Статья Портфолио — альтернативный способ оценки учебных достижений учащихся


Портфолио - альтернативный способ оценки
учебных достижений учащихся.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо,
где и как я могу эти знания применить»
Современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления. Творчество перестает быть уделом единиц. Следовательно, важнейшим направлением модернизации системы общеобразовательной школы является творческое саморазвитие учащегося. Личность – как субъект, владеющий опытом творческой самостоятельной деятельности, всегда находится на более высоком уровне по отношению к тем, кто пользуется стандартными устоявшимися методами. И  значит, развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – это первостепенная задача современной школы.
Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает теперь особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций.
Кроме того, процесс изучения иностранного языка способствует формированию творческой самостоятельности, т.к. в рамках данного предмета есть возможность использовать творческие задания и упражнения, которые требуют от учащихся самостоятельной работы и учат их пользоваться языковым материалом для выражения своих мыслей в диалогической и монологической речи, в письме.
Творческая деятельность в рамках данного предмета дает учащимся  общеобразовательных  школ широкие возможности для проявления собственной индивидуальности.
В настоящее время, на мой взгляд, существует ряд образовательных проблем, препятствующих адекватному оцениванию уровня развития учащихся. Существующая процедура экзаменов не отражает умения и навыки учащихся, а также не позволяет отследить личностный рост и применить полученные знания в реальной жизненной ситуации. Таким образом, одной из основных образовательных задач становится выявление индивидуальных возможностей и склонностей ребенка, а инструментом для этого может стать технология портфолио.
Английское слово portfolio – это портфель, папка с рисунками.
В зарубежном образовании портфолио является частью целостной образовательной стратегии и способно решить данную задачу.
Такая форма оценки учебных достижений в полной мере дает ребенку возможность самостоятельности и учебной инициативы. Ученик самостоятельно формирует портфолио, выбирает те или иные материалы, самостоятельно оценивает свои результаты. Большой вес в портфолио имеют его самостоятельные работы — проекты, практики, исследования. Высоко ценится личная учебная инициатива, все формы дополнительного обучения — курсы, тренинги, трудовой опыт. В портфолио ученик сам представляет себя во всей уникальности своих возможностей, достижений, образовательных планов по предмету.
Самооценивание, оценивание сверстниками и родителями в дополнение к оцениванию учителем занимают важное место в процедуре оценки портфолио. Разработаны отдельные оценочные формы для каждой категории экспертов. В дополнение к формальным критериям, во многих случаях используются индикаторы, направленные на выявление ключевых социальных компетентностей, их сформированности в процессе изготовления портфолио в сочетании с формальными признаками отношения к труду. Например, для определения степени вовлеченности в групповую работу по реализации стратегий портфолио такими показателями будут: количество пропусков или опозданий на занятия по подготовке портфолио; объем выполненной работы; четкое понимание и принятие целей работы группы (класса); навыки работы с партнерами; степень концентрации; коммуникативные умения.
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку;
содействовать персонализации образования;
определять количественные и качественные индивидуальные достижения;
создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.
Педагогическое значение технологии портфолио для педагогов заключается в реализации индивидуального и деятельностного подходов в процессе обучения, она является средством обратной связи и инструментом оценочной деятельности.
Образовательное значение портфолио для ученика – это:
планирование и самооценивание обучающимися своих образовательных результатов и различных достижений, что способствует поддерживанию и стимулированию учебной мотивации, расширению возможности обучения и самооценивания, а также развитию навыков рефлексивной деятельности и формированию умения учиться;
демонстрация образовательных и творческих достижений учащегося;
проявление коммуникативных способностей;
способствует индивидуализации образования учащегося.
Один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру, где самым главным является так называемый «портфолио-процесс» - совокупность процессов обучения и учения.
Диапазон применения портфолио постоянно расширяется. Портфолио включают в образовательные системы и начинают использовать на всех уровнях образования: от начальной до высшей школы. Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий («электронное портфолио»), которые наиболее успешно используются в среднем и старшем звене школы.
Существует несколько основных типов портфолио: портфолио отзывов, портфолио документов и портфолио работ. В своей практике я остановилась на последнем варианте. Данный тип позволяет собирать творческие, исследовательские и проектные работы, дополняя их грамматическими схемами и индивидуальными образовательными результатами ученика в определенный период его обучения, а также соотносится с рабочей программой и УМК “English” В.П. Кузовлева.
УМК “English” В.П. Кузовлева разработан на основе концепция коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур». Эта концепция полностью соответствует требованиям нового образовательного стандарта. В учебниках данного УМК эти требования реализованы через четыре глобальных аспекта иноязычного образования — познавательный, развивающий, воспитательный и учебный. УМК обеспечивает не только обучение английскому языку, но и развивает индивидуальность ученика в диалоге культур. Используя деятельностный принцип обучения иностранным языкам, ведущей целью определена коммуникативная, которая, в свою очередь, включает лингвистический, социолингвистический и прагматический компоненты. Последний компонент включает практическое владение изучаемым языком с учетом личностных характеристик ученика, особенностей его предыдущего языкового опыта, культуры, приобретенных ранее умений и навыков. Под практической целью обучения иностранному языку в методике принято понимать необходимость обеспечить допрофессиональный уровень владения языком, позволяющий последующее доучивание в соответствии с потребностями специальности или личными интересами учащихся. В рамках данного УМК в рабочей тетради отведен специальный раздел «Все обо мне» так называемый «языковой портфель» Он предполагает составление рассказов о себе, своей семье, друзьях, питомцах и многом другом с использованием речевых образцов. Но часто у обучающихся появляется желание более полно раскрыть тему и проявить свои творческие способности. Взяв за основу «языковой портфель» В.П. Кузовлева, я предложила своим ученикам создать английское портфолио, куда они смогут собирать свои творческие работы по предмету, памятки и другие дополнительные материалы.
Началом работы с портфолио становится 3 класс, тот уровень, когда уже сформированы основные навыки письма, и каждый может составить несколько предложений. Титульный лист, как способ заинтересовать ребенка и вовлечь его в эту работу, я раздаю сама, давая возможность творчески пофантазировать. Следующие несколько страниц – это словарные справочники, собранные с прошлого года обучения, которые помогают быстрее сориентироваться при выполнении заданий. Формы изложения могут быть совершенно разные: начиная от заполнения пропусков и замены картинок словами в тексте по пройденной теме, заканчивая написанием сочинения, рисунком карты своего города или исследовательским проектом (в более старших классах).
В основном работа с портфолио ведется дома самостоятельно или совместно с родителями. Главным условием является то, что писать учащийся все должен своей рукой без помощи компьютера или старших, как бы это не выглядело. Такая работа помогает развить каллиграфические навыки, моторную память, организовать совместную деятельность с родителями, а главное позволяет избежать шаблонного мышления. Таким образом, каждая страница портфолио – это новая лексическая тема, представленная в разной форме. В конце каждого полугодия происходит оценка всех портфолио, в которой принимает участие не только педагог, но и сами ученики. Есть две номинации: «Признание одноклассников» и «Лучшее портфолио», - первая предполагает оценку оформления папки, а вторая включает как оригинальность, так и грамотность изложения материала. Особенностью этой формы работы является то, что обучающийся, даже самый слабый, может проявить свои способности и почувствовать свою индивидуальность.
Основная задача педагога на этом этапе заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на творческую мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Одной из главных особенностей технологии портфолио, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата.
Во время выполнения задания развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи. Важным условием эффективной работы в портфолио является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха и удовлетворения от творчества.
Работая по этой технологии третий год, могу отметить, что классы, в которых ребята ведут английское портфолио, более активны на уроках, не боятся высказывать свои мысли, умеют видеть, находить и исправлять свои ошибки, другими словами обладают навыками рефлексивной деятельности. Все это помогает им развивать речевые умения, так необходимые на сегодняшний день.
Подводя итог, хочется отметить, что портфолио предполагает смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по данной теме или разделу, а также интеграцию количественной и качественной оценок и доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке с одной стороны. С другой стороны позволяет обеспечить преемственность разных этапов процесса обучения и коммуникацию между его участниками. А значит, каждый ученик имеет возможность показать свой личный успех по отношению к предыдущему уровню владения предметом.