Игра «Азбука нравственного поведения»

Игра «Азбука нравственного поведения»


Доска
Отличники
Лидеры
Звезды

Жетоны (шт)




1. Интерактивная беседа - слайды 1,2,3
Мы сегодня с вами поговорим об очень нужных качествах человека. О нравственности, культуре, этикете, побываем в разных ситуациях и научимся правильно вести себя в разных ситуациях и контролировать. Как вы понимаете слово - «поведение», что это? (слайд2) Сегодня наше мероприятие называется «Азбука нравственности», а кто знает, что такое нравственность? Нравственность-это внутренние убеждения, мысли человека, согласно которым он действует в отношениях с людьми. Быть нравственным человеком значит быть культурным, вежливым, этичным, добрым по отношению к другим людям.
-А кто такие культурные люди, давайте разберемся.
- Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?
(Дикая груша растет, где и как попало, а культурная – в саду. За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают)
- Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?
(Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно).
- Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким? ( с культурным)
- Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить? (Можно привить правила культуры, хорошие манеры. Можно привить хорошие навыки, привычки).
- Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет? (культурным)
- Что значит быть культурным человеком? (Это значит соблюдать правила культурного поведения. Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить).
- Я с вами согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»? (Человека невоспитанного, необразованного, некультурного).
- Действительно. Обтесать бревно или камень – значит сделать их гладкими блестящими. Неотесанный – значит необработанный. А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный, невежественный человек, болван.
-Хотите ли вы быть культурными людьми? Будем учиться.

2.Командная игра.
-Как вы думаете, что обозначает слово ЭТИКЕТ? ( нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе), в понятие этикет входит также правила поведения за столом, на уроке, в театре, в и др. общественных местах. (сл4)
- Сейчас мы с вами и будем учиться этикету, но в интересной игровой форме. - Сначала у нас будет разминка - несложные вопросы.
- Правила такие - у нас образуются 3 команды. 1-ый ряд -команда «Отличники», 2-ой ряд «Лидеры» и 3-й ряд «Звезды».
- Я вам показываю слайд, но в написанных правилах не хватает главных слов, вы должны молча поднять руку и сказать эти слова, кто быстрее скажет та команда и получит жетон, у кого больше жетонов в конце - тот и победитель.
-Итак, начнем мы с вами с правил поведения за столом. (сл5) Внимательно слушаем и говорим какого же слова не хватает. (жетон) Ответы: голову, локоть, закрытым, звуком.
-А сейчас разберемся, что каким прибором мы едим. Зарабатываем жетоны и говорим не хватающие слова. (сл6)
Ответ: ложкой, ручкой, вилкой, НЕ, НЕ, спасибо.
- Теперь мы с вами рассмотрим этикет в общении, как мы должны вести себя в общении с другими людьми. Правила те же – за правильно названное слово даю жетон. Начнем. (сл7,8) Ответы: урну, пожилым и инвалидам, громко, девочек, младших, старшим.., слушать, неприлично, вежливо, нельзя.
-И, конечно, сейчас мы рассмотрим правила поведения в классе, когда вы находитесь на уроке. Продолжаем поднимать руки и зарабатывать жетоны.(сл9) Ответы : достойно, встать, сядь.
- Ребята, у нас прошла разминка, давайте подсчитаем жетоны, и я запишу на доске сколько у каждой команды баллов («Отличники»-б, «Лидеры»-б, «Звезды»-б.)

· сейчас мы будем выполнять задания посложнее, но я уверена, что вы справитесь. Правила такие: каждой команде дается по слайду, на котором 1 картинка с ситуацией и по этой картинке вы должны правильно сказать как должны вести себя люди в данной ситуации. Если команда угадывает-получает жетон, если нет - ход переходит другой команде и та отвечает по этой же картинке. Правила понятны? Начнем. Право ответа только у команды «отличники».
- (сл10) Что мы должны делать в первую очередь , когда видим знакомых?
(ПОМНИ ПРАВИЛО № 1 В ВОСПИТАНИИ: ГОВОРИТЬ ВСЕГДА «ЗДРАВСТВУЙТЕ» И «ДО СВИДАНИЯ") ЖЕТОН
- (сл11) Отвечает команда «Лидеры». Что мы говорим, когда нам что-то предлагают или дают? (ВСЕМ ДЕТЯМ НАДО ВЕЖЛИВЫМИ БЫТЬ «ПОЖАЛУЙСТА», «СПАСИБО» ГОВОРИТЬ) ЖЕТОН.
- (сл12) Отвечает команда «Звезды». Рассмотрите рисунок. Почему девочка напугана? Что не должен был говорить мальчик? Чем он мог ее обидеть? (НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ НИКОМУ НИКОГДА ОБИДНЫЕ ИЛИ ПЛОХИЕ СЛОВА) ЖЕТОН.
- (сл13) Право ответа у команды «отличники». Что делает мальчик? Можно ли так делать? Как правильно делать? (НЕ ДРАЗНИСЬ, НЕ БУДЬ ЗАДИРОЙ НИКОГДА! ВСЕХ РЕБЯТ ЗОВИ ПО ИМЕНИ ВСЕГДА!) ЖЕТОН
- (сл14) Право ответа у команды «лидеры». Что не правильно делает мальчик? Как правильно вести себя в данной ситуации? (БЕСЕДЕ ВЗРОСЛЫХ НЕ МЕШАЙ, ИХ РАЗГОВОР НЕ ПРЕРЫВАЙ! ) ЖЕТОН.
-(сл15) Право ответа у команды «звезды». Дети играют в свои игрушки, но 1 мальчик хочет сделать что-то неправильно, что он собирается сделать? Можно ли так делать?(ЗАПОМНИ ПРАВИЛО ПРОСТОЕ: БЕЗ СПРОСА НЕ БЕРИ ЧУЖОЕ!) ЖЕТОН.
- (сл16) Право ответа у команды «отличники». Где ходит мальчик? Можно ли так делать? Исправьте его ошибку. (МЯТЬ НЕЛЬЗЯ ТРАВУ, ЦВЕТЫ, ЛИСТЬЯ РВАТЬ, ЛОМАТЬ КУСТЫ! ВЕДЬ ПРИРОДА ТАК КРАСИВА - ОТНОСИСЬ К НЕЙ БЕРЕЖЛИВО! ) ЖЕТОН.
- (сл17) Право ответа у команды «лидеры». Что мы должны делать в транспорте, если видим стоящих пожилых людей? (СТАРШИМ СТАРАЙСЯ ВО ВСЕМ ПОМОГАТЬ. В ТРАНСПОРТЕ МЕСТО ВСЕГДА УСТУПАЙ! )ЖЕТОН.
3.Подведение итогов (сл18)
- На этом наши задания подошли к концу. Вы все хорошо работали и отвечали, узнали много нового и полезного. Но давайте подсчитаем жетоны (пишу на доске). У нас есть явный лидер – это команда «.» и она получает диплом Победителя в игре «Азбука нравственного поведения». Поздравляю. Хочу вам напоследок пожелать, чтобы вы были всегда вежливыми и культурными людьми.

Дополнительный материал. «Проблемные вопросы»
Классный руководитель. Итак, первая группа: Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей)
Вторая группа: Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)
Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать)
Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)
Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что это неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы)
Шестая группа: Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)