ДОКЛАД Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса по истории Технология оценки учебных успехов (достижений)



Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5.
ДОКЛАД
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса по истории
Технология оценки учебных успехов (достижений)
Автор:
учитель истории
и обществознания
Дмитриева Марина Геннадьевна
Саяногорск, 2016
Хороших методов существует ровностолько, сколько существует хороших учителей
Когда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения не являются чем-то неизменным. Помимо развития школы, изменения задачи содержания обучения меняются и формы организации обучения; отмирают старые, возникают новые. Некоторые формы обучения, как, например, урок, долго и надежно служат человечеству. Но это не значит, однако, что урок как форма обучения не изменялся на протяжении времени. Настоящий этап развития образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией образования. Значительно возрастает доля творческого труда в составе, профессиональной деятельности и увеличивается число преподавателей, вовлеченных в конструирование учебного материала и учебного процесса. Поэтому и сегодня актуальным является вопрос: “ Что нужно для того, чтобы провести эффектный, интересный урок для учащихся?” А. Дистервег сказал: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить”.
В работе ставлю цель: найти ответ на поставленные вопросы: “Как научить ребят находить истину? Как сделать урок эффективным, интересным для ребят?”
Современные образовательные технологии
Так что же такое современные образовательные технологии?
Педагогическая технология - направление педагогики, имеет цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения.
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ (достижений)
Цель новой технологии – обеспечить на этапе контроля отражение принципов развивающей личностно-ориентированной образовательной системы
Основные задачи новой технологии:
Определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть современными целями образования.
Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
Технология оценки учебных успехов (достижений) ТОУУ была разработана в рамках эксперимента Российской Академии образования в 2004-2007 годах под научным руководством – академика РАО, доктора психологических наук Д.И. Фельдштейна и утверждена заключением РАО. Координатор проекта: Дмитрий Даимович Данилов. Вот оценка, которую дали специалисты РАО ТОУУ: Разработана модель контроля и оценивания успехов школьников на разных этапах образовательного процесса.
Основными составляющими новой технологии оценки учебных успехов являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности». 
КАК ОЦЕНИТЬ УЧЕНИКА?
Данная технология помогает решить ряд проблем, связанных со школьным контролем и оцениванием.
Новые развивающие личностно-ориентированные образовательные цели не проверяются старыми контрольно измерительными материалами.
Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие требованиям.
Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок.
Традиционное оценивание не позволяет развивать самооценку школьников.
Традиционное оценивание дискомфортно для учеников, отрицательно влияет на их мотивацию.
Правила технологии оценки учебных успехов
ЧТО КОНТРОЛИРОВАТЬ И ОЦЕНИВАТЬ?
1-е правило. Оценивается любое, особенно успешное, действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи - умения по использованию знаний
 КТО ОЦЕНИВАЕТ?
2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку.
КАК, ПО КАКОЙ ШКАЛЕ ОЦЕНИВАТЬ?
4-е правило. Отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи.
КОГДА ОЦЕНИВАТЬ?
3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится своя отдельная отметка.
5-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку
7-е правило. Итоговые оценки и отметка (за четверть, полугодье) рекомендуется определять не за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот отрезок учебного времени.
Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня возможностей. Итоговая отметка – это показатель уровня обученности. Он высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи.
 ГДЕ ФИКСИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ?
 6-е правило. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности.
Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и давно изученные знания. Это, прежде всего, покрывает государственный стандарт требований, необходимо всем по любому предмету, «хорошо, но не отлично».
Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые, изучаемые в данный момент, знания, либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации. Это соответствует цели - выращивание функционально грамотной личности, это «отлично»
Необязательный Максимальный уровень - решение никогда не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовалось либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам. Это сверх школьных требований, «сверхотлично».
КАК ПЕРЕВЕСТИ КАЧЕСТВЕНУЮ ОЦЕНКУ В КОЛИЧЕСТВЕННУЮ ОТМЕТКУ?
Баллы успешности (1-6), специально разработанные под три уровня успешности
Другие шкалы - 10-балльная, традиционная пятибалльная с плюсами и другие шкалы, если их соотнести с тремя уровнями успешности.
Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действий для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать».
В рамках эксперимента были разработаны и успешно апробированы подробные методические рекомендации по введению базовых правил. Учителям предложены алгоритмы деятельности учащихся, алгоритмы формирования умений самооценки учащихся для удобства разбитые по этапам. Очень важно, что внедрения модели оценивания возможно с любого этапа обучения. Реализации принципов ЛОД объясняет и то, что время перехода от этапа к этапу выбирает сам учитель в зависимости от уровня продвижения именно этого класса. Педагогу дается возможность, введя базовую модель ТОУУ расширить её алгоритмами, формирующими и развивающими навыки самооценки и самоорганизации, учащихся вводя расширенную конфигурацию технологии.
1-й этап перехода на ТОУУ в любом классе. Вводятся только правила, которые составляют основу технологии, ее минимальную конфигурацию:
1-е правило (отличие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать оценку любых действий и отметку за решение учебной задачи. В классе вместо отметок используется только положительная и не градируемая по уровням фиксация в рабочих материалах учителя.
2-е правило (Самооценка). Дети учатся оценивать свои действия по алгоритму (сначала без разделения на уровни успешности).
3-е правило (одна задача – одна оценка). Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом. После 1-го этапа определять отметку каждой учебной задачи.
4-е правило (таблица требований). Учитель начинает работать с таблицей требований сам, без учеников. После проведения проверочной работы учитель выставляет отметки за каждое из ее заданий в таблицу требований (свои рабочие материалы). Отметки в таблицу требований выставляются по той шкале, которая принята в данном классе (например, 5-балльные отметки). Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).
Учитель может остановиться на достигнутом. По всем остальным вопросам сохраняется традиционные правила оценивания: 5-балльные отметки, традиционное выставление всех отметок в официальный журнал и т.д. Таким образом, использование этой минимальной конфигурации не требует от учителя официального оформления использования новой технологии. В этом случае ученики приобретут умение самооценки, некоторые качества контрольно-оценочной самостоятельности. Администрация, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика, а так же то, над чем ему необходимо работать в дальнейшем. Однако, поскольку используется не полный набор правил показатели комфортности и осознанного отношения учеников к учебным целям изменяться незначительно.
2-й этап перехода на ТОУУ в любом классе. Вводится в полном объеме 4-е правило (таблицы требований). Не только учитель, но и дети учатся определять, какое умение потребовалось от них в ходе решения задачи. В таблицу требований можно уже выставлять не только отметки за задания проверочных работ, но и за задачи, решенные в ходе текущего контроля (на обычных уроках).
3-й этап перехода на ТОУУ в любом классе. Дополнительно вводится 6-е правило (уровни успешности) и 5-е правило (право отказа и право пересдач). Учитель и дети учатся определять уровень задания, уровень успешности по признакам. При этом ученик привыкает к ответственности за свой выбор – ставить текущую отметку или нет, пересдавать задание проверочной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень, который они могут и хотят заниматься на данный момент. Учитель начинает применять 7-е правило (определение итоговой оценки и отметки). Ученики еще не участвуют в применении этого правила, но оно может быть им разъяснено.
4-й этап перехода на ТОУУ в любом классе. Мы даём возможность детям самостоятельно выводить свою итоговую оценку, высчитывать свою итоговую отметку.
Таким образом, при полном наборе правил учителю необходимо будет документально оформить переход к новой технологии, большинство отметок (привязанных к уровням успешности) будет выставляться в таблицах требований (в рабочих материалах учителя и в дневниках школьников). В официальном журнале, помимо названий, изученных тем, и посещаемости будут фиксироваться только итоговые отметки. Все это, как экспериментально доказано, позволит не только приобрести ученикам умения самооценки, но и заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявления себя», «отношений с учителями», «боязни успехи». Заметно возрастет сознательное отношение учеников к целям обучения и самой учебной деятельности.
ЧТО ОЦЕНИВАТЬ, А ЗА ЧТО СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?
1-е правило: «Отличие оценки и отметки»:
Оцениваться может все! Фиксируется отметкой (за исключением 1-го этапа) только демонстрацию умения по применению знания (решение задачи).
Оценка
- это словесная характеристика результатов действия («молодец», «оригинально», «а вот здесь не точно, потому что…») Отметка
– это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы)
- можно давать любому действию ученика (особенно успешному): удачная мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. – ставиться только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.
КТО ОЦЕНИВАЕТ?
2-е правило: «Самооценка».
Оценку определяют учитель и ученик сообща!
Если оценивание проводится сразу, после того как ученик изложил свое решение (например, устный ответ на уроке), то учитель и ученик определяют оценку и (если требуется - отметку) в диалоге  (кратком или развернутом). Если оценивание проводится после сдачи письменного решения учителю (например, проверочная работа), то ученик имеет  право аргументировано оспорить выставленную ему отметку, опять же в диалоге с учителем определяя оценку своей работе.
Для реализации этого правила ученик должен овладеть порядком действий по самооцениванию.
КОГДА МОЖНО ОПРЕДЕЛЯТЬ ОТМЕТКУ?
3-е правило: «Одна задача – одна отметка».
За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится своя отдельная отметка. Ставить среднюю отметку за урок или за всю проверочную работу (из разных заданий) – бессмысленно, так как в ходе решения разных задач урока или проверочной работы ученик демонстрировал разные умения, по каждому из которых – разные уровни своей готовности. При усреднении отметки все эти различия исчезают. Если часть заданий выполнена блестяще, а часть – не выполнена, то при усредненной отметке ученик лишается переживания успеха, а учитель (отдав работу ученику, забыв содержание урока) – лишается, информации о том какие именно типы заданий вызвали у ученика сложность, над, чем с ним еще необходимо поработать.
ГДЕ ОТМЕЧАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ?
4-е правило: «Таблица требований».
Отметка (в баллах успешности) выставляется в таблицу требований (вкладыш в журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Если, решая задачу, ученик демонстрировал несколько умений, то из них надо выбрать то, которое было главным (без которого конечный результат решение было бы невозможно получить).
КОГДА МОЖНО И КОГДА НУЖНО СТАВИТЬ ОТМЕТКУ?
5-е правило: «Право отказа от отметки и право пересдач».
Правило состоит из двух частей:
1) Действия при текущем контроле – то, что осуществляется на каждом уроке (опрос, проверка домашнего задания, участие учеников в открытии новых знаний и т.д.)
2) Действия при тематическом и итоговом контроле. Тематический контроль – это письменные проверочные работы по итогам небольшой темы. Итоговый контроль – это письменные контрольные работы по итогам группы тем одной четверти, триместра, полугодия, года.
Возможные исключения из правила «отказа от отметки»:
1) Если на этапе актуализации любого урока даются задания по давно изученным темам (по которым уже прошли большие проверочные работы), тогда право отказа от отметки не действует. Однако учителю необходим заранее, до того как дать задание ученикам, предупредить, что это давно изученный материал и права отказаться от отметки у вас не будет.
2) Если проводится урок обобщения по давно изученным темам (проверочные по которым уже прошли), то правило отказа от отметки так же не действует (ученики должны знать об этом заранее).
За задачи, решенные в ходе проверочных работ по итогам темы иконтрольных работа по итогам группы тем, примерно соответствующей одной четверти учебного года, отметки ставятся всем ученикам. В таблице требований они отличаются от текущих отметок, тем, что обводятся в кружок. Это своеобразный «зачет», который нельзя обойти. Данные задачи показывают обученность, как ученик овладел умениями по использованию знаний, необходимыми в данной теме.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?
6-е правило: «Уровни успешности».
Решение задачи оценивается по признакам уровней успешности (только с 3-го класса). На основании продемонстрированного уровня выставляется отметка в одной из трех шкал (выбранной учителем):
- 6-балльная шкала «баллов успешности», специально разработанная под уровни успешности
- 5-балльная шкала «традиционных отметок» – соотнесенная с уровнями успешности
- 10-балльная шкала – соотнесенная с уровнями успешности
(возможно использование и других шкал, если они соотнесены с качественными уровнями успешности) (приложение № 1)
Максимальный уровень особый – необязательный для учеников, фиксирующий их исключительные успехи.
Признаки уровней успешности надо постепенно (в течение нескольких уроков) вырабатываются в диалогах с учениками. В итоге в классе появится плакат с таблицей - «Признаки успешного решения задачи» Этот «плакат», как совместно принятый «закон», должен висеть рядом с доской, чтобы к нему постоянно обращались при оценке ответов. Принципиально важно, что бы сначала ученики по признакам, определяли и проговаривали какого уровня задача, насколько успешно она решена и только потом делали вывод – какой балл они заработали. Сначала качественная оценка (уровень) и только потом количественная отметка!
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ИТОГОВУЮ ОТМЕТКУ?
7-е правило: «Итоговая оценка и итоговая отметка».
Итоговые оценки и отметка определяются не за число уроков четверти, аза учебный модуль – дидактически цельную завершенную часть учебного материала (группу тем), который изучали большую часть четверти. Таким образом, итоговую оценку и отметку нужно начинать высчитывать тогда, когда завершен учебный модуль в данной четверти (полугодье). Проведена проверочная работа.
Итоговая оценка по предмету выражается в характеристике (устной / письменной) учителем, учеником, родителем продемонстрированного учеником в данной теме (четверти) уровня возможностей.
Итоговая отметка – это показатель уровня обученности, который ученик продемонстрировал в данном учебном модуле – группе тем (четверти, полугодия, года). Он высчитывается по таблице требований как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи. Если учитель использовал не пятибалльную шкалу, полученное среднее арифметическое (при необходимости) переводится для выставления в официальный журнал.
С точки зрения развивающего обучения лучше как можно реже выводить среднеарифметическую итоговую отметку, так как при усреднении исчезают показатели индивидуальной образовательной траектории каждого ученика. В этом смысле оптимальным было бы выведение одной итоговой отметки за учебный год или за образовательную ступень на итоговой аттестации (конец 4-го, 9-го, 11-го классов). По закону «Об Образовании», любая школа вправе принять такое решение. Однако реальность такова, что в массовом порядке школы придут к этому не скоро. Соответственно, мы рекомендуем выводить среднеарифметическую итоговую отметку по сложившейся практике - в конце четверти. Соотношение баллов успешности и традиционных отметок (приложение № 2).
Вначале 2015-2016г. среди учащихся 5-х классов была проведена диагностика готовности к внедрению технологии оценивания . Её целью являлся мониторинг уровня владения системой оценивания учебных достижений (приложение № 3).
При анализе результатов стартовой диагностики выяснилось, что не все учащиеся могут оценить свои образовательные результаты, не знают алгоритма самооценки и не используют выработанные критерии оценки и самооценки, исходя из цели оценочной деятельности. Поэтому поставлена задача: научить учащихся работать по алгоритму; разработать критерии оценки сформированности самооценки ученика.
По окончании I четверти проведена диагностика учащихся 5-х классов на предмет знания правил, алгоритма самооценки. При обработке результатов установлено, что более 71% учащихся владеют алгоритмом самооценки, применяют его в сотрудничестве с учителем на уроке. 56,4% опрошенных свободно используют выработанные критерии оценки и самооценки, исходя из цели оценочной деятельности. Примерно столько же учащихся умеют различить результат своей деятельности и способы действий достижения результата.
Дальнейшая работа была построена на внедрении технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилова.
Для достижения сформированности регулятивных учебных действий используются следующие механизмы, основанные на реалистичности требований и критериев, уровневых требований к результатам образования, открытости требований, процедур и критериев, сочетания внешней и внутренней оценки:
- компетентностно-ориентированные задания;
- рекомендации по оцениванию деятельности учащегося;
- внутренняя оценка выполнения заданий;
- внешняя оценка деятельности ученика;
- итоговая отметка, основанная на согласованности внутренней и внешней оценки.
Список литературы
Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки качества образования.// Школьные технологии. – 2004. - №1. – С. 136
Букатов В.М.. Школьная оценка: М., 2006
Вязовова О.В. Организационный рейтинг системы оценки знаний учителя// Информация и образование. – 2001 - №4
Герасимова Н. . Оценка знаний должна воспитывать// Воспитание школьников. – 2003 - №6
Громова Т. . Не оценивать, а мотивировать// Управление школой. – 2005. – 16-30 ноября (№22). – С. 23-25
Грызлов В. . Качество образования: диалектика позиций и уровней// Высшее образование в России. – 2005. - №5. – С. 25-28
Д.Д. Данилов «Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»
Диканская Н.Н. . Оценочная деятельность как основа управления качеством образования.// Стандарт и Мониторинг в образовании. – 2003. №3. – С. 38 – 42
Ксензова Г.Ю.. Оценочная деятельность учителя.: М., 1999
Костылев Ф.В.. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: 2000
Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека.- М., 1971.
О показателях качества образования.// Высшее образование в России. – 2004. – №11. – С. 92 – 96
Оценка в современной школе.// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - №5. – С. 14 – 20
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Уровни успешности
6-балльная шкала
5-балльная
10-балльная
Не достигнут
Необходимый уровень
Не решена типовая, много раз отработанная задача
  0 или пустой кружок в таблице требований
 незначительной – не влияющей на результат - ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) «2» -неудовлетворительно
  1
 
Необходимый уровень
(«хорошо»)
Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и давно изученные знания.
  1 балл успешности
- Частично успешное решение (с незначительной – не влияющей на результат - ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) «3» -удовлетворительно
  2 – при минимуме знаний
3 – при минимуме знаний с частичным усвоением
4 – достаточные знания с частичным усвоением
2 балла успешности
- Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) «4» - хорошо
  5 –полное освоение
 
Программный уровень
(«отлично»)
Решение нестандартной задачи, где потребовалось
- либо применить новые, изучаемые в данные момент, знания,
- либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации
  3 балла успешности
- Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)
  «4+» - приближается к отлично
  6 –  с незначительной ошибкой и помощью
7 – либо с ошибкой, либо с помощью
 
4 балла успешности
- Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) «5» - отлично
  8
 
Максимальный уровень
(«превосходно»)
Решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», потребовавшей
- либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания,
- либо новые самостоятельно усвоенные умения
  5 баллов успешности
- Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)
   
«5+» или «5 и 5» - превосходно
  9
 
6 баллов успешности
- Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) 10

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Соотношение баллов успешности и традиционных отметок
Качественная оценка Отметка – баллы успешности (б.у.) Пятибалльная отметка
Не достигнут даже необходимый уровень
  Пустой кружок – обязательное задание, которое так и не удалось сделать.
  2 (не удовлетворительно)
Возможность исправить!
 
 Необходимый уровень 1 б.у. – частичное освоение 3 (удовлетворительно)
Право исправить!
  2 б.у. – полное освоение 4 (хорошо)
Право изменить!
 Программный уровень
  3 б.у. – частичное освоение
  4 + (близко к отлично) Право изменить!
  4 б.у. – полное освоение 5 (отлично)
Максимальный уровень 5 б.у. – приближение к максимальный уровню 5+ или 5 и 5(превосходно)
  6 б.у. – выход на максимальный уровень  5+ или 5 и 5 (превосходно
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Знание правил, алгоритма самооценки

Умение различить результат своей деятельности и способы действий достижения результата.

Сфоромированность у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.