Статья Инновации в обучении. Ноосферное образование


Инновации в обучении.
Ноосферное образование.
Материал для выступления на педсовете
Из опыта работы
учителя начальных классов,
Кулак Натальи Александровны,
высшая категория
Республика Крым
Создание передовой системы образования – это ключевая этическая, экономическая, стратегическая  задача России на пути в 21век.
Российская школа должна являться школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Её основа – это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы.
В наше время происходят коренные изменения не только в содержании образовательных программ, но и в методологии и методике преподавания. Эти  изменения направлены на поиск новых методов познания в процессе обучения, цель которых - не получение знания ради самого знания, а развитие личности обучающегося на основе полученных знаний и полезность применения этих знаний в своей жизни и быстро изменяющемся мире. Пришло время менять структуру школы и методики преподавания для того, чтобы воспитать новое молодое здоровое поколение. Для решения этой задачи 20 лет назад в России была разработана система Ноосферного образования. Автором концепции ноосферного образования является доктор психологических наук, действительный член Академии Естественных Наук Наталья Владимировна Маслова
 Современное ноосферное образование, которое было создано как альтернативная  критическая педагогика, является наукоёмкой биотехнической, все элементы которой не нарушают биоритмов учеников, преподавателей, воспитателей и родителей. Эта биотехнология учитывает возможности мозга, психики, тела ребёнка, подростка, юноши, девушки. В ноосферном образовании раскрываются неисчерпаемые резервы возможности человека. Концепция  ноосферного образования является стройной системой  научно-теоретических  взглядов на процесс воспитания и образования высоконравственной, целостной, современной личности, устремлённой к эволюционному развитию.  Такое образование делает акцент, прежде всего, на подготовку социально активных граждан и формирует мировоззрение,  рассматривающее мир как изменяемый
Согласно концепции ноосферного образования, суть ноосферного образования в том, что его цели, задачи, средства, формы образования согласованы с естественными закономерностями мироздания и не способны нарушить биоритмы живых систем. В таком образовании участвуют одновременно ученик, учитель и родители. Ноосферное образование – это синтез достижений квантовой физики, нейрофизиологии, синергетики, квантовой интегративной психологии, эргономики, физиологии и других наук. Труды И.Р.Пригожина, Б.А.Астафьева, Н.В.Масловой, К.Прибрама,  Ю.А.Урманцева, О.Л.Кузнецова и других учёных стали базовыми. Интегрировав их с лучшими педагогическими концепциями Я.А.Коменского, А.С.Макаренко, К,Д.Ушинского,  В.А.Сухомлинского, Н.К.Смирнова удалось разработать целостную научную концепцию ноосферного  образования.
 Концепция ноосферного образования является стройной системой научно-теоретических взглядов на процесс воспитания и образования высоконравственной, целостной современной личности.
Цель ноосферного образования: мотивация системного, целостного (совокупно право и левополушарного) мышления, оздоравливающего весь организм.
Результатом ноосферного образования является физически, нравственно и психически здоровый человек, практически пользующийся системным, целостным мышлением в решении учебных, жизненных, производственных задач, лично и социально реализовавший себя творчески.
А именно:
- оздоровление всех 16-ти функциональных систем организма ученика и учителя;
- положительные эмоциональные, высокие учебные и творческие результаты учеников;
- значительный рост мотивации к учебе у всех учащихся.
Инструмент перехода к нооосферному образованию – эволюционно созревшие (невостребованные ранее), возможности человека (пятый нейросоматический контур головного мозга).
Ноосферное образование впервые провозглашает и реализует принцип естественной безопасности (соблюдение норм и законов работы мозга, тела учащихся) и потенциальной интеллектуальной безопасности – использование средств и методов, не могущих нарушить естественную безопасность в любом отдаленном от момента учебы периоде времени.
Ноосферное образование использует адекватный возможностям человека любого возраста инструментарий и поэтому используется во всех звеньях образования населения: дошкольное, школьное, вузовское, поствузовское, образование взрослых, создавая систему непрерывного образования и воспитания граждан России.
Новая модель школы задает требования: ученик должен находиться в психологически комфортном состоянии, которое может обеспечиваться только в поле понимания и любви учителя. И учитель, и дети должны тонко воспринимать их взаимодействие, взаимовлияние, трансформировать отрицательные влияния в положительные. Это будет способствовать раскрытию их творческих способностей. В этом заключается «секрет» взаимодействия любимого учителя с его учениками. При этом презентация учебного материала должна выдерживаться в золотой пропорции и включать в себя 65% уже известной ученику информации, 30% новой информации и не более 5% негативно окрашенной информации, если такая информация входит в учебную программу.
Система ноосферного образования с успехом применяется во многих регионах РФ – в Сибири, Бурятии, Якутии, на Дальнем Востоке, в Самарской, Тверской, Калужской областях, в Москве и Санкт-Петербурге, в странах СНГ – в Казахстане, Украине.За века эволюции освоено 5% возможностей мозга (левое полушарие). Плацдармом завоевания являются еще 15-20% возможностей мозга за счет включения забытого в педагогической методике правого (творческого) полушария. Объединение в преподавании обоих полушарий головного мозга (целостное мышление) многократно усилит его и откроет уникальные системные качества: способность нелинейного мышления, проектирование результатов действий, нравственную саморегуляцию личности и природосообразное использование ее внутренней энергии.
Название педагогической системы – ноосферное образование (от греч. «noos»-разум) указывает на неисчерпаемые естественные резервы совершенствования человеческого разума.
Высокая эффективность ноосферной педагогики (даже в первый год ее внедрения) подтверждена практикой. Возрастает качество обученности до 95%, здоровьесбережение – в 2-3 раза, растет мотивация к учебе от материальной до нравственной (100%), антисоциальные поступки сокращаются в 2-3 раза. Суть методики ноосферного образования состоит в разделении урока на фазы повышенной (action) и сниженной (relaxation) мышечной активности, что адекватно природным ритмам. В фазе расслабления дается учебный материал, который ученик эмоционально логически моделирует и создает собственный опорный образ. Закрепление в памяти происходит в фазе активности посредством многоразового логического и образного воспроизведения учебного материала. Обязательными компонентами урока являются: взаимная симпатия и сотворчество учителя и учеников при восприятии информации по пяти каналам (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус).
Глубокие генетические корни скрываются за кажущейся простой метода. Любая информация «свернута» в генах ДНК в виде волновых энерго-материальных «пакетов», которые обладают двумя функциями: образной и речевой, то есть откликаются, резонируют, узнавая знакомые образы, слова. Лично выбранные образные модели информации (бабочка, дерево, солнце и др. образы природы) как эхо звучат в мозгу и клетках, пробуждая эмоциональный отклик, и осваиваются человеком как понятные, знакомые. Организм ученика работает на запоминание и гармонизацию всех его систем. Так лингвистическая генетика организует природосообразный, а потому формирующий здоровье, режим работы.
Природосообразность методики состоит в организации учебы без нарушения естественного пути восприятия информации через естественное воздействие слова, которое врачует без лекарств («слово лечит»), за счет снабжения эндорфинами (гармонами радости) всего организма, воспитывает любовью, проектирует будущее, мотивирует творчество. Это ведет к самооздоровлению - вследствие:
- восстановления гармоничного взаимодействия обоих полушарий головного мозга;
- нормализации биологических прямых и обратных связей между мозгом и клетками тела по всем 16 системам жизнеобеспечения;
- формирования навыка естественного хода восприятия и интеграции информации по четырем обязательным этапам:
1) сенсорный (эмоциональное восприятие информации)
2) символьный (образное моделирование)
3) логический (разделение информации на составные части )4) лингвистический (формулировка правил, выводов)
Mетодика обеспечивает принцип потенциальной естественной безопасности образования за счет развития естественного мышления без перегрузок, стрессов и умения устранять вредоносную информацию.
Методика:
1) отвечает принципу медицины «не навреди»
2) восстанавливает здоровье ученика
3) учит трудиться и познавать в радости
4) воспитывает творческого человека
5) проста, естественна по форме
6) наукоемка по технологии
7) гуманна по сути
8) потенциально безопасна