Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся. Цель их- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полезные знания в повседневной жизни.
Русский язык и литература – серьезные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, быть предельно внимательными, а поэтому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Без их применения не обойтись, т.к. на уроке ребенок должен не только получать багаж знаний по предмету, но при этом еще сохранять свое здоровье.
В структуру моих уроков включены такие этапы, как организационная часть, где я обязательно интересуюсь самочувствием учащихся, релаксация, физкультминутки, рефлексия.
Главный упор, который я делаю на уроке – это рациональная организация урока, использование активных форм и методов обучения. Стараюсь организовать режим обучения так, чтобы он обеспечил высокую работоспособность на протяжении всего урока, позволил отодвинуть утомление и переутомление.
Урок строю в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого вида задания.
Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока.

Часть урока
Время
Нагрузка
Деятельность


1-й этап.
Врабатывание
5 мин.
Относительно невелика
Репродуктивная, переходящая в продуктивную.
Повторение изученного.

2-ой этап.
Максимальная работоспособность
20-25 мин.
Максимальное снижение на 15-й минуте
Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом.

3-й этап.
Конечный порыв.
10-15 мин.
Небольшое повышение работоспособности
Продуктивная , отработка узловых моментов пройденного


Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устная и письменная), комментированное письмо, игровые моменты, творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Использую различные тестовые задания. (с выбором ответа, с открытым ответом), задания на перегруппировку, на распознавание ошибок, на поиск ошибок - это позволяет избежать монотонность на уроке, также способствует развитию мыслительных операций и одновременно отдыху ребят.
В учебный материал включаю тексты здоровьесберегающей направленности: при обсуждении это позволяет ненавязчиво привить обучающимся стремление к здоровому образу жизни, а это очень важно.
Чтобы не было перегрузки учащихся, соблюдаю объем всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и самостоятельные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
На каждом уроке провожу физкультминутки, делаю игровые паузы (в 5-6 классах), зрительную гимнастику, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
С целью профилактики опорно-двигательной системы, снятия утомления мышц, профилактики сколиозов, пропедевтики правильной осанки в учебной деятельности использую упражнения, рекомендованные Министерством Здравоохранения.
Школьной программой по русскому языку предусмотрено выполнение заданий и творческих работ на спортивную тематику. Так в 5кл. ученики учатся составлять спортивный репортаж, в 6 кл. им предлагается написать сочинение-описание по картине Т.Яблонской «Утро»; в 7 кл. сочинение-интервью по картине А.Сайкиной «Детская спортивная школа». При изучении темы «Числительное» выполняем упражнения из Истории Олимпийских игр, при изучении темы. «Наклонение глагола» (6кл) разрабатываем и пишем режим дня школьника, используя глаголы повелительного наклонения. Работаем со спортивными словами при изучении темы «Непроверяемые гласные в корне слова» и «Удвоенные согласные».
В осенний и весенний периоды пишем диктанты о том, как вести себя на реке и др.
Литература как никакой другой предмет своим содержанием позволяет формировать здоровый образ жизни, причем делать это не в назидательной форме, а незаметно.
Эти возможности дает рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро», комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль», роман А.Пушкина «Евгений Онегин», роман «Война и мир» (семья Болконских) и др. Яркие запоминающиеся образы, высокие идеи, талантливые картины-все это пробуждает эмоции учащихся, способствует воспитанию нравственности и формированию здоровьесбережения.
На своих уроках стремлюсь выдать у учащихся положительное отношение к предмету.
Доброжелательный и эмоциональный тон, уравновешенность, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление ошибок, поощрение к мыслительной деятельности, небольшого отступления (ввод интересных фактов, притч, легенд) – вот далеко не весь арсенал, который помогает мне раскрыть способности ребенка и создать психологический комфорт школьников на уроке.
Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирование особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности в современной ситуации имеет огромное значение. И это необходимо осознать. Важнейшим звеном социализации подрастающего поколения должно стать общеобразовательное учреждение, т.к. на этапе возрастной социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего обществе.