Урок немецкого языка Спрашиваем, как зовут сверстников, как зовут взрослых(2 класс)

Отдел образования администрации
Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ларичихинская средняя общеобразовательная школа»


Районный конкурс «Инновационный проект»

Проект урока
по немецкому языку
во 2 классе
«Спрашиваем, как зовут сверстников, как зовут взрослых»

Номинация: «Современные образовательные технологии»
Технология: Применение информационно – коммуникативных технологий





Учитель немецкого языка Симонова Татьяна Петровна

Авторы программы и учебника И. Л. Бим, Л. И. Рыжова










Ларичиха 2013


Пояснительная записка
Урок немецкого языка «Спрашиваем, как зовут сверстников, как зовут взрослых». Урок №15 по учебнику И. Л. Бим, Л. И. Рыжова. Немецкий язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2013.
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения меняется подход к обучению школьников. Технологическая карта урока в отличие от плана урока позволяет учителю спланировать урок таким образом, чтобы обучающийся в полной мере был активным участником образовательного процесса, а не просто пассивным потребителем предоставляемых ему знаний.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Дата: октябрь 2013 г.
Класс: 2 а
Количество обучающихся: 3
Тема: «Спрашиваем, как зовут сверстников, как зовут взрослых»
Цели и задачи:
1) Воспитательная: Учить употреблять лексику речевого этикета при обращении со взрослыми.
2) Развивающая: Развивать навыки чтения, говорения и письма на немецком языке.
3) Образовательные: Познакомить с новыми буквами Xx, Дд, Ьь, Цц; учить считать до 12.

УУД:
Личностные:
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работа на результат.
Регулятивные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки).

Познавательные:
ориентироваться в учебнике, тетради;
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
проводить анализ учебного материала.

Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Предметные УУД:
получение возможности научиться понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
развитие произносительных навыков у обучающихся (на немецком языке).

Урок структурно состоит из 3 блоков: вводно-мотивационного, операционно-содержательного, рефлексивно-оценочного. Включает в себя 6 этапов:
Мотивация к учебной деятельности.
Постановка учебной задачи.
Планирование.
4. Актуализация опорных знаний.
5. Реализация плана.
Рефлексия учебной деятельности.
Организация пространства осуществляется через фронтальную работу, самостоятельную работу, работу в парах. Каждый этап урока носит законченный характер и работает как на достижение поставленных учебных целей, так и на развитие универсальных учебных действий.

1 этап. Мотивация учебной деятельности.
На данном этапе создаётся благоприятная обстановка на уроке, идёт развитие познавательного интереса, формирование учебных мотивов, положительного отношения к школе и адекватного представления о школе. Происходит развитие личностных УУД.
Постановка учебной задачи.
Дети под руководством учителя выделяют и формулируют познавательные цели. Каждый ребёнок принимает цели на себя и старается их удержать. Происходит развитие познавательных и регулятивных УУД.
Планирование.
Детям предложено посмотреть учебник и попытаться сформулировать тему и определить цели урока.
Происходит развитие регулятивных УУД, дети учатся планировать своё поведение в соответствии с поставленной учебной задачей в сотрудничестве с учителем.
Актуализация опорных знаний.
Учащиеся вспоминают ранее изученный материал, настраиваются на знакомство с новым материалом урока. На данном этапе происходит развитие регулятивных и познавательных УУД
Реализация плана.
Ребята работают с текстом учебника. Извлекают из текста необходимую информацию.
Дети высказывают свои мысли, принимают другое мнение и позицию партнёра по коммуникации, согласовывают свои действия с партнёром, т.е. наблюдается развитие нравственного начала в каждом ребёнке. На данном этапе дети принимают и сохраняют учебную задачу, доказывают правильность своих утверждений, ориентируются в учебнике. Происходит развитие познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных УУД..
Рефлексия учебной деятельности.
Организовано фиксированное содержание урока. Дети отвечают на вопросы:
- Тема урока?
- Какие цели мы ставили в начале урока?
- Выполнены они?
- Что ты узнал нового на уроке? Чему научился?
- Что было легко и интересно выполнять на уроке?
- Выполнение какого задания вызвало затруднение? Почему?
Также организована самооценка учебной деятельности:
- Как ты оцениваешь свою деятельность на уроке и почему?
Содержание материала урока старалась подобрать таким образом, чтобы новое преобладало над уже известным, чтобы дети на уроке чувствовали себя спокойно, уверенно. Цели учебного содержания урока были достигнуты. Были достигнуты и цели ученика. Под моим руководством учащиеся определяли тему и цели урока, планировали свою деятельность на уроке, ориентировались в учебнике, работали с текстом, строили осознанные и произвольные речевые высказывания, формулировали ответы на вопросы учителя. Достаточно внимания было уделено и развитию коммуникативной деятельности, умению слушать другого ученика – партнёра по коммуникации и учителя, формулировать ответы на вопросы учителя.
Урок поставленной цели достиг, результативен.
Дети находились в тесном контакте с учителем и друг с другом.
Перегрузки и переутомления у учащихся не было. Дети сохранили хорошее настроение и самочувствие.

Ресурсы урока:
Бим И. Л., Рыжова Л. И. Немеций язык. 2 класс. – Москва: «Просвещение», 2013.
Бим И. Л., Рыжова Л. И. Немеций язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. – Москва: «Просвещение», 2012.
Кружочки в виде лица (грустное, радостное, недоумевающее) для определения настроения.
Презентация.
Организация пространства: работа в парах, фронтальная работа, индивидуальная работа.

Ход урока

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемый результат образовательной деятельности

1. Оргмомент.
Проверяется готовность учащихся к уроку, приветствие учащихся.
Guten Tag! Ich freue mich euch zu sehen. Bitte, setz
·t euch!
Реагируют на слова учителя.
Личностные УУД:
– Готовность обучающихся, их настрой на работу, готовность к восприятию иноязычной речи.
Коммуникативные УУД:
– слушать и понимать речь других.


2. Мотивация к учебной деятельности.
Спрашивает, чему уже научились за прошедшие уроки в изучении немецкого языка, для чего им это нужно?
Реагируют на слова учителя, отвечают на вопросы.
Личностные УУД:
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Готовность обучающихся, их настрой на работу, готовность к восприятию иноязычной речи.
Коммуникативные УУД:
– слушать и понимать речь других;
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

3. Постановка учебной задачи.
Учитель предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цели и задачи урока, просмотрев страницы 45-48 учебника.
Учитель просит ответить на вопрос: « Это урок – объяснение нового материала или закрепление ранее изученного?»

Обучающиеся просматривают материал урока в учебнике и говорят по-русски, что сегодня они будут делать на уроке.


Отвечают, что это урок – объяснение нового материала.



Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике.
Регулятивные УУД:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Личностные УУД:
- ориентирование на участие в реализации поставленных задач.
Предметные УУД:
- получение возможности научиться понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

4. Планирование деятельности учащихся на уроке.
- Чтобы цели урока выполнить, давайте, ребята, спланируем свою деятельность на уроке.
Учащиеся предлагают план работы. Возможно, это будет выглядеть так: 1. повторить знакомую считалку;
2. познакомиться с новыми буквами (узнать, как они называются, произносятся, научиться писать эти буквы);
3. почитать слова с новыми буквами;
4. посчитать до 12;
5. провести физминутку.
Регулятивные УУД:
- планирование своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей в сотрудничестве с учителем.

5. Речевая гимнастика.
Учитель предлагает повторить знакомые считалки «1, 2, 3 – und du bist frei!», «1, 2, 3, 4 – alle, alle turnen wir!»
Обучающиеся вспоминают разученные ранее рифмовки, отрабатывают произношение.
Коммуникативные УУД:
– слушать и понимать речь других.
Предметные УУД:
- развитие произносительных навыков у обучающихся (на немецком языке).

6. Актуализация полученных ранее знаний и умений.
Прежде, чем начать изучать новое, давайте вспомним, что мы уже знаем и умеем:
- приветствие, знакомство;




- повторим алфавит, ранее изученные буквы и буквосочетания;
- давайте почитаем диалог.


Учащиеся берут в руки кукол, которых они приносят на каждый урок немецкого языка, и куклы «здороваются» и «знакомятся» друг с другом;
- смотрят на слайд №1, повторяют буквы и буквосочетания (слайд №2);
- читают диалог на слайде №3.

Считают вместе с учителем.

Повторяют за учителем.
Коммуникативные УУД:
– слушать и понимать речь других;
- умение выражать свои мысли на немецком языке;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Предметные УУД:
- уметь разыграть диалог «Знакомство».

Личностные УУД:
- развитие навыков сотрудничества.

7. Физкультминутка.
Machen wir eine Turnpause!
1, 2, 3 –
alle, alle gehen wir!
1, 2, 3, 4 –
Alle, alle springen wir!
1, 2, 3, 4 –
Alle, alle laufen wir!
1, 2, 3, 4 –
Alle, alle sitzen wir!
Повторяют за учителем слова и движения.
Личностные УУД:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

8. Окрытие и применение нового знания.
А сейчас откройте страницу 46 и посмотрите, что мы будем делать дальше.

Знакомство с буквами Xx, Дд, Цц, Ьь. Учитель объясняет, как эти буквы называются, как произносятся, показывает, как они пишутся (р.т. стр. 37, упр. 1.
- Давайте прочитаем диалог на стр. 47 в учебнике, упр. 5 б.(Учитель читает вслух).







Учитель спрашивает, как они догадались, что в диалоге участвуют дети?

Чтение следующего диалога, перевод. Учитель спрашивает «А кто участвует в этом диалоге?»
При выполнении следующего, 6(а) упр., учитель обращает внимание на употреблений при обращении к сверстнику(du) и ко взрослому (Sie)и на разные окончания глагола heiЯen.

Повторение счёта 1-10 (слайд №4).

Предъявление новых цифр (11-12) (слайд №5).
- А теперь давайте посчитаем! (слайд №6)
Возможные варианты ответов:
- мы будем знакомиться с новыми буквами.



Учащиеся повторяют за учителем, выполняют упражнения в рабочей тетради.







Учащиеся вполголоса повторяют за учителем. Затем читают по ролям, по ролям, отвечают на вопрос «Кто участвует в диалоге – взрослые или дети?» Ответ: «Дети».

Ответ: «Обращаются друг к другу на «ты»».


Ответ: «Взрослые»

















Повторяют хором фразу «Wie heiЯen Sie?»





Считают вместе с учителем.

Повторяют за учителем.


Решают примеры.
Познавательные УУД:
- находить в тексте ответы на вопросы.
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- проводить анализ учебного материала.

Предметные УУД:
- развитие произносительных навыков у обучающихся (на немецком языке).



9.Рефлексивно – оценочный этап.
-Какие цели мы ставили в начале урока?
- Выполнены ли они?
- Что ты узнал нового на уроке?
- Чему научился?
- Что было легко и интересно выполнять на уроке?
- Выполнение какого задания вызвало затруднение? Почему?
- Как ты оцениваешь свою работу на уроке и почему?
- Какое настроение осталось у тебя после урока и почему?
- Учащиеся отвечают на вопросы учителя.





























При помощи лежащих на парте кружочков, изображающих лица(радостное, грустное, недоумевающее) показывают своё настроение.
Регулятивные УУД:
- прогнозирование результатов уровня усвоения изученного материала. Формирование умения контролировать и оценивать учебную деятельность в соответствии с поставленной целью
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


10. Оценки за урок.
- Учитель даёт оценку деятельности учащихся на уроке, комментирует и выставляет оценки в дневник.

Регулятивные УУД:
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

11. Домашнее задание
(слайд №7)
Р. Т. стр. 51 упр. 4 (для всех обязательно)
Р. Т. стр. 51 упр. 5 (по желанию)

(слайд №8)
Die Stunde ist zu Ende. Auf Wiedersehen!
Записывают д/з.








Auf Wiedersehen!
Регулятивные УУД:
- быстро и компактно записывать домашнее задание в дневник.


Используемая литература:

1.Волина В. Русский язык.- Екатеринбург: АРГО, 2012.- (Учимся играя).

2. Бим И. Л., Рыжова Л. И. Немецкий язык. 2 класс. – Москва: «Просвещение», 2013.

3. Бим И. Л., Рыжова Л. И. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. – Москва: «Просвещение», 2012.
4. Бим И. Л., Рыжова Л. И., Садомова Л. В. Первые шаги. Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Москва: «Просвещение», 2012.
 5. Лищинская Л. Д., Клейменова Н. С. Деятельностный подход в обучении грамоте. Методическое пособие для учителей начальных классов.-Барнаул, 1992.

 











15