Методическая разработка на тему: Бально-рейтинговая система оценки знаний обучающихся как средство формирования профессиональных компетенций


ГБПОУ «Выксунский металлургический колледж им. А. А. Козерадского»

Методическая разработка на тему:
Бально-рейтинговая система оценки знаний обучающихся как средство формирования профессиональных компетенций
Разработала преподаватель специальных дисциплин
Рогозина О.В.
г. Выкса, 2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Контролируемые виды учебной работы…………………………………………… 5
2.Организация учебного процесса при балльно-рейтинговой системе……………. 7
3.Контрольные мероприятия…………………………………………………………. 9
4. Рейтинговое оценивание знаний студентов……………………………………... 12
5.Виды и формы контроля…………………………………………………………... 14
6.Устные формы контроля ………………………………………………………….. 15
7.Письменные формы контроля ……………………………………………………. 17
8.Технические формы контроля…………………………………………………….. 24
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Традиционная система оценки знаний студентов, базирующаяся на итоговом контроле в форме экзамена и/или зачета, не стимулирует в достаточной мере систематическую работу студентов. При отсутствии или недостаточности текущего контроля в течение семестра или учебного года на экзамен и/или зачет ложится чрезмерная нагрузка. В то же время оценка, получаемая студентом на экзамене, в определенной степени зависит от ряда случайных факторов (выбор билета, психологическое и физическое состояние студента и экзаменатора и т.д.). При такой системе нет достаточной дифференциации в оценке знаний и умений обучающихся, а также отсутствует конкуренция между студентами в овладении знаниями.
Основными целями введения балльно-рейтинговой системы являются:
• стимулирование повседневной систематической работы студентов;
• снижение роли случайностей при сдаче экзаменов и/или зачетов;
• повышение конкурентоспособности студентов в процессе учебы;
• оценка реального места, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами;
• создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение обучения (магистратура, аспирантура и т.д.)
Повышение мотивации студентов к освоению профессиональных образовательных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы; • повышение академической мобильности студентов и их конкурентоспособность на международном рынке образовательных услуг.
Организация учебного процесса с использованием балльно-рейтинговой системы (БРС) дает возможность преподавателям:
- рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу студентов по освоению учебного материала;
- управлять процессом усвоения каждым студентом и учебной группой в целом изучаемого материала;
- своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля;
- объективно и полно определять итоговую оценку с учетом промежуточных результатов.
Балльно-рейтинговая система - свод правил и положений, в которой количественно, путем накопления условных единиц (баллов), оцениваются все результаты учебной деятельности студентов при изучении дисциплины за семестр.
1.Контролируемые виды учебной работы
Виды учебной работы
Лекции
Практические занятия
Контрольные (расчетно-графические) работы
Научно-исследовательская работа
При балльно-рейтинговой системе результаты учебной деятельности студентов оценивается с учетом
- качества выполнения учебных заданий;
-приобретенных знаний теоретического материала учебной программы и способности к концептуальному анализу;
- владения практическими навыками;
- владения дополнительными материалами, не входящими в учебную программу; - творческой активности на занятиях;
- способности найти правильное решение типичных и нетипичных задач; - умения работать в коллективе и формирования коммуникативных и навыков. Важное условие балльно - рейтинговой системы
- своевременное выполнение установленных видов работ.
Если контрольная точка по дисциплине пропущена по неуважительной причине или с первого раза не сдана, то при ее пересдаче (даже если студент отвечал хорошо) часть баллов снимается. Таким образом, в процессе изучения дисциплины накапливаются баллы, формируется рейтинг, который в итоге показывает успеваемость студента.
В основе балльно-рейтинговой системы лежит несколько понятий:
Нормативный рейтинг Это максимально возможная сумма баллов, которую студент может набрать за период освоения дисциплины
Фактический рейтинг это баллы, которые студент набирает по результатам текущего, рубежного и итогового контроля (зачета/экзамена)
Накопленный рейтинг Это фактический рейтинг по всем освоенным к данному моменту разделам дисциплины, включая их текущий, рубежный и итоговый контроль
Проходной рейтинг Это минимум баллов, набрав который студент будет считаться аттестованным по дисциплине
Пороговый рейтинг Это минимальный фактический рейтинг семестрового контроля, набрав который, студент допускается до итогового контроля
Относительный рейтинг дисциплины Это фактический рейтинг дисциплины, приведенный к единому, независимому от длительности освоения дисциплины виду
Средний рейтинг за семестр Это суммарный относительный рейтинг дисциплин, освоенных за семестр, отнесенный к количеству дисциплин в семестре

2.Организация учебного процесса при балльно - рейтинговой системе
Балльно - рейтинговая система оценки успеваемости студентов основана на использовании совокупности контрольных точек, оптимально расположенных на всем временном интервале изучения дисциплины. При этом предполагается разделение всего курса на ряд более или менее самостоятельных, логически завершенных блоков и модулей и проведение по ним контрольных акций. Максимальная сумма баллов, набираемая студентом по дисциплине (части дисциплины), без «премиальных» баллов равна 100. Текущие баллы за активную работу по дисциплине и посещаемость занятий могут быть дробными числами, с одним знаком после запятой. Общая сумма баллов, набранных студентом за посещаемость и активность по итогам семестра, округляется до целого числа по правилам округления. Конкретное закрепление количества набираемых баллов за определенными темами и видами работ осуществляется ведущим преподавателем по данной дисциплине и зависит от структуры дисциплины. Это закрепление должно найти отражение в УМКД дисциплины и рабочей программе дисциплины при выборе критериев оценки освоения студентом.
Программы дисциплины в обязательном порядке учитываются: выполнение программы в части лекционных, практических занятий и лабораторных работ; выполнение предусмотренных программой аудиторных, внеаудиторных, контрольных и иных письменных работ. В течение семестра текущий контроль проводится по каждой учебной дисциплине в ходе всех видов занятий (лекций, семинаров, практических занятий, деловых игр и др.). Текущий контроль имеет целью оперативно влиять на качество аудиторной и самостоятельной работы студентов в течение семестра. При этом контроле учитывается посещаемость студентами аудиторных занятий, оценивается преподавателем уровень участия студентов в аудиторной работе, степень усвоения ими учебного материала и выявляются недостатки в подготовке студентов. Посещаемость студентами аудиторных занятий и их активность на них отмечаются преподавателем в журнале учета учебных занятий. Преподаватель, осуществляющий текущий контроль успеваемости по дисциплине, обязан на первом занятии довести до сведения студентов критерии их аттестации в рамках промежуточной аттестации. Промежуточный контроль (контрольные точки) организуется преподавателем в целях подведения итогов по изучению студентами нескольких разделов (тем) учебной дисциплины и проводится в период промежуточной аттестации по дисциплинам специальности. Промежуточный контроль направлен на проверку усвоения студентами определенной группы изученных разделов (тем) учебной дисциплины. В течение семестра преподавателем должно быть проведено не менее одной письменной контрольной проверки знаний каждого студента учебной группы, в зависимости от объема курса, но не более шести в семестре.
Конкретные временные рамки (точные даты проведения) не устанавливаются, а действует общее положение о равномерном распределении контроля знаний студентов в течение всего периода изучения дисциплины. Формы текущего и рубежного контроля знаний, умений и навыков студентов устанавливаются кафедрами. При этом из всех возможных форм проведения балльно-рейтинговых контрольных мероприятий обязательными являются устный опрос (коллоквиум, собеседование и др.) и выставление рейтинговых баллов за посещение аудиторных занятий. Оценка работы студента в течение семестра по каждой из изучаемых дисциплин осуществляется преподавателями в соответствии с разработанной ими системой контроля усвоения различных модулей (разделов) изучаемого курса. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Работа студента на практических и семинарских занятиях по усвоению содержания курса и выработки необходимых компетенций может контролироваться в различных формах
Контрольные работы
Выполнение расчетных (аналитических, проблемных) заданий
Выступления студентов на семинарах с ответами на теоретические, дискуссионные вопросы и решением задач
Выступления студентов на семинарах с докладами по подготовленным ими рефератам на темы, обозначенные в программе как дополнительные
Разработка инициативного или по заданию преподавателя проблемного вопроса курса
Выступление с результатами об исследовательской работе
3.Контрольные мероприятия
Практические занятия 0-10
Выполнение письменных работ (контрольные работы, (до 6 работ в семестр))
0-30
Активная работа на занятиях 0-20
Весь период ИТОГО 0-100
Если по дисциплине предусмотрена курсовая работа/проект, трудоемкость ее выполнения выделяется отдельной трудоемкостью и по ней выставляется отдельная оценка. Защита курсовых работ перед комиссией колледжа относится к разряду промежуточных аттестаций и проводится обычно в конце семестра. Текущий контроль успеваемости при выполнении курсовых работ с начислением баллов не является целесообразным и оправданным. Рейтинговая система предусматривает поощрение студентов за хорошую работу в семестре проставлением «премиальных» баллов с возможностью получить семестровую оценку без сдачи экзаменов или зачетов. Премиальные баллы входят в рейтинг студента сверх 100 баллов и являются обязательным компонентом при решении вопроса о выставлении оценки «автоматом». Студент, не набравший за работу в семестре количество баллов, соответствующее значению порогового рейтинга, не допускается к сдаче зачета (экзамена) по данной дисциплине в период зачетно-экзаменационной сессии. Причиной недопуска также может быть неудовлетворительная оценка по курсовой работе / проекту или невыполнение курсовой работы / проекта в период текущего учебного семестра. Недопуск к прохождению зачета (экзамена) приравнивается к неудовлетворительной оценке по дисциплине и является академической задолженностью. Для допуска к прохождению зачета (экзамена) данный студент должен набрать количество баллов, равное или превышающее пороговое значение рейтинга, выполнив пропущенные и/или неудовлетворительно выполненные контрольные мероприятия в полном объеме в период пересдач, предусмотренный графиком учебного процесса, или в установленные сроки ликвидации академической задолженности (по заявлению студента). Если дисциплина читается более одного семестра, то весь период чтения дисциплины делится на учебные блоки. Под учебным блоком понимается один или несколько семестров, завершающихся экзаменом. Оценка за учебный блок дисциплины не влияет на оценки за последующие учебные блоки. Итоговой оценкой по дисциплине считается оценка, полученная студентом за последний учебный блок.
Перевод балльных оценок в академические отметки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» по экзаменационным дисциплинам, а также для оценки курсовых работ/проектов производится по следующей шкале:
Отлично-
от 91 до 100 баллов Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
Хорошо
- от 75 до 90 баллов Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
Удовлетворительно –
от 50 до 75 баллов Теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
Неудовлетворительно –
менее 50 баллов Теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
4. Рейтинговое оценивание знаний студентов.
Академический рейтинг студентов определяется в следующем порядке:
Рейтинговая система строится на основе накопительной оценки успеваемости студентов на протяжении всего периода обучения.
2. Рейтинг каждого студента определяется в конце семестра и учебного года путем суммирования баллов, начисленных по каждой дисциплине, изученной в данном семестре (году) и сданной в ходе экзамена или зачета, а также баллов, полученных за курсовую работу/проект, практику, дипломную работу/проект. 3. По количеству полученных в учебном году баллов определяется место студента в группе, на курсе - по среднему баллу.
4. Итоговый годовой рейтинг объявляется студентам после окончания летней сессии.
5. Ежегодно в начале учебного года студентам объявляется их совокупный академический рейтинг по итогам обучения за все предыдущие годы. Совокупный академический рейтинг определяется путем суммирования итоговых рейтингов за предыдущие годы. При повторном обучении студента на том же курсе для определения совокупного академического рейтинга берутся последние оценки.
Перевод традиционных оценок в 100-балльную систему
Оценка Количество баллов, включаемых в расчет рейтинга «Отлично» 93 «Хорошо» 78 «Удовлетворительно» 63 «Зачтено» 50.
Основными участниками БРС являются: обучающиеся, преподаватели.
Обучающийся: Преподаватель:
Знакомится с условиями реализации БРС в колледже. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин с учетом БРС оценки знаний студентов. Знакомится с содержанием учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин с целью организации своей самостоятельной работы по освоению основной образовательной программы. Разрабатывает критерии оценки учебной работы обучающихся на этапах текущего и рубежного контролей знаний. Формирует необходимые учебно-методические материалы, контрольно-тестовые задания для обучения и контроля знаний обучающихся; Самостоятельно выбирает формы и методы преподавания дисциплины и контроля качества знаний обучающихся. Знакомит обучающихся в начале изучения дисциплины с содержанием учебной программы, видами, формами и сроками оценивания результатов обучения, порядком начисления рейтинговых баллов. Организует самостоятельную работу студентов в процессе обучения. Выполняет все виды учебной работы (включая самостоятельную) и отчитывается об их выполнении. Заполняет ведомости рубежного контроля, экзаменационные ведомости и другие документы по преподаваемым дисциплинам. Своевременно знакомится с рейтинг-листами. Анализирует результаты освоения учебной дисциплины. Соблюдает установленный график проведения рубежных контролей и своевременно представляет документы, подтверждающие уважительные причины его не выполнения. Принимает участие в обобщении и организации обмена опытом работы по БРС. При несогласии студента со своей оценкой, он имеет право на подачу апелляции. Апелляция может быть подана в течение трех дней со дня проведения рубежного контроля знаний. 5.Виды и формы контроля
К видам контроля можно отнести:
- устный опрос;
- письменные работы;
- контроль с помощью технических средств и информационных систем. Каждый из данных видов контроля выделяется по способу выявления формируемых компетенций:
- в процессе беседы преподавателя и студента;
-в процессе создания и проверки письменных материалов;
- путем - использования компьютерных программ, приборов, установок.
Каждый из видов контроля осуществляется с помощью определенных форм, которые могут быть как одинаковыми для нескольких видов контроля, так и специфическими. Соответственно, и в рамках некоторых форм контроля могут сочетаться несколько его видов (например, экзамен по дисциплине может включать как устные, так и письменные испытания).
К формам контроля относятся:
собеседование зачет
экзамен (по дисциплине, модулю, итоговый государственный экзамен) тест
контрольная работа эссе и иные творческие работы
реферат
отчет (по практикам, научно-исследовательской работе студентов)
курсовая работа
выпускная квалификационная работа
6.Устные формы контроля
Устный опрос (УО) может использоваться как вид контроля и метод оценивания формируемых компетенций (как и качества их формирования) в рамках самых разных форм контроля, таких как: собеседование (УО-1), зачет (УО-3), экзамен по дисциплине, модулю (УО-4), итоговый государственный экзамен (У0-5).
Устный опрос (УО) позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. УО обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя, т.к. при непосредственном контакте создаются условия для его неформального общения со студентом. Воспитательная функция УО имеет ряд важных аспектов: нравственный (честная сдача экзамена), дисциплинирующий (систематизация материала при ответе), дидактический (лучшее запоминание материала при интеллектуальной концентрации), эмоциональный (радость от успешного прохождения собеседования) и др. Обучающая функция УО состоит в выявлении деталей, которые по каким-то причинам оказались недостаточно осмысленными в ходе учебных занятий и при подготовке к зачёту или экзамену. УО обладает также мотивирующей функцией: правильно организованные собеседование, коллоквиум, зачёт и экзамен могут стимулировать учебную деятельность студента, его участие в научной работе.
Собеседование (УО-1) - специальная беседа преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний студента по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.
Зачет (УО-3) и экзамен (У0-4) представляют собой формы периодической отчетности студента, определяемые учебным планом подготовки по направлению ВПО. Зачеты служат формой проверки качества выполнения студентами лабораторных работ, усвоения учебного материала
Оценка, выставляемая за зачет, может быть как квалитативного типа (по шкале наименований «зачтено» / «не зачтено»), так и квантитативного ( дифференцированный зачет с выставлением отметки по шкале порядка - «отлично», «хорошо» и т.д.).
Экзамен по дисциплине (модулю) служит для оценки работы студента в течение семестра (года, всего срока обучения и др.) и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач.
По итогам экзамена, как правило, выставляется оценка по шкале порядка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»
7.Письменные формы контроля
Письменные работы (ПР) могут включать:
Тесты (ПР-1) Контрольные работы (ПР-2)
Эссе (ПР-3)
Рефераты (ПР-4)
Курсовые работы (ПР-5)
Научно- учебные отчеты по практикам (ПР-6)
Отчеты по научно-исследовательской работе студентов (НИРС) (ПР-7)
Важнейшими достоинствами тестов и контрольных работ являются:
- экономия времени преподавателя (затраты времени в два-три раза меньше, чем при устном контроле);
- возможность поставить всех студентов в одинаковые условия;
- возможность разработки равноценных по трудности вариантов вопросов;
- возможность объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя;
- возможность проверить обоснованность оценки;
- уменьшение субъективного подхода к оценке подготовки студента, обусловленного его индивидуальными особенностями.
Тест (ПР-1) является простейшей формой контроля, направленной на проверку владения терминологическим аппаратом, современными информационными технологиями и конкретными знаниями в области фундаментальных и прикладных дисциплин. Тест состоит из небольшого количества элементарных задач; может предоставлять возможность выбора из перечня ответов; занимает часть учебного занятия (10-30 минут); правильные решения разбираются на том же или следующем занятии; частота тестирования определяется преподавателем.
Контрольная работа (ПР-2) является более сложной формой проверки; она может применяться для оценки знаний по базовым и вариативным дисциплинам циклов. Контрольная работа, как правило, состоит из небольшого количества средних по трудности вопросов, задач или заданий, требующих поиска обоснованного ответа. Контрольная работа может занимать часть или полное учебное занятие с разбором правильных решений на следующем занятии. Рекомендуемая частота проведения - не менее одной при каждой текущей и промежуточной аттестации.
Эссе (ПР-3) - одна из форм письменных работ, наиболее эффективная при освоении базовых и вариативных дисциплин циклов ГСЭ и, в некоторых случаях, профессионального цикла. Роль этой формы контроля особенно важна при формировании универсальных компетенций выпускника, предполагающих приобретение основ гуманитарных, социальных и экономических знаний, освоение базовых методов соответствующих наук.
Эссе - небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины.
Цель эссе - состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме (рекомендуемый объём эссе - 10 тысяч знаков). В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ собранных студентом конкретных данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации, подробный разбор предложенной преподавателем проблемы с развёрнутыми пояснениями и анализом примеров, иллюстрирующих изучаемую проблему, и т.д.
Требования к эссе могут трансформироваться в зависимости от конкретной дисциплины, однако качество работы должно оцениваться по следующим критериям: - самостоятельность выполнения; - способность аргументировать положения и выводы; - обоснованность, четкость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы; - уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения). Реферат (ПР-4) - форма письменной работы, которую рекомендуется применять при освоении вариативных (профильных) дисциплин профессионального цикла. Объем реферата может достигать 10-15 стр. время отводимое на его подготовку - от 2 недель до месяца. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определённой теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение.
Цель написания реферата - привитие студенту навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям.
Курсовая работа (ПР-5) - более сложный, чем реферат, вид самостоятельной письменной работы, направленный на творческое освоение общепрофессиональных и профильных профессиональных дисциплин (модулей) и выработку соответствующих профессиональных компетенций. Объем курсовой работы может достигать 20-50 страниц; время, отводимое на ее написание, - от 1-2 месяцев до семестра. В зависимости от объема времени, отводимого на выполнение задания, курсовая работа может иметь различную творческую направленность. При написании курсовой работы студент должен полностью раскрыть выбранную тему, соблюсти логику изложения материала, показать умение делать обобщения и выводы. Курсовая работа должна состоять из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Во введении автор кратко обосновывает актуальность темы, структуру работы и даёт обзор использованной литературы. В основной части раскрывается сущность выбранной темы; основная часть может состоять из двух или более глав (разделов); в конце каждого раздела делаются краткие выводы. В заключении подводится итог выполненной работы и делаются общие выводы. В списке использованной литературы указываются все публикации, которыми пользовался автор.
При оценке уровня выполнения курсовой работы, в соответствии с поставленными целями для данного вида учебной деятельности, могут контролироваться следующие умения, навыки и компетенции:
- умение работать с объектами изучения, критическими источниками, справочной и энциклопедической литературой;
- умение собирать и систематизировать практический материал;
- умение самостоятельно осмыслять проблему на основе существующих методик;
- умение логично и грамотно излагать собственные умозаключения и выводы; - умение соблюдать форму научного исследования;
- умение пользоваться глобальными информационными ресурсами;
- владение современными средствами телекоммуникаций;
- способность и готовность к использованию основных прикладных программных средств;
- умение обосновывать и строить априорную модель изучаемого объекта или процесса;
- способность создать содержательную презентацию выполненной работы.
При защите представленной курсовой работы целесообразно проводить оценивание уровня знаний составляющих компоненты дисциплин, использованных при выполнении задания.
Научно-учебные отчеты по практикам (ПР-6) являются специфической формой письменных работ, позволяющей студенту обобщить свои знания, умения и навыки, приобретенные за время прохождения базовых и профильных учебных производственных, научно-производственных практик и НИР. Отчеты по базовым и профильным учебным практикам могут составляться коллективно с обозначением участия каждого студента в написании отчета. Отчеты по производственным, научно-производственным практикам и НИРС готовятся индивидуально. Объем отчетов может составлять 20-40 страниц, структура отчета близка к структуре курсовой работы.
Правильно сформулированные требования к содержанию, оформлению и защите научно-учебных отчетов по практикам могут дать хороший образец нового «интегрального» или системного подхода к оценке уровня приобретенных студентом умений, навыков, универсальных и профессиональных компетенций.
При этом помимо перечисленных выше умений и навыков, приобретаемых при выполнении курсовой работы (ПР-5), могут контролироваться следующие компетенции:
• способность работать самостоятельно и в составе команды;
• готовность к сотрудничеству, толерантность;
• способность организовать работу исполнителей;
• способность к принятию управленческих решений;
• способность к профессиональной и социальной адаптации;
• способность понимать и анализировать социальные, экономические и экологические последствия своей профессиональной деятельности;
• владение навыками здорового образа жизни и физической культурой.
Цель каждого научно-учебного отчета - осознать и зафиксировать профессиональные и социально-личностные компетенции, приобретенные студентом в результате освоения теоретических курсов и полученные им при прохождении практики. Для выпускающей кафедры отчеты студентов по практикам важны потому, что позволяют создавать механизмы обратной связи для внесения корректив в учебные и научные процессы. Отчеты по научно-исследовательской работе студентов (НИРС) выполняется на старших курсах и, как правило, способствует выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР) При оценивании результатов выполнения НИРС целесообразно использовать критерии, аналогичные оцениванию ВКР.
Могут быть предусмотрены следующие этапы выполнения и контроля
Планирование НИРС.
Ознакомление с тематикой исследовательских работ кафедры и выбор темы своего будущего исследования, обсуждение с ведущим преподавателем сути предстоящей работы. Как правило, на этом этапе студент составляет реферат по избранной теме, в котором отражает текущее состояние исследуемого вопроса. После рассмотрения реферата и собеседования со студентом преподавателем утверждается план проведения НИРС. В зависимости от сроков выполнения НИРС и сложности поставленной задачи этот этап может занимать временной интервал от одного до двух месяцев.
На данном этапе должны контролироваться следующие компетенции, приобретаемые студентом в процессе выполнения работы:
• способность пользоваться глобальными информационными ресурсами, находить необходимую литературу;
• владение современными средствами телекоммуникаций;
• способность определять и формулировать проблему;
• способность анализировать современное состояние науки и техники;
• способность ставить исследовательские задачи и выбирать пути их решения;
• способность создавать содержательные презентации.
Корректировка плана проведения НИРС.
В ходе проведения исследований можно вносить корректировки в ранее намеченный план. При этом можно контролировать следующие компетенции, формируемые у студента:
• способность анализировать современное состояние науки и техники;
• способность самостоятельно ставить научные и исследовательские задачи и определять пути их решения;
• способность составлять и корректировать план научно- исследовательских работ;
• способность применять научно-обоснованные методы планирования и проведения эксперимента; • способность анализировать полученные результаты теоретических или экспериментальных исследований;
• способность самостоятельно принимать решения на основе проведенных исследований.
Составление отчета о НИРС.
На данном этапе можно контролировать следующие компетенции студента:
• способность самостоятельно оценивать научные, прикладные и экономические результаты проведенных исследований;
• способность профессионально представлять и оформлять результаты научно-исследовательских работ, научно-технической документации, статей, рефератов и иных материалов исследований.
Публичная защита выполненной работы на заседании назначенной кафедрой комиссии.
В ходе защиты преподаватели и студенты проводят широкое обсуждение работы, позволяющее оценить качество компетенций, сформированных у студента:
• способность к публичной коммуникации; навыки ведения дискуссии на профессиональные темы; владение профессиональной терминологией;
• способность представлять и защищать результаты самостоятельно выполненных научно-исследовательских работ;
• способность создавать содержательные презентации.
При оценке качества выполнения НИРС должны приниматься во внимание приобретаемые компетенции, связанные с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры. Как культура, так и мировоззрение формируются посредством воспитания. В современных условиях воспитание становится не менее важной составной частью образовательного процесса, чем собственно передача (приобретение) знаний, умений и навыков. 8.Технические формы контроля.
Информационные системы и технологии. Данные формы контроля осуществляются с привлечением разнообразных технических средств. Технические средства контроля (ТС) могут содержать:
программы компьютерного тестирования (ТС-1), учебные задачи (ТС-2), комплексные ситуационные задания (ТС-3). В понятие технических средств контроля может входить оборудование, используемое студентом при лабораторных работах и иных видах работ, требующих практического применения знаний и навыков в учебно- производственной ситуации, овладения техникой эксперимента. В отличие от производственной практики лабораторные и подобные им виды работ не предполагают отрыва от учебного процесса, представляют собой моделирование производственной ситуации и подразумевают предъявление студентом практических результатов индивидуальной или коллективной деятельности. Контроль с применением технических средств уступает письменному и устному контролю в отслеживании индивидуальных способностей и креативного потенциала студента. Информационные системы и технологии (ИС) оценивания качества учебных достижений студентов являются важным сегментом информационных образовательных систем, которые получают все большее распространение в вузах при совершенствовании (информатизации) образовательных технологий.
Программный инструментарий (оболочка) таких систем в режиме оценивания и контроля обычно включает: электронные обучающие тесты (ИС-1), электронные аттестующие тесты (ИС-2), электронный практикум (ИС-3), виртуальные лабораторные работы (ИС-4)

Контроль результатов образования с использованием информационных технологий и систем обеспечивает:
Быстрое и оперативное получение объективной информации о фактическом усвоении студентами контролируемого материала, в том числе непосредственно в процессе занятий
Возможность детально и персонифицированно представить эту информацию преподавателю для оценки учебных достижений и оперативной корректировки процесса обучения
Формирование и накопление интегральных (рейтинговых) оценок достижений студентов по всем дисциплинам и модулям образовательной программы
Привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсам и средствами
Возможность самоконтроля и мотивации студентов в процессе самостоятельной работы.
Электронные тесты являются эффективным средством контроля результатов образования на уровне знаний и понимания. Во время тестирования студенту последовательно предъявляются тест-кадры.
К базовой группе тест-кадров относятся:
информационный кадр,
задание закрытого типа,
задание открытого типа,
задание на установление правильной последовательности и задание на установление соответствия.
Кроме того, существуют группы тестовых заданий графического и бланкового типов. В тестовых заданиях графического типа основой вопроса и объектом для ответа является рисунок. В зависимости от параметров и способа формирования ответа различаются графические задания закрытого типа с одним и несколькими правильными ответами, открытого типа с одним и с несколькими ответами, на установление последовательности и задание одной или нескольких связей, на задание маршрута и на соответствие. Вопросы бланкового типа представляют собой сложные, комбинированные вопросы, состоящие из нескольких элементов, и могут включать поля ввода, списки, ячейки, возможности выделения и перемещения элементов. Последовательность кадров формируется системой на основе алгоритма, определенного разработчиком теста. Это может быть и псевдослучайный алгоритм, и жестко определенная последовательность, и алгоритм, когда при выборе следующего кадра учитывается ответ обучаемого на предыдущий.
Обучающие тесты (ИС-1) предназначены для самоконтроля студента и определения траектории обучения: в зависимости от ответов тестируемого ему будут предъявляться те или иные обучающие элементы. В обучающем режиме особое внимание должно быть уделено организации диалога системы и пользователя путем задания вариантов реакции системы на возможные действия студента при прохождении теста. Система предоставляет тестируемому возможности активного взаимодействия с учебным материалом, при котором реализуется обучающий диалог с целью выработки у обучаемого наиболее полного и адекватного знания изучаемой темы.
Основными компонентами обучающего диалога можно считать:
• обучающее воздействие, соответствующий ему обучающий модуль УМК или его кадр;
• контроль (проверка) исполнения данного учебного фрагмента;
• корректировка обучающего воздействия в соответствии с результатами контроля, т.е. обратная связь.
Наличие обучающего диалога (интерактива) создает «эффект присутствия преподавателя», когда каждый обучаемый по любому вопросу, при любой ошибке, например, при решении задач, получает необходимый именно ему корректирующий учебный материал.
В результате при изучении электронного УМК системой формируется индивидуальная траектория обучения для каждого студента, т.е. система выполняет роль электронного тьютора. В процессе изучения материала системой могут быть обеспечены многочисленные объектно-ориентированные подсказки, появляющиеся по мере необходимости. В результате реализуется уровень интерактивности «реального масштаба времени», при котором учащийся вовлекается во взаимодействие со средой, моделирующей реальные процессы, управляет ее поведением, отвечает на сложные учебные вопросы. Таким образом, обучающий тест может использоваться для построения электронного тьютора, модуля с высоким уровнем интерактивности и мультимедийности. Повышение интеллекта данного модуля обеспечивает новые возможности более полного анализа ответа студента и увеличение числа реакций системы на действия тестируемого.
Аттестующие тесты (ИС-2) могут использоваться как для проведения текущего контроля успеваемости в течение семестра, так и для проведения промежуточной и рубежной аттестации.
Еще одним элементом информационных систем контроля является электронный практикум (ИС-3). Практикум содержит набор заданий, которые необходимо выполнить студенту. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. В отличие от тестов задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Системой определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания должен быть файл, отсылаемый студентом в базу данных. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания. Подобный способ контроля может использоваться при организации таких видов учебной работы, как курсовой проект (работа), расчетно-графические работы, реферат.
Возможно и проведение виртуальных лабораторных работ (ИС-4) с помощью обучающих комплексов, позволяющих студенту производить эксперименты либо с математической моделью, либо с физической установкой. Выполнение лабораторной работы заканчивается представлением отчета, который может быть проверен автоматически. В частном случае, результатом выполнения лабораторной работы может быть формальное описание какой-либо системы, которая оценивается по реакциям на эталонные воздействия. Использование виртуальной лаборатории требуется в случае, когда невозможно реализовать авторский замысел средствами других видов электронных элементов системы. Например, когда существует достаточно большое количество правильных ответов или задача проверки результата не является алгоритмической. Как и в случае с тестами, результат выполнения лабораторной работы доступен и студенту, и преподавателю сразу после ее окончания. Выбор форм контроля или их комбинаций осуществляется в соответствии с направленностью и заданными результатами образования модуля (дисциплины), формами и технологиями обучения, традициями преподавания дисциплин, а также практической возможностью реализации тех или иных форм контроля.
Практические занятия, пропущенные по уважительной или по неуважительной причине, должны быть отработаны в течение семестра в установленном порядке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на более трудоемкую и детальную процедуру подсчета промежуточного и итогового балла, данная система имеет массу достоинств. Прежде всего, она свободна от субъективизма. Преподаватель оценивает  все достижения учащегося по определенным критериям, не  сводя их к среднему баллу. Это обеспечивает большую объективность  и  снижение количества стрессовых ситуаций  из–за оценки.
Рейтинговая система предоставляет обучающимся возможность проявить себя, выделиться. Такая система оценки усиливает элемент конкуренции, что позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности.
Одним из весомых достоинств данной системы является создание ситуации выбора, что позволяет каждому учащемуся проявить себя в соответствии со своими возможностями и интересами, а преподавателю – осуществлять дифференцированный подход и повышать качество образования. Кроме того,   одним из основных принципов  подобного оценивания является открытость,  которая   помогает ученику в определенный период скорректировать  свою деятельность и получить хорошую отметку.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: 2015
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М.: 2014
3. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса. / Под ред. В.И. Байденко. - М.: 2014
4. Общая и профессиональная педагогика. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: 2015
5. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: 2014