Статья на тему Воспитание у младших школьников привычек нравственного поведения

Суркова Е.В.

ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИВЫЧЕК НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
психолого-педагогический факультет, 4 курс

Общество, в котором мы живем, не всегда отвечает нашим к нему требованиям. Не все члены общества ведут себя нравственно, что создает некомфортные условия для жизни других его членов. Но ведь каждый из нас желает жить в высоконравственном обществе. Чтобы жить в данном обществе, необходимо соблюдать общепринятые нормы нравственного поведения.
Проблема нравственного поведения в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества.
Младший школьный возраст является значительным периодом в процессе усвоения механизмов нравственного поведения и становления нравственных привычек. Ведь на самом деле ребенок не рождается злым или добрым именно привычки нравственного поведения ему предстоит приобрести в процессе жизнедеятельности.
Привычки нравственного поведения - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности, которые «побуждают совершать какие-либо действия, поступки» (Штольц Р.). При формировании привычки нередко выполняется какое-либо действие, чрезвычайно важное значение имеет имеет вызываемый самим осуществлением этого действия приятный эмоциональный тон, так как оно является « усвоенным, которое стало автоматическим и совершается без усилий». Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно постоянно, позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.
Воспитанием привычек нравственного поведения можно начинать заниматься очень рано, когда ребенку еще не исполнилось и года и когда он не в состоянии понять объяснения взрослых. В этом возрасте его просто приучают быть добрым. Нравственные привычки укрепляются в деятельности и уже в школе нужна специальная подготовка по воспитанию определенных привычек поведения. Но необходимо учитывать то, что прежде чем начать вырабатывать ту или иную привычку у школьника, важно для начала расположить учащихся к приобретению положительной или удаление отрицательной привычки. Привычки вырабатываются последовательно от простых к более сложным, которые требуют самоорганизации и самоконтроля. Немаловажное значение в выработке привычек нравственного поведения имеет общая атмосфера чебного заведения.
Воспитанию привычек нравственного поведения у младших школьников способствует использование методов, помогающих более осознанному изучению поведенческих правил: этическая беседа, чтение и анализ художественных произведений, игра, наблюдение за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, упражнение, убеждение, пример для подражания, проблемно-ситуационный метод, формирование моральных оценок и суждений, приучение, воспитывающие ситуации, поощрение, наказание, разъяснение.
Огромное влияние на воспитание привычек нравственного поведения оказывают уроки литературного и внеклассного чтения, т.к. именно при анализе произведений школьники учатся разбираться в поведении, поступках людей, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое. Художественная литература сопровождает человека с первых дней его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Поведения героя литературного произведения для младших школьников нередко служит эталоном, по которому он оценивает поступки товарищей и свои собственные.
В ходе исследовательской работы нами также были выявлены критерии и уровни сформированности у младших школьников привычек нравственного поведения. Нами были разработаны рекомендации по проведению данной работы: организовать учение как коллективную деятельность. Использовать различные методы для воспитания привычек нравственного поведения, заинтересовать родителей в привитии привычек поведения, разрабатывать индивидуальные пути и средства для воспитания данных привычек. Рекомендации учителю были даны исходя из изученных условий воспитания привычек нравственного поведения, например, таких как личный пример педагога, позитивный настрой, связь с семьей и др.
Список литературы:
1. Арифуллина М.Ю. Формирование привычек нравственного поведения младших школьников / М.Ю. Арифуллина // Начальная школа. – 2012. - №2. - С. 23-24.
Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников / А.А. Калюжный.- Москва: Просвещение, 2008. - 205 с.
3. Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения / Н.А. Леонова // Начальная школа. – 2010. - №5. - С. 22-26.
4. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъект учебной деятельности и нравственного поведения / Л.И. Матвеева. - Москва: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2001. - С. 52.
4. Мулярчик Н.Н. Ступенька к познанию: что такое хорошо и что такое плохо / Н.Н. Мулярчик // Начальная школа. – 2011. - №10. – С.8-10.
Научный руководитель: Лаптиева Г.Г., доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования