту букву мы и будем сегодня писать (повторение правил написания заглавной и строчной букв «Ее»)
-Демонстрация написания на заранее разлинованной доске ребенком со слабо развитой мелкой моторикой.
-Написание обуающимися в тетрадях.
- Пока вы работаете, я расскажу вам о птице, загадку о которой мы отгадали.
В отдельных районах нашей страны петуха называют ПЕВЕНЬ, ПЕВУН. Слова петух, певень, певун - русские и восходят к глаголу ПЕТЬ. Так называют петуха за его любовь к пению.
- Синим карандашом обведите букву, которая вам, по вашему мнению, удалась лучше всего.
Словарная работа
- Слово «петух» - словарное. Написание этого слова мы должны запомнить (запись слова в тетради; задания: ударение, разделить на слоги, выделить гласные и согласные буквы.)
3. Работа с деформированным текстом (групповая).
-Составьте предложение со словом «Петух». Докажите, что ваше высказывание является предложением (слова связаны по смыслу, выражает законченную мысль)
- Групповая работа
- Я тоже приготовила вам предложение о петухе на карточках, но они рассыпались. Помогите его восстановить (у детей на партах карточки со словами, из которых надо составить предложение: Конверт №1 (Петух умеет громко петь )- Почему вы начали именно со слова «ПЕТУХ»?
- Чего вам не хватило для оформления записи предложения? Запишите это предложение с» красной» строки. Зеленой ручкой подчеркните встретившиеся орфограммы.
III. Самоопределение к цели
Учитель демонстрирует текст, в котором не обозначены границы предложений.
Читают, читают, пытаются определить границы предложений, исправить Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение
(Регулятивные УУД)
1. Работа с текстом
- Запись на доске: «Это кто сидит на заборе да это же петух»
-Здесь 2 предложения. Но что-то не так. Кто догадался? Ка это исправить? Как обозначить конец предложения?
-Как в устной речи одно предложение отделяется от другого? (Паузой и интонацией, повышением голоса в начале, понижением голоса в конце предложения.)
-525780328739500-425450552323000В письменной речи мы отделяем одно предложение от другого с помощью знаков препинания. Какой знак препинания мы уже с вами ставили" в конце предложения? (Точку.)
- Определите конец 1-го предложения. Прочитайте его.
- Какой знак поставите в конце этого предложения? Почему?
- Прочитайте 2-е предложение. Каким знаком обозначим конец этого предложения? Почему? (можно поставить «!», если отвечают с особым чувством, можно «.» если интонация спокойная)
- Как вы думаете, чему мы сегодня на уроке будем учиться?
- Для чего нужно изучать эту тему? (Чтобы уметь оформлять на письме разные по цели высказывания предложения, чтобы уметь при чтении передавать нужную интонацию)
- какие знания, полученные на предыдущих уроках вам сегодня помогают? Сможете ли вы открыть новые знания, опираясь на прошедший опыт?
- Предложения закрыть, записать эти предложения в тетрадь под диктовку. Проверка по эталону.
IV.Работа по теме урока.
Учит составлять предложение по заданным словам, выбирать знак препинания в конце предложения, выбирать интонацию при чтении предложения в зависимости от знака препинания. Дети составляют предложение, читают это предложение с разной интонацией, отвечают на вопросы учителя и делают вывод о предложении.
Проявлять интерес к процессу письма
(Личностные)
Выбирать знак препинания в конце предложения в зависимости от интонации при чтении предложений (Познавательные УУД).
Наблюдение за выбором знака препинания в зависимости от интонации
Давайте прочитаем стих. Конверт №2
Была тишина, тишина, тишина…
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько-ты слышишь?
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше…
-О чем это предложение?
-Радуется ли автор, что пошел дождь или огорчается? Он ждал грозу или она пришла неожиданно? Как показать голосом изменения в природе? Если прочитать стихотворение, не ориентируясь на знаки препинания, будет ли оно звучать так же красиво?
2. Восстановление деформированного текста
На доске:  по, дождик, закрапал, крыше
-Это предложение? Почему нет?
-Что нужно сделать, чтобы эти слова стали предложением? (Поставить слова по смыслу).
По крыше закрапал дождик. Напишите это предложение в тетради.
-А как ещё можно составить? Дождик закрапал по крыше.
-Давайте попробуем прочитать это предложение с вопросом. В конце такого предложения какой знак препинания поставим? (?)
-Прочитаем с радостью или с удивлением. Какой знак нам нужен? (!)
-На письме в конце предложения мы ставим знаки препинания, а как мы показываем конец предложения в устной речи, когда читаем? ( Пауза).
-Какой вывод сделаем по этому упражнению?
ВЫВОД: 
В конце предложения можно ставить точку, восклицательный знак, вопросительный знак. Это зависит от интонации, с которой произносится предложение.
- С какой интонацией мы произносим предложение, в конце которого стоит восклицательный знак? (С повышенной.)
С какой интонацией мы произносим предложение, в конце которого стоит знак вопроса? (С вопросительной.)
3.Работа по учебнику.
Упр. 227. Выполнение в соответствии с заданием.
4.Формулирование вывода
Вывод: в конце предложения ставится точка, если в нем о чем-то сообщается. Вопросительный знак, если содержится вопрос. Восклицательный знак, если выражается сильное чувство.
V.Физминутка Организовывает отдых детей в обучающей структуре МИКС-ФИКС-ГРУП.
Вопросы для деления: Сколько слов в предложении «Сейчас мы будем отдыхать», в предложении «мы работаем активно», «Сегодня замечательная погода!» Дети двигаются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяютя в группы, количество участников в которых зависит от ответа на вопрос.
Регулятивные УУД (контроль, самоконтроль)
-Объясните, пожалуйста, почему вас в группе 4 человека? 3 человека?
VI. Первичное закрепление темы. Работа по учебнику Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Выбирать знак препинания в конце предложения;
Выбирать интонацию при чтении предложений в зависимости от знака препинания;
Списывать с печатного текста;
(Познавательные УУД).
Упр. 3
-Прочитайте задание. Как вы понимаете задание? Какую задачу будем выполнять?
(Какое предложение произносится с чувством радости?- Какое предложение содержит вопрос?
-как показано в тексте, что предложения надо произносить по-разному?)
Упр.4
-Прочитайте, задание. Какую задачу поставите к упражнению? (определить, какие знаки препинания пропущены в стихотворении, записать выделенные предложения, поставить нужные знаки препинания.)
– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания.
-Выполнили ли поставленную задачу?
VII.Закрепление.
Работа в парах
Предлагает прочитать текст, разделить его на предложения, поставить знаки препинания, подходящие по интонации, составить схему предложения (1 пара – 1 предложение, 2 пара-2 и т.д..Выполняют задание, проговаривая новые предложения, составляют индивидуальные схемы, защищают свою работу, проверяют по образцу. Однажды Коля увидел на дороге воробья откуда он здесь взялся воробей дрожал от холода Коля принес его домой и отогрел какой добрый поступок
-Проверьте свою работу по образцу на экране. Учиться работать в паре, Оформлять свои мысли в устной форме
(Коммуникативные УУД).
Делить текст на предложения;
моделирование:
составление схем предложений -
(Познавательные УУД)Оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
(Регулятивные УУД).
Подведение итогов урока Подводит итоги урока Оценивают свою работу. Регулятивные УУД
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
-Предлагаю оценить вашу работу на уроке. Для этого из конверта №3 достаньте предложения, в конце которых нет знака препинания. Прочитайте его. Оцените свою работу, поставив в конце соответствующий знак.
- (!)-у меня все отлично, (.) я все хорошо понял, (?)-остались еще вопросы.)
-Что нового узнали о предложениях?
Литература и интернет-источники:
1. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова Русский язык. 1 класс-М.: Просвещение, 2011.-144с.
2.Обучение грамоте: Поурочные разработки. 1 класс: Пособие для учителей общеобр. учрежд./ М.В. Бойкина, Н.В.Баканча и др.-М.; СПб.:Просвещение, 2013.-432 с.
3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/01/21/tekhnologicheskaya-karta-uroka-po-russkomu-yazyku-1-klass
Игра «Бывает - не бывает»
Учитель называет предложения, противоречащие друг другу по смыслу. Ученики должны ответить, бывает так или нет, и объяснить, почему (хлопнуть в ладоши, если так не бывает).Мальчик поехал в лес на лыжах. Там он стал собирать землянику.Я была в лесу. Там я видела в норе петуха.Наступила весна. Береза сбросила свои желтые листочки.
.
Петух умеет громко петь
Петух умеет громко петь
Петух умеет громко петь
Петух умеет громко петь
Петух умеет громко петь
Петух умеет громко петь
по дождик закрапал крыше
по дождик закрапал крыше
по дождик закрапал крыше
по дождик закрапал крыше
по дождик закрапал крыше
по дождик закрапал крыше
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько-ты слышишь?
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько-ты слышишь?
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько-ты слышишь?
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько-ты слышишь?
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько-ты слышишь?
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько-ты слышишь?
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько-ты слышишь?
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько-ты слышишь?
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько-ты слышишь?
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько-ты слышишь?
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько-ты слышишь?
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько-ты слышишь?
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Я хорошо работал на уроке Я хорошо работал на уроке
Я хорошо работал на уроке Я хорошо работал на уроке
Я хорошо работал на уроке Я хорошо работал на уроке
Я хорошо работал на уроке Я хорошо работал на уроке
Я хорошо работал на уроке Я хорошо работал на уроке
Я хорошо работал на уроке Я хорошо работал на уроке
Я хорошо работал на уроке Я хорошо работал на уроке
Я хорошо работал на уроке Я хорошо работал на уроке
Я хорошо работал на уроке Я хорошо работал на уроке
Я хорошо работал на уроке Я хорошо работал на уроке
Я хорошо работал на уроке Я хорошо работал на уроке
Я хорошо работал на уроке Я хорошо работал на уроке
Я хорошо работал на уроке Я хорошо работал на уроке
! - у меня все
отлично
. - я все хорошо
понял
? - остались еще
вопросы