Элективный курс. Коварные знаки препинания



МОУ «Беломорская СОШ №3»





Программа элективного курса 9 класс
«Коварные знаки препинания»












Составитель
Докучаева М.В
Учитель русского языка и литературы




















Беломорск
2016г







Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Коварные знаки препинания» составлена на основе авторской программы «Русский язык 9 класс. Коварные знаки препинания: элективный курс» под редакцией Л. М. Серёгиной и О. А. Харт и предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы. Рабочая программа рассчитана на 35часов в год (1 час в неделю). Срок реализации 1 год.
Цель элективного курса:
- ознакомление учащихся с основными принципами и тенденциями употребления знаков препинания в современном русском языке;
- совершенствование речевых умений школьников;
- формирование навыков коллективной деятельности и активного участия в ней каждого ученика.
Содержание учебного курса

1.Понятие нормы в русском языке. Пунктуационные нормы современного русского языка. 2.Основные правила применения знаков препинания в тексте
3.Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально-делового, научного, художественного стилей.
4.Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис.
5.Знаки препинания в рекламе.
6.Нерегламентированная пунктуация: историческая; концептуально обусловленная; собственно авторская.
7.Комбинированные знаки препинания.
8.Итоговые контрольные работы.

Педагогические технологии
Для реализации рабочей программы элективного курса используются следующие технологии:
- интерактивные технологии;
- проектная и исследовательская технологии;
- личностно-ориентированное обучение.

Формы и методы контроля
В ходе реализации рабочей программы элективного курса предусмотрена защита индивидуальных и групповых проектов, а также контрольные работы.





Тематическое планирование


Тема
Количество часов

1.
Пунктуационные нормы современного русского языка.
4

2.
Основные правила применения знаков препинания в тексте.
4

3..
Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально – делового, научного, художественного стилей

6

4.
Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис .
4

5.
Знаки препинания в рекламе.
4

6.
Нерегламентированная пунктуация : историческая ; концептуально -обусловленная ; собственно - авторская

4

7.
Комбинированные знаки препинания.
4

8
Итоговые контрольные работы.
2

9 .
Итоговые занятия.
3


Итого
35


Поурочное планирование

№ п/п
Тема занятия
Виды деятельности
Форма контроля

1
Пунктуационные нормы современного русского языка.
Лекция с элементами беседы.


2
Пунктуационные нормы современного русского языка.
Лекция с элементами беседы.


3
Пунктуационные нормы современного русского языка.
Лекция с элементами беседы.


4
Пунктуационные нормы современного русского языка.
Лекция с элементами беседы.


5
Основные правила применения знаков препинания в тексте.
Самостоятельный анализ текста с точки зрения синтаксиса и пунктуации.
Проверка работ, определение уровня знаний учащихся.

6
Основные правила применения знаков препинания в тексте.
Самостоятельный анализ текста с точки зрения синтаксиса и пунктуации.
Проверка работ, определение уровня знаний учащихся.

7
Основные правила применения знаков препинания в тексте.
Самостоятельный анализ текста с точки зрения синтаксиса и пунктуации.
Проверка работ ,определение уровня знаний учащихся.

8
Основные правила применения знаков препинания в тексте.
Самостоятельный анализ текста с точки зрения синтаксиса и пунктуации.
Проверка работ, определение уровня знаний учащихся.

9
Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного стиля.
Исследовательская работа в группах с текстами. Подготовка к защите проекта по теме «Знаки препинания в текстах разговорного стиля.»Обсуждение.


10
Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах официально-делового стиля.
Исследовательская работа в группах с текстами. Подготовка к защите проекта по теме «Знаки препинания в текстах официально-делового стиля».


11
Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах научного стиля.
Исследовательская работа в группах с текстами. Подготовка к защите проекта по теме «Знаки препинания в текстах научного стиля.»


12
Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах художественного стиля.
Исследовательская работа в группах с текстами. Подготовка к защите проекта по теме «Знаки препинания в текстах художественного стиля.»


13
Защита проектов.
Защита проектов. Обсуждение.
Защита проектов.

14
Защита проектов.
Защита проектов. Обсуждение.
Защита проектов.

15
Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис.
Учебный театр: разыгрывание речевых ситуаций- анализ интонаций и знаков препинания.
Оценка соответствия интонации и знаков препинания.

16
Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис.
Учебный театр: разыгрывание речевых ситуаций- анализ интонаций и знаков препинания.
Оценка соответствия интонации и знаков препинания.

17
Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис.
Учебный театр : разыгрывание речевых ситуаций- анализ интонаций и знаков препинания.
Оценка соответствия интонации и знаков препинания.

18
Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис.
Учебный театр : разыгрывание речевых ситуаций- анализ интонаций и знаков препинания.
Оценка соответствия интонации и знаков препинания.

19
Знаки препинания в рекламе.
Ролевая игра: заказчик- авторский коллектив-потребитель-специалист(эксперт )
Оценка экспертов

20
Знаки препинания в рекламе.
Ролевая игра: заказчик- авторский коллектив- потребитель- специалист(эксперт )
Оценка экспертов

21
Знаки препинания в рекламе.
Ролевая игра: заказчик- авторский коллектив- потребитель-специалист (эксперт)
Оценка экспертов

22
Знаки препинания в рекламе.
Ролевая игра: заказчик- авторский коллектив – потребитель-специалист (эксперт )
Оценка экспертов

23
Нерегламентированная пунктуация : историческая. Работа над проектом.
Аналитическая работа с текстами классиков и современных авторов.


24
Нерегламентированная пунктуация :концептуально обусловленная.Работа над проектом.
Аналитическая работа с текстами классиков и современных авторов.


25
Нерегламентированная пунктуация: собственно авторская. Работа над проектом.
Аналитическая работа с текстами классиков и современных авторов.


26
Защита проектов на тему «Историческая и современная пунктуация».
Защита проектов.
Защита проектов.

27
Комбинированные знаки препинания.
Лекция.


28
Комбинированные знаки препинания.
Лекция.


29
Комбинированные знаки препинания.
Практическое занятие.


30
Комбинированные знаки препинания.
Практическое занятие.


31
Итоговая контрольная работа.
Стилистический .синтаксический ,пунктуационный анализ текста повышенной трудности.
Проверка контрольной работы.

32
Итоговая контрольная работа.
Синтаксический и пунктуационный анализ текста повышенной трудности.
Проверка контрольной работы.

33
Итоговое занятие.
Анализ контрольных работ.


34
Итоговое занятие.
Подведение итогов курса.


35
Итоговое занятие.
Рекомендации учащимся.



Ожидаемый результат
В результате реализации рабочей программы элективного курса «Коварные знаки препинания» учащиеся должны знать пунктуационные нормы современного русского языка, назначение знаков препинания, исторические изменения в русской пунктуации;
Уметь:
- правильно ставить знаки препинания в трудных случаях пунктуации в предложениях различных типов;
- строить тексты с правильным использованием знаков препинания в различных стилях речи;
- строить проекты , заниматься исследовательской работой в группах.


Литература

1.Розенталь Д.Э.Словарь трудностей русского языка.- М.,2010

2.Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.,2010

3.Валгина Н.С.Русская пунктуация: принципы и назначение.- М.,2010

4.Валгина Н.С.Трудности современной пунктуации.-М.,Дрофа,2010

5.Газета «Русский язык»-приложение к газете «Первое сентября».

6.Отрывки из произведений русских писателей и поэтов.

Интернет-ресурсы


1. tutor.d.academy@gmail.com
2. teachergournal@yandex.ru.
15