Урок по теме: «Познание мира через математику (по теме: действия с натуральными числами)»

Курганова Елена Васильевна, учитель математики, МБОУ «Солнечная СОШ №1», Сургутского района, ХМАО-Югры.
Урок по теме: «Познание мира через математику (по теме: действия с натуральными числами)»
Ф.И.О. учителя: Курганова Елена Васильевна
Предмет: математика
Класс: 5
Продолжительность урока: 45 мин
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, открытия нового знания.
Цель урока: создать условия для:
Обобщения действий с натуральными числами. Совершенствования знаний и умений по теме «Действия с натуральными числами»
Продолжения формирования умений обобщать, логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, развития математической речи, мышления.
Воспитания познавательной активности, культуры общения, культуры диалога, самостоятельности и активности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять теоретические знания на практике, рассуждать и делать выводы, слушать собеседника и вести диалог, работать в паре, излагать свою точку зрения и аргументировать свои ответы, оценивать своих друзей.
Задачи обучающего на уроке:
Повторить понятия «натурального числа, суммы, разности». Осмысление состава числа: классы, разряды. Получить новые знания о природе, о себе самом.
Овладеть умением:
Обобщать и систематизировать знания по теме «Действия с натуральными числами»
Выполнять задания и решать задачи.
Анализировать практическое применение задач. Делать выводы взаимосвязи природы и человека, человека и человека.
Универсальные учебные действия.
Личностные: осознание цели деятельности (ожидаемый результат), осознание или выбора способа деятельности (Как я это делаю? С помощью чего получу результат?), анализ и оценивание полученного результата; оценка своих возможностей.
Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; преобразование информации из одного вида в другой, из одной формы в другую (текст – в таблицу или схему)
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.



Название этапа
Дидактическая задача
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Планируемый результат
Методическое обеспечение

Организационный момент (2 мин)



Настроить учащихся на работу
























- Сегодня у нас необычное занятие. Мне бы хотелось за время этого занятия вы получили представления о нас с вами, о себе самом, расширили кругозор о мире, в котором мы живём, о процессах и явлениях природы с помощью урока математики.
- На столе лежат известные и неизвестные предметы, и нужно выбрать то, что тебе знакомо (карта, глобус, рулетка, лента, бумага, ручка, физические приборы)
- Оставьте тот предмет у себя, на который точно знаете ответ: - Зачем он мне нужен? (линейка глобус, карта, ручка, линейка, карандаш)
- Значит мы сегодня будем путешествовать и добывать знания каждый для себя и узнавать о себе. И объектом изучения буду
Эпиграфом нашего урока будут слова древнего философа и мыслителя Китая Конфуция, жившего 551 до н.э. Три пути ведут к познанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – этот путь самый лёгкий и путь опыта – этот путь самый горький.

Слушают учителя, включаются в ритм работы урока







Выбор предметов












Я сам








Создание положительной мотивации














Учащиеся оставят на столе незнакомые предметы, а возьмут себе только известные.
Слушают учителя
Слайд 1





















На доске появляется буква «Я»

Постановка целей урока (1мин)




Развивать умения формулировать цели урока







На прошлом уроке мы все вместе учились решать задачи. На этом уроке, проведем устную работу, затем, работая в парах, мы продолжим эту работу с большей вашей самостоятельностью, и проверим, как вы умеете применять изученную теорию и способы учебной деятельности при решении задач. Запишите тему урока.

Принимают цель урока и записывают тему: «Действия с натуральными числами»









Ориентировочно-мотивационный этап (7мин)

Вводное повторение. Создание проблемной ситуации
Устная работа (смотри приложение 1)
- И так, вы оставили для себя, вам нужные и знакомые предметы. Как вы думаете, что можно с ними делать?
- Верно. Давайте пройдём волшебными тропами природы. Для путешествия на нужен рюкзак, да не простой – со знаниями. Сейчас вместе угадаем без кого не обойтись в любом путешествии?
Выполнение теоретического теста:
1.Какие числа применяют при счёте предметов?
2.Перечислите классы?
3.Назовите разряды в классе единиц?
4. Как называют результат сложения чисел?
5.Как называют результат вычитания?






Отвечают на вопросы учителя


-Путешествовать




Работа со слайдом
- Друзья




-проверка ответов учащихся, проверка грамотности, работа в парах-взаимопроверка, а затем через презентацию идет проверка (заполнение карты ученика - смотри приложение 2)











Осмысление заданных вопросов и верно полученные ответы


Осуществлять самоконтроль


Слайд 2








На доске появляется слово в облаке «Друзья»



Слайд 3
(правильные ответы с акцентом на правильное правописание слов
натуральные; единиц,
тысяч, миллионов, миллиардов)

Операционно-познавательный этап (25 мин)
Анализировать и осмысливать текст задачи, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, строить логическое рассуждение
-Ну, вот нашим друзьям из начальной школы требуется ваша помощь и поддержка.
Решение задач:
Задача 1. Три ученика решали задачу:
У Коли 18 машинок. Это на 6 больше, чем у Саши, и на 6 меньше, чем у Миши. Сколько всего машинок у ребят?
Первый ученик решал задачу так:
У Саши 18 + 6 = 24 (маш.).
У Миши 18 – 6 = 12 (маш.).
Всего у ребят 18 + 24 + 12 = 54 (маш.).
Второй ученик решал задачу так:
У Саши 18 – 6 = 12 (маш.).
У Миши 18 + 6 = 24 (маш.).
Всего у ребят 12 + 24 = 36 (маш.).
Третий ученик решал задачу так:
У Саши 18
· 6 = 12 (маш.).
У Миши 18 + 6 = 24 (маш.).
Всего у ребят 18 + 12 + 24 = 54 (маш.).
- Кто из учеников правильно решил задачу? Если в решениях есть ошибки, опиши их в таблице.
- Оцени работу каждого ученика, исходя из максимального количества баллов
· 2. Запиши оценку в таблице.
(приложение 3)
- Чему вы научились, помогая
разобраться с задачами друзьям из начальной школы?
- А как вы думаете, для того, чтобы пойти в поход, что помимо знаний нам понадобиться?
- Верно, продукты. А давайте Снежанне поможем собрать рюкзак с продуктами (решение задачи №2)
Задача 2. Снежанна одна пошла в магазин и купила 2 батона по 18р 50коп и 1кг докторской колбасы за 361р. Какую сдачу она получит с 1000 рублей?
- Какую ценную информацию несёт эта задача для вас?
- Ну вот, наш рюкзак собран, в который мы положили знания, продукты, можно и отправляться в путешествие, осталось дело за малым - выбрать вид транспорта.
- Мы пришли в прекрасный лес, посмотрите вокруг какая красота, разнообразие растений, деревьев, животных. Давайте посчитаем, какое наибольшее количество деревьев в этом лесу?
Задача 3. Всего в лесу растёт 12386 деревьев. Клёнов 235. Их в 4 раза меньше, чем тополей, и в 3 раза меньше, чем вязов, а остальные дубы. Найдите, сколько дубов растёт в этом лесу? (краткая запись составляется вместе)
- Ребята, а как называется лес, в котором больше дубов?
- Каких зверей можно встретить в лесу?
- Какие птицы там обитают?
- Как люди используют лес?
- Давайте сделаем вывод: и так, лес – природное сообщество, в состав которого входят: деревья, кустарники, травы, животные и они все тесно между собой связаны и влияют друг на друга.
- Чем для вас этот вывод ценен?

-Мы продолжим наше путешествие на автобусе (решение задачи №4)
Задача 4. Мы автобусом выезжаем из леса, а навстречу нам машина из г.Сургута, расстояние между которыми равно 740км. Скорость автобуса равна 50км/ч. Какое расстояние будет между ними через 5 часов?
- Ребята, а в дороге мы стали свидетелями разговора двух учёных языковедов (решение задачи №5)
Задача 5. В современном мире наша страна столкнулась с проблемой проникновения в русский язык различных иностранных слов.
В связи с этим двое ученых-языковедов высказали следующие точки зрения:
Иван Иванович Петров: «Язык это же не только метод общения, также он является одной из характеристик жизни народа, его использующего; это книга, в которой отображается вся история развития народа, весь его исторический путь, начиная от древнейших времен до наших дней. Поэтому смешение русского языка с другими крайне опасно для русской культуры».
Петр Петрович Иванов: «Процесс проникновения в русский язык иностранных слов вполне закономерен, поскольку люди, говорящие на разных языках, все больше общаются друг с другом. Точно так же русские слова проникают в другие языки, например слово «спутник» стало интернациональным».
-Какая точка зрения кажется тебе более правильной? Почему? А, может быть, у тебя есть своя точка зрения по этому вопросу? Запиши свои рассуждения.
- У каждого из вас сложилось своё мнение, своя точка зрения по поводу услышанного. Значит можно сказать, что каждый человек может иметь своё мнение и он уникален.
- Внимание на доску (работа по полученному рисунку из облаков): что вы можете сказать о себе, путешествуя с математикой. «Я»
имею много, «Я» могу, «Я» какой, «Я» получил , «Я» человек . и мне в этом помогает урок

























Ответы учащихся
(заполнение карты ученика - смотри приложение 2)






Оценивать работу друзей
(заполнение карты ученика - смотри приложение 2)



Ответы учащихся





Решение задач


Ответы учащихся.
(заполнение карты ученика - смотри приложение 2)


Ответы учащихся.










Предложения учащихся, запись краткой записи.

Ответы учащихся.
Работа в парах



Помощь в выводе учащихся.


Ответы учащихся
(заполнение карты ученика - смотри приложение 2)


Разбор решения задачи







Обсуждение мнений учащихся. Работа в парах

(заполнение карты ученика - смотри приложение 2)

































Учащиеся делают вывод
(заполнение карты ученика - смотри приложение 2)










Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом






























Осуществлять самоконтроль и оценить значимость практического применения



















Оценить значимость взаимосвязи природы и человека




























Умение аргументировать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей






























Умение рассуждать и делать выводы




Слайд 4
































На доске появляется слово в облаке «Оценивать»









Слайд 5


На доске появляется слово в облаке «Самостоятельность»












Слайд 6

















На доске появляется слово в облаке «Знание»




Слайд 7










Слайд 8





































На доске появляется слово в облаке «Уникален»

На доске составлена композиция из облаков в течении урока со словами: друзья, оценить, самостоятельность, знание, уникален, в центре которого буква Я

Контрольно-коррекционный этап (8мин)
Умение осуществлять самоконтроль
Контролирует отчёты по работе с картой ученика, комментирует ответы, задаёт вопросы



Запись домашнего задания
Представители пар выступают, остальные ученики слушают


Записывают дифференцированное домашнее задание

Развитие грамотной математической речи, высоких знаний.
Листы с выходным тестом на каждого ученика
Карта ответов

Рефлексивный этап (2 мин)
Развитие умений обсуждать и анализировать сам учебный процесс, который привел к полученным результатам
Подведем итоги урока.
Я думаю, что у вас сложилось более полное представление о натуральных числах, о составе числа, о взаимосвязи математики с другими предметами. И у меня появилась уверенность, что с решением таких обычных задач, каждый из вас показал свои имения рассуждать, делать необычные выводы.
Ребята, кто прокомментировать эпиграф нашего урока?
Дорогие ребята! Спасибо вам за работу на уроке. Я благодарю всех, кто принял активное участие в работе. Благодарю вас за помощь в проведении урока. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество. Урок окончен. До свидания!
Комментарии учащихся к эпиграфу нашего урока
Учащиеся отвечают на вопросы

Какая из задач вам показалась наиболее трудной?
Пользовались ли Вы учебником, словарём?
Довольны ли Вы результатом своей деятельности? Почему?
Что помешало Вам добиться лучших результатов?
Какие выводы Вы сделаете для себя после этой работы?

Учащиеся осознают успешность восприятия и осмысления объектов изучения









Приложение 1.

На столе предметы, взятые, из кабинета физики, географии: карта, глобус, рулетка, лента, бумага, ручка, физические приборы.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


Приложение 2.
Карта результативности ученика (Ф.И.)___________________________________________Класс___________
№п/п

Задание
Правильность выполнения
( верно выполнено- «+»
не верно выполнено- «-»)
Активность
Оценка




самооценка
оценивается учителем
ученика
учителя

1.
Устная работа






2.
Теоретический тест






3.
Задача 1






4.
Задача 2






5.
Задача 3






6.
Задача 4






7.
Задача 5






8.
ИТОГ







Приложение 3.
Ученики
Ошибки
Оценка

Первый ученик



Второй ученик



Третий ученик








Приложение 4.


Друзья

Оценивать


Уникален

Знание

Я


Самостоятельность



Root Entry