Элективный курс по русскому языку Коварные знаки препинания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45 г. Белгорода»

рАССМОТРЕНО
Руководитель МО учителей русского языка и литературы
________________ Петреченко И. С.
Протокол № 1 от
«____»________________2012 г.

Согласовано
Заместитель директора школы по УВР МБОУ «СОШ № 45 г. Белгорода»
_________________ Шамрай В. М.

«____»_________________2012 г.

Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 45 г. Белгорода» __________________Бугаёва Л. И.

Приказ № 295 от « 1 » 09 2012 г.


Рабочая программа элективного курса
«Коварные знаки препинания»

Название учебного предмета – русский язык
Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный предмет, - Суслова Марина Валентиновна,
учитель высшей квалификационной категории
Класс (параллель), в котором изучается учебный курс – 9 класс
Год составления программы – 2012 г.

Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1
от «30» августа 2012 года

2. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Серёгиной Л. М., учителя средней школы № 102 г. Волгограда. Программа опубликована в специальном сборнике «Элективные курсы» - приложение к журналу волгоградских учителей «Учебный год» № 12 за 2005 год, выпуск № 1.
Элективный курс по выбору предназначен для учащихся 9 классов. Он является общим ориентационным курсом для всех, так как поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому грамотному человеку. Также данный курс отвечает интересам учащихся 9-х классов, так как является хорошим подспорьем для подготовки к сдаче ГИА по русскому языку.
Занятия предлагается вести параллельно урокам русского языка, возможно, даже опережая основную программу.
Проблемы трудных случаев пунктуации, комбинаций знаков в сложных синтаксических конструкциях, вариативности выбора того или иного знака всегда возникают при изучении синтаксиса и являются постоянно актуальными.
Учебная цель курса – осмысление учащимися основных принципов и тенденций употребления знаков препинания, которые обычно в школьных программах и учебниках проходят вскользь, навыки прочно не закрепляются. В ходе занятий учащиеся знакомятся с азами исследовательской деятельности, что также является приёмом стимуляции дальнейшего обучения в старших классах полной средней школы.
Дидактический материал, используемый в качестве примеров, взят в основном из художественных произведений современных авторов, что дополнительно способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к современной литературе.
Предлагаемый курс ставит задачи:
- совершенствование речевых умений школьников, гибкого применения разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся окружающим миром;
-развитие лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся;
-овладение навыками коллективной деятельности и активного участия в ней.
Курс рассчитан на 17,5 часов. Занятия могут быть организованы по одному часу в неделю в течение второго полугодия.
Методика включает активную исследовательскую деятельность учащихся, занимательные элементы, проектные задания.
3. Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе изучения данного курса учащиеся должны уметь:
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

конспектировать звучащую речь, печатный текст;
составлять план, таблицы, развернутой схемы;
публично выступать.
В ходе изучения данного курса учащиеся должны знать:
системное устройство языка, взаимосвязь его единиц;
языковые нормы, их функции;
взаимосвязь фактов языка и истории.
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:
тренировочные упражнения,
практикум,
работа со словарями,
знакомство с многоаспектностью существования слова,
викторины, творческие работы,
исследовательская и проектная деятельность.
4. Учебно-методические средства обучения
Реквизиты программы:
Авторская программа Серёгиной Л. М., учителя средней школы № 102 г. Волгограда. Программа опубликована в специальном сборнике «Элективные курсы» - приложение к журналу волгоградских учителей «Учебный год» № 12 за 2005 год, выпуск № 1.
Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);
мультимедийные продукты (презентации, тесты, плакаты, таблицы и прочее);
наборы дидактических материалов, как в печатном, так и в электронном виде;
плакаты со справочными материалами;
библиотека с электронной и печатной картотекой;
каталоги всех материалов и пособий в электронном и печатном виде.



5. Содержание программы
1. Понятие нормы в русском языке. Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации. Общие и ситуативные нормы.
2. Назначение пунктуации – «держать текст» (К. Г. Паустовский). Обозначение границ предложений. Знаки разделения и знаки выделения. Основные знаки препинания: точка, точка с запятой, запятая, тире, скобки, двоеточие, многоточие – и их нормативное употребление.
3. Функционально-целевое использование пунктуации. Стандартизация синтаксических структур в официально-деловых и художественных текстах.
4. Разговорные конструкции и пунктуация. Комбинаторика знаков препинания в текстах разговорного и художественного стилей.
5. Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. Смысловое членение речи. Интонационный принцип пунктуации. Выражение в знаках препинания эмоциональности речи. Совмещение структурного, смыслового и интонационного принципов.
6. Специфика рекламных знаков препинания. Концентрация в знаках препинания информационных качеств текста.
7. Исторические изменения в русской пунктуации. Отражение в пунктуации индивидуальности носителя речи, особенности его коммуникативной компетенции. Знание контекста в использовании знаков препинания. Пристрастие авторов к тем или иным знакам препинания. Богатство стилистических возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. Тенденция свободного использования знаков препинания в современной литературе.
8. Сложность синтаксиса русского языка. Различные комбинации знаков препинания в тексте. Выбор оптимального варианта при комбинации и их сочетании друг с другом – показатель общей культуры речи пользователя языка.

6. Календарно-тематический план
№ п/п
Темы занятий
Количество
часов
Виды деятельности
Форма контроля
Дата проведения

1.
Пунктуационные нормы современного русского языка
2
Вводная лекция с элементами беседы

9 «Б» - 08.09, 15.09
9 «В», «Г» -

2.
Основные правила применения знаков препинания в тексте
1
Самостоятельный анализ текста с точки зрения синтаксиса и пунктуации
Проверка работ, определение уровня знаний учащихся
9 «Б» - 22.09
9 «В», «Г» -

3.
Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально-делового, научного, художественного стилей.
3
Исследовательская работа в группах с текстами, подготовка буклета по выбранной теме - защита проекта, обсуждение
Защита проектов
9 «Б» - 29.09,06.10, 13.10
9 «В», «Г» -


4.
Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис
2
Учебный театр: разыгрывание речевых ситуаций – анализ интонаций и знаков препинания
Оценка соответствия интонации и знаков препинания
9 «Б» - 20.10,27.10
9 «В», «Г» -

5.
Знаки препинания в рекламе
2
Ролевая игра: Заказчик – авторский коллектив – потребитель – специалист (эксперт)
Оценка экспертов
9 «Б» - 10.11, 17.11
9 «В», «Г» -

6.
Нерегламентированная пуктуация:
- историческая;
- концептуально обусловленная;
- собственно авторская
3
Защита проекта – группа из 2-3 человек. Аналитическая работа с текстами классиков и современных авторов
Коллективная оценка результатов проекта
9 «Б» - 24.11, 01.12. 08.12
9 «В», «Г» -

7.
Комбинированные знаки препинания
1
Вступительная лекция, практическое занятие

9 «Б» - 15.12
9 «В», «Г» -

8.
Итоговая контрольная работа
2
Стилистический, синтаксический и пунктуационный анализ текста повышенной трудности
Проверка контрольных работ
9 «Б» - 22.12, 29.12
9 «В», «Г» -

9.
Итоговое занятие
1,5
Анализ контрольной работы, подведение итогов курса, рекомендации учащимся

9 «Б» - 29.12
9 «В», «Г» -

Итого: 17, 5 занятий










МБОУ «СОШ № 45 города Белгорода» Рабочая программа (элективный курс) Суслова М. В.



15