Статья ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ


Краснодарский край Красноармейский район
станица Полтавская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ
МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Голубев Ю.С.
учитель физической культуры
МБОУ СОШ№4 ст.ПолтавскаяМультимедиа — это многокомпонентная информационная среда, которую удобно разделить на три группы: аудитория (микрофон, магнитофон, динамики), видеоряд (телевизор, видеокамера, цифровая камера), текстовая информация (ПК, сканер, принтер).
Исследования зарубежных и отечественных ученых по анализу применения мультимедиа-технологий в учебном процессе показывают, что такие технологии позволяют на 20 — 30 % повысить его эффективность, то есть уменьшить число ошибок и время усвоения материала, повысить прочность усвоения знаний и навыков и т. п. [1]. Это достигается за счет ряда факторов, среди которых:
индивидуализация обучения благодаря использованию учебных мультимедиа-курсов, в которых сценарий и темп учебного процесса задаются самим обучаемым;
возможность использования в ходе обучения информации различных видов: текстов, графиков, видеоряда и аудиозаписи, что позволяет имитировать реальные ситуации;
объективность и автоматизация контроля за ходом учебного процесса на всех его этапах и качеством усвоения знаний;
возможность использования интенсивных методов активного обучения: деловые и имитационные игры, погружение в проблемные ситуации и т.д.
Мультимедийные энциклопедии могут быть использованы для изучения самых различных аспектов физической культуры. Более того, они часто содержат различные задания и тесты на усвоение пройденного материала, что помогает преподавателю проконтролировать знания учащихся.
Существует много компакт-дисков с программами по анатомии, они отличаются от учебников тем, что представляют не только картинки и графики, но также анимацию и звуковое сопровождение. Эти средства позволяют-более наглядно представить учебную информацию, с их помощью можно изобразить работу каждого органа, каждой мышцы, кровеносной, дыхательной, нервной и лимфатической систем, показать результаты воздействия вредных веществ и излучений на организм человека [2].
Популярность CD-ROM как носителя информации постоянно возрастает. Например, компакт-диск с полной информацией по Олимпийским играм как справочник трудно переоценить, ведь при анализе информацию можно группировать по году, виду спорта, имени спортсмена и т.д. Другие подобные компакт-диски не только содержат правила игры, статистику различных кубков и чемпионатов, видеозаписи лучших игр, голов и забитых очков - они популяризуют эти виды спорта и позволяют окунуться в атмосферу азарта, которая сопровождает любые соревнования.
Важным способом применения компьютеров является получение информации через глобальную сеть Интернет. Подключившись к ней, можно получать информацию из официальных источников, консультироваться в крупных медицинских учреждениях по поводу различных заболеваний и возможности физической нагрузки при них.
Использование компьютеров в медицине и физическом воспитании дает большие возможности. В первую очередь это связано с легкостью обмена информацией по Интернету.
Лучший результат во время обучения достигается, если воспринимать информацию одновременно всеми органами чувств. И эту возможность предоставляют средства мультимедиа. Они изменили процесс изучения самых разных примеров, в частности иностранных языков. Компьютер пишет каждое слово столько раз, сколько вам нужно, его перевод, может произнести его, чтобы слово прочно засело в памяти. Современные программы позволяют записать собственное произношение, а затем, послушав запись, сравнить с правильным. Значение каждого слова будет пояснено иллюстрацией. Можно услышать подробные комментарии, просмотреть краткий видеофильм.
Обучение с помощью мультимедиа обладает несомненным преимуществом. Один компакт-диск может хранить содержание книг, которые заняли бы целую книжную полку. На поиски нужной информации уйдет гораздо меньше времени: не нужно перелистывать страницы фолиантов: нажатие кнопки мыши выводит нужные сведения на экран компьютера.
Впервые средства мультимедиа были применены более четверти века назад Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА). И это не удивительно: трудно было бы осуществить первую в истории человечества посадку на Луну, не потренировавшись в условиях, близким к реальным. Кроме того, первая же попытка должна была быть удачной: эксперимент стоил слишком дорого. Поэтому НАСА выделило огромные средства на разработку моделирующих программ, воссоздающих ситуации реальной обстановки на Луне. Созданные программы управляли показаниями приборов «космического корабля», а астронавты шаг за шагом отрабатывали свои будущие действия.
Аппаратные средства воспроизведения мультимедийных данных из экзотики превратились в стандартное оборудование персональных компьютеров. Причем большинство функций по обработке мультимедийных данных постепенно перекладывается на программное обеспечение, делая ненужными специальные устройства (декодеры, синтезаторы звука).
Мультимедиа-программа в физическом воспитании предназначена для оказания помощи в достижении вышеперечисленных результатов и рассчитана на желающих тренироваться и дома, и в спортзале. Мультимедиа дает непосредственный доступ к любой полезной информации, включая вопросы медицины и питания, а также инструкции по правильному выполнению упражнений. Выбрав упражнения, отвечающие конкретным требованиям человека, можно вывести их на экран, а также разработать собственную программу индивидуальных тренировок.
Таким образом, компьютерная техника, в частности мультимедиа, позволяет значительно облегчить и изменить трудовую деятельность в области медицины и преподавания физической культуры.
Литература
Коваленко Т.Г. Модель здоровья человека в физическом воспитании: Монография. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 282 с.
Ульянов Д.А., Коваленко Т.Г. Современные способы работы кафедры физического воспитания вузов с использованием проблемномодульного обучения // Материалы Всероссийской научно- практической конференции специалистов физической культуры и спорта «Методологический подход к решению региональных проблем совершенствования физической культуры и спорта». - Калининград, 2002. - С. 23 - 26.