Конспект урока литературного чтения на тему А.Дуйсенбиев. Зима в лесу, О.Высотская. Пришла зима с морозами


Литературное чтение
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(3 четверть)
Урок: 66
Тема урока:  А.Дуйсенбиев. Зима в лесу: О.Высотская. Пришла зима с морозами
Изобразительное искусство. Тема: «Изображаем зимние деревья»
Задачи.
Образовательные:
совершенствовать технику ролевого чтения;
уточнить и расширить представления учащихся о признаках зимы;
активизировать словарь учащихся.
Коррекционно-развивающие:
корректировать и развивать связную речь;
корректировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
развивать зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, память.
Воспитательная:
воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
воспитывать уважение к традициям своего народа, семейным традициям.
 Оборудование: Краски, альбом, ватман, клей, ножницы, вата, сухие листочки; картинная галерея, представленная рисунками детей.Ход урока
1. Организационный момент.
- Прозвенел сейчас звонок, начинаем наш урок.
Как читать мы будем?
- Дружно!
- Говорим лишь то, что нужно, даже если это сложно. Ведь стараться можно?
- Можно!
– Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь гостям, друг другу. Садитесь.
2. Артикуляционная гимнастика.
а) Чистоговорка (упр. в звукопроизношении)
на – на – на,в лесу бегает лиса,щу – щу – щу,я в снегу тебя ищу.б) Интонационное упражнение. "У меня хорошее настроение".
Прочитайте с разной интонацией предложение. Учитель показывает картинку с изображением грустного, злобного, радостного лица.С каким настроением мы будем работать на уроке?
3. Актуализация опорных знаний
Игра “Микрофон”
Разрешите мне взять у вас интервью?
Какое сейчас время года? Перечислите зимние месяцы.
Какой сейчас месяц?
Чем вам нравится зима?
Назовите зимние праздники?
Как изменилась погода с приходом зимы?
б) Выразительное чтение стихотворения “Пришла зима с морозами”  О. Высотской.
- Чьё чтение вам понравилось больше всего?
- Почему?
- Какую оценку можно поставить за чтение?
4. Игра “Хлопки”
- Хлопните в ладоши, если услышите зимнее слово.
Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилёт птиц, оттепель, снеговик, сосулька, гололедица, декабрь, поземка.- Название какого зимнего месяца вы услышали среди этих слов?
- Какой праздник будут отмечать в каждом доме в декабре? (Новый год)
- Действительно, к нам приближается Новый год, которого мы с нетерпением ждём, к которому готовимся и непременно будем праздновать.
- Скажите, а в какой момент наступает новый год? (Ночью)
- В домашнем стихотворении были такие слова: “И шумный Новый год”.
- Скажите, а какими словами еще можно заменить слово “шумный”?
- Как в вашей семье встречают Новый год? (Рассказы учащихся)
- Как Новый год празднуют в школе?
5. Найдите лишнее изображение
На доске вывешены картинки. (Семья за столом, летний луг, нарядная елка, катание с горки, купание в реке.)
- Уберите картинки, которые не относятся к празднованию Нового года.
Узнай героя сказки по подсказке.
С кем Мороз играет в прятки, В белой шубке, в белой шапке? Знают все его дочурку, И зовут ее .... (Снегурка)
Кто снежинками играет, Как букетом белых роз? Кто метелью управляет? Добрый Дедушка .... (Мороз)
6. ФизминуткаА сегодня у зимы – новоселье,Мы с тобой приглашены на весельеДом построим из сугроба Вот такой вышины.Белый коврик у порога Вот такой ширины.Погляди-ка потолки ледяные Высоки-превысоки – кружевные!Мы по лестницам шагаем.Выше ноги, топ-топ.Двери комнат отворяем,Справа – хлоп, слева – хлоп.Здравствуй, зима!
7. Творческа работа
- Сегодня мы с вами будем создавать одну общую работу, и оттого как каждый из вас будет работать, зависит итог нашего урока.
- Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки. От меня вправо пойдёт «доброе тепло», т.е. я легонько пожму своему соседу справа руку, он - следующему, и так по кругу.
8. Актуализация ранее изученного- Мы с вами находимся в картинной галерее, в которой выставляют свои работы наши ученики. Посмотрите внимательно на эти работы, и скажите к какому жанру живописи они относятся.
- Что такое пейзаж?
- Итак, картины, на которых изображены объекты природы, называются пейзажем. Назовите объекты природы.
-Где ещё вы встречались со словом пейзаж?
- Что такое пейзаж в художественном произведении? Для чего он нужен?(Описание природы в литературном произведении помогают читателю лучше понять переживания героев, их мысли и чувства.)
- Какие у вас возникают ассоциации со словами «зима в лесу»?
9. Изучение новой темы
- Сейчас мы с вами представим, как представляет себе зимний лес поэт Ануарбек Дуйсенбиев. (Литературное чтение с.117)
Первичное восприятие. (Выразительное чтение учеником.)
- В чём выражена тема стихотворения? (В названии.)
- Найдите в тексте слова непонятные вам и выделенные звёздочкой.Объясните их лексическое значение. (Работа со словарём.)
Хоровое чтение стихотворения учащимися.
- Нравится ли поэту зима? Докажите строчками из стихотворения.
- Какие эпитеты использует автор? (Несильный мороз, тяжёлое небо, лохматый дуб, сырые сугробы, пушистый наряд.)
- Какое небо над лесом? (Тяжёлое.)
- Почему небо над лесом кажется тяжёлым? Какого цвета такое небо?(Затянутое серыми тучами, хмурое, холодное, свинцового цвета.)
- Какое настроение у этого неба? (Печальное.)
- Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому стихотворению, если бы были художниками?
10. Работа в творческой мастерской
- Сегодня мы с вами работаем в «творческой мастерской», рисуем иллюстрацию к стихотворению А. Дуйсенбиева «Зима в лесу». С чего начинается рисование пейзажа?
- Как называется эта линия? (Ученик на листе ватмана рисует линию горизонта.)
- В рисовании пейзажа есть свои законы. Какие?
- О каких деревьях писал автор? Чем они отличаются?
- Наша «мастерская», как вы видите, разделена на группы, у каждой группы будут свои задания. Вы должны распределить обязанности в группе, выполнить работу, а затем вынести её на лист ватмана. У нас с вами получится одна картина.
I группа. Изобразите на листе бумаги зимний дуб. Какие у него ветви, какая кора? Вспомните основные законы живописи. Вам поможет учебник Изо с.79.
II группа. Изобразите зимние осины и клёны. Чем они отличаются? Вспомните основные законы живописи. Вам поможет учебник Изо с.79.
III группа. Изобразите ели. Вспомните основные законы живописи. Распределите обязанности в группе.
IV группа. Вы – художники-оформители. Вам необходимо распределить обязанности в группе и:
А) затонировать бумагу;Б) изобразить дальний план;В) изобразить животных. 11. Работа учащихся
12. Обобщение знаний
- С помощью чего можно передать красоту природы? (Слов, красок.)
- А ещё красоту природы можно передать с помощью звуков, музыки.
Чтение стихотворения (про себя) под музыку П.И.Чайковского «Зимнее утро» («Детский альбом»)
- Посмотрите внимательно на нашу картину и скажите, что бы вы ещё дорисовали?
13. Подведение итогов
Игра “Микрофон”.
Продолжите фразу:  Сегодня на уроке я … 
- Чем мы сегодня занимались на уроке?- Понравилось ли вам работать всем вместе? Почему?- Каждое настроение соответствует определённому цвету. Выберите тот цвет, который соответствует вашему настроению. («Цветопись настроения»)

Перед детьми на столе лежат лепестки различных цветов. Каждый ребёнок выбирает один лепесток, соответствующий его настроению. Выходят к доске и составляют один, общий на весь класс «Цветок настроения».
- К какому жанру живописи относится наша картина?- Чем пейзаж отличается от остальных жанров живописи?- А знает ли кто-нибудь из вас стихотворение о пейзаже?
Дома. Написать мини-сочинение о зиме в лесу.
Вывод учителя. Мне понравилась ваша работа и поэтому сегодня за урок все получили положительные отметки.