Использование ИКТ как средства повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Синицынская средняя общеобразовательная школа"
Новоусманского муниципального района Воронежской области
396331 п. Воля, ул. Школьная 2а
Тлф. факс 8(47341)3-55-60 Е-mail: sin-shool\sosh@yandex.ru « Использование ИКТ на уроке математики как средства повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей»
Подготовила:
Комарова Елена Ивановна,
учитель математики
2016
В настоящее время ни один урок в той или иной степени не обходится без использования компьютера. Поэтому появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяют использовать ИКТ в качестве средства обучения и воспитания.
Математика является довольно сложным предметом. Поэтому для обеспечения максимальной эффективности обучения учителю необходимо найти наилучшее сочетание средств, методов обучения и технологий.
Все педагогические технологии по существу являются информационными, так как учебный процесс невозможен без обмена информацией. Сегодня под термином "информационные технологии" понимаются процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств.
Ведь главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству, воспитывая, таким образом, активно мыслящую личность.
Использование информационных технологий в процессе преподавания математики даёт то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствуя развитию самостоятельности.
Главной же задачей использования компьютерных технологий, на мой взгляд, является расширение интеллектуальных возможностей человека, с одной стороны, и умение пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера, с другой. И это немаловажно в наш информатизационный век!
Уроки с использованием ИКТ имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками: урок становится более интересным для учащихся; за счет этого повышается эффективность урока. Использование компьютера дает возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации. Использование компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
При системном использовании компьютера в преподавании математики нужно учитывать следующие основные положения: компьютер в учебном процессе должен использоваться постоянно, учитель должен свободно владеть компьютером[1].
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
Использование ИКТ возможно на разных этапах урока. Для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание. Это могут быть ребусы, приглашения к игре, путешествию и др. 
На этапе актуализации знаний возможно использование ПК для организации разных видов устного счета, проведения автоматизированных математических диктантов, что способствует развитию внимания, дисциплинированности т.к. дети понимают, что задания дает машина, а она не может повторяться или останавливаться по чьей-либо просьбе. Возможно создание проблемной ситуации. Даю задания, которые обучающиеся решают с легкостью, а затем предлагаю задачу, с которой ребята не знакомы. 
На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет мне акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Использую демонстрацию пошагового решения задачи.
Чтобы заинтересовать учащихся  своим предметом, провожу нестандартные уроки, которые в виде игровых ситуаций, мини-исследований, в форме сказок, уроки-путешествия, соревнований, работа в группах и в парах. Так, например, урок-игра для 5 класса "Такова наша доля!", "Путешествие в страну обыкновенных дробей", урок-сказка для 6 класса "Путешествие Незнайки в математическом городе" по теме "Координатная плоскость".
При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Очень удобно использовать компьютерное тестирование при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Интернет-тесты дают хорошую возможность для самопроверки, решая их в классе ученики получают помощь и консультацию учителя. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации[2,3].
К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации или веб-странички об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно анализируются и рецензируются результаты выполнения[4]. Учащиеся с удовольствием принимают участие в проектной деятельности. Проводились исследовательские работы по математике учениками 8 класса "Математика - царица наук?", учениками 7 класса "Числа 7 и 13. Миф или реальность?", учениками 5 класса "Дроби очень нам нужны и для каждого важны?","Математика в профессиях моих родителей". Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других.
Применение ИКТ позволяет в значительной степени лучше подготовиться к олимпиадам разного уровня: школьные и муниципальные олимпиады, предметные олимпиады всероссийского уровня.
Я считаю, что информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Внедрение компьютерных технологий не только обогатило учебно-воспитательный процесс, оно сыграло неоценимую роль в том, что ученики стали смотреть на компьютер не как на дорогую игрушку, они увидели в нем друга, который помогает им учиться, познавать мир, мыслить и творить.
На мой взгляд, использование ИКТ на уроках математики необходимо. На сегодня нет ни одной специальности, ни одной сферы деятельности, где бы ни использовался компьютер, поэтому обязанность школы научить учащихся использовать его по назначению.
Литература
1. Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005. – 247 с.
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004. - 215 с.
3. Инатов А., Остонов К., Абдуллаев А. Некоторые способы реализации информационных технологий в преподавании математики. // Наука и Мир, № 6 (2), Том II, Волгоград -2015. С. 41-43.
4. Инатов А., Остонов К. Использование инновационных технологий к учебном процессе. // Наука и Мир, № 4 (20), Том II, Волгоград -2015. С. 69-70.