Профориентация на уроке русского языка в 7 классе по теме: «Мы берём интервью. Речевая культура журналиста»

МБОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 5»




Название работы:
Профориентация на уроке русского языка в 7 классе
по теме: «Мы берём интервью. Речевая культура журналиста»
УМК «М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.»




Автор: Байрамгулова Гульфия Шакирьяновна,
учитель русского языка и литературы, I квалификационная категория,
педагогический стаж – 25 лет.







Лянтор, 2016

Предмет: русский язык
Класс: 7
Автор М.Т.Баранова, М.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова
Тема урока: « Мы берём интервью. Речевая культура журналиста»

Тип занятия: урок освоения новых знаний, умений и навыков
Цели урока:
обучающие:
повторение материала по теме “Публицистический стиль”;
ознакомление с жанром интервью, его особенностями, структурой;
моделирование интервью;
воспитывающие:
воспитание любви и уважения к родному языку;
формирование умения корректного общения с окружающими людьми;
развивающие:
формирование умения анализировать текст;
совершенствование умения строить устные высказывания;
формирование умения использовать изобразительно-выразительные ресурсы языка;
формирование навыка грамотного письма;
развитие логического и образного мышления;
развитие умения анализировать, обобщать и систематизировать полученную информацию;
здоровьесберегающие:
предупреждение переутомления учащихся путём смены деятельности.
Оборудование:
презентация “Интервью – жанр публицистики”;
М.Т.Баранова, М.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык.7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение»2015.
толковый словарь С.И.Ожегова.
памятки и схемы работы над интервью.
методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, работа в парах, коллективная.




организационная структура урока



Технология проведения

Деятельность
Ученика
Деятельность
учителя
Обучающие и развивающие задания каждого этапа


I этап. Самоопределение к деятельности.
Организационный момент.
Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учение, создание ситуации успеха.
Демонстрируют готовность к уроку.









Проводит инструктаж, настраивает учащихся на работу.

- Дорогие ребята, здравствуйте! Рада вас приветствовать, на уроке.
Задачи: создать условия для положительной мотивации усвоения новых знаний


– Владимир Алексеевич Гиляровский (1855-1935), писатель, журналист, автор замечательной книги “Москва и москвичи” писал следующее: “Что может быть интереснее и поучительнее беседы с бывалым человеком, участником или свидетелем происшествия? Уверен, что ничто”.
– К чему призывает нас В. Гиляровский? Почему?
-- К общению с людьми, потому что это интересно и важно.


II. Постановка учебной задачи.
Цель: определение темы и целей урока.



Учащиеся отвечают на вопросы учителя.






















Дети записывают число, классная работа, тему урока.
Учитель создаёт проблемную ситуацию, подводит учащихся к определению темы урока.
-Правильно, таким образом, тема урока посвящена интервью, а урок у нас пройдет в рамках акции «Твоя профессия – твое будущее». Сегодня вы попробуете себя в роли журналиста, подготовив интервью с учителем. Целью нашего урока является моделирование интервью и практическое применение полученных навыков на практике.

- Открыли тетради, записали число, классная работа , тему урока.
Задачи: Способствовать развитию умения формулировать тему урока, определять учебную задачу с помощью логических подсказок.




- Сегодня на уроке мы будем учиться вести “интересные и поучительные беседы с людьми”. И одной из форм ведения такой беседы является что?
- Интервью.
- Кто берёт интервью?
-Журналист.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Чему на уроке мы должны будем научиться?
- Таким образом, продуктом нашего урока будет являться смоделированное вами интервью.









Пятнадцатое марта.
Классная работа.
Интервью – жанр публицистики

III этап. Актуализация знаний.
Цель: проверка домашней работы
( повторение орфографических норм, умение определять тексты публицистического стиля речи); подведение к восприятию новой темы; уметь распознавать настроение человека














Класс работает по заданию учителя.







Организует работу класса.
-Подчеркните и объясните орфограммы в числе , классной работе и в теме. Что такое орфограмма?
Задачи: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и
навыки, изученные ранее; устанавливатьпричинно-следственные связи.








Учащиеся отвечают на вопросы учителя


Задаёт вопросы, проверяя домашнюю работу


1.Назовите стили речи.
Дайте определение публицистическому стилю речи.
Назовите особенности публицистического стиля речи.
Назовите примеры публицистического стиля речи.




Ученики работают по рядам ( у каждого ряда своё задание).



-Дайте определение словам: 1 ряд – с помощью толкового словаря, 2 ряд - подобрать синонимы к словам, 3 ряд –провести морфемный разбор слов, перевод с английского.

Обеспечивает
контроль
за выполнением
задания.


2. Интервью ( тэ) неизм.; ср.( англ.). Предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким-либо лицом.
Интервьюировать( тэ),-рую, руешь. Получать интервью от кого- либо.
Интервьюер (тэ). Человек, который берёт интервью, корреспондент.
:
Интервью мнение” (англ.)
интервью -беседа
интервьюировать- брать интервью
интервьюер –журналист, корреспондент




IV. Изучение нового материала.
Цель: активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
















































Учащиеся работают над структурой интервью, предлагая возможные варианты вступления, заключения, работают над вопросами и заглавием предстоящего интервью.


-Вторая: беседа.
-Разговор, обмен мнениями.
- 1 – 1; 1 – много.
– Получить в результате общения журналиста с участником(ами) той или иной встречи важные, полезные, интересные сведения и передать их для широкой публики.







Учитель представляет вниманию учащихся 4 вида интервью: интервью-портрет, интервью-дискуссия, информационное интервью, интервью-анкета.


- Мы с вами будем ориентироваться на создание интервью- портрета учителя.
-Как вы думаете, сколько частей в интервью?

Работа над структурой интервью.






-Главная часть интервью?
-Что такое беседа?
– Количество участников общения?
– Какова цель интервью?













Учитель рассказывает схему подготовки к интервью и раздаёт каждому памятку ведения интервью.


Задачи: Содействовать развитию умений использовать научные методы познания (сравнение и обобщение).
Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи.

Ознакомление с жанром интервью, его особенностями, структурой.
Интервью – жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.
Структура интервью:
1. Вступление: представление собеседника.
2. Основная часть: беседа.
3. Заключение: планы на будущее, пожелания, благодарность. –
Работа над вступлением.
Предлагается вспомнить всё, что известно о будущих собеседниках. Обсуждаются варианты их представления читателям:
У нас в гостях
Мы побывали в гостях у
Наверное, вы хорошо знакомы с
Мы попросилиответить на несколько вопросов
Сегодняшнее интервью мы берем у
Работа над вопросами.
Перед этим этапом работы напоминаем о необходимости установления доверительных отношений с собеседниками. Исключаем любые злые или неэтичные вопросы, а также требующие односложного ответа «да» или «нет». Делаем упор на вопросы «как» или «почему», позволяющие больше узнать о собеседнике. Подбираем вопросы, связанные с темой: портрет Учителя.. Напоминаем о журналистской этике: не настаивать, если собеседник уходит от ответа, и не задавать следующий вопрос, не убедившись, что ответ на предыдущий получен.
На доску вынесены варианты начала вопросов:
На эмоции (Какие чувства вызывает у ВасКак изменилось отношениеЖаль ли ВамС каким чувствомКакой самый весёлый (грустный))
Проблемные (ПочемуЗачемЧто для Вас..)
На сравнение (Кто правКто из учителей)
На воображение(Хотели бы ВыЧто изменитсяКакими чертами должен обладать)
Работа над заключением.
Напоминаем о необходимости поблагодарить собеседника. Аукцион вводных слов благодарности.
Придумываем пожелания, подходящие для выбранных собеседников.
Работа над заглавием.
В оставленное в начале урока место для заголовка вписываем варианты: о герое, по теме, цитата из интервью.


V.Совместное исследование проблемы.





Участвуют в обсуждении вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.



-Как вы думаете, трудно ли составлять интервью, брать его?

Учитель организует беседу о роли журналиста как участника интервью.


Учитель представляет учащимся представителя журналисткой профессии, в настоящее время работающей в школе педагогом-организатором Г.М.Молдагулову, , которая расскажет о речевой культуре журналиста.
Задачи: Содействовать развитию умений использовать научные методы познания (сравнение и обобщение).
Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи.

Определение роли журналиста.
– Скажите, пожалуйста, кто важнее в интервью: журналист или его собеседник?
– Журналист выступает не только как организатор текста, подачи информации, но и как непосредственное действующее лицо. Успех интервью зависит от подготовки журналиста к беседе, от умения расположить к себе собеседника, от умения руководить беседой.
– Как должен подготовиться журналист к интервью?
(Журналист должен предварительно познакомиться с будущим собеседником и, если это необходимо, с событием, о котором пойдёт речь, обязательно продумать вопросы и чётко их сформулировать в соответствии с темой и задачей интервью)

- Сформулируйте качества, которыми должен обладать журналист
(Профессионализм, трудолюбие, вежливость, целеустремлённость, красивая и правильная речь)
-Как стать журналистом?



VI. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Работа в парах
Цель: применение способов действий,
Выполняют работу в парах, моделируют интервью.



Организует деятельность в парах обеспечивает
контроль
за выполнением
задания.

-Ребята, сейчас вы попробуете смоделировать интервью, работая в парах.
Задачи: Организовать деятельность уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством работы в парах.
Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи.
Работа в парах.
Составить и записать интервью по теме: « Портрет Учителя»
Индивидуальные задания: составить интервью и взять его у учителей, присутствующих на уроке.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Проводит инструктаж
Задачи: содействовать дифференцированному выбору домашнего задания.
1.Записать полученное интервью в тетрадь, правильно его оформить.
2. Взять интервью у учителей и записать его.













Байрамгулова Гульфия Шакирьяновна
МБОУ «Лянторская сош №5»
Учитель русского языка и литератцры



15