Статья «Интрига повествования как фактор формирования интереса школьников к истории»


Дацко Валентина Викторовна, учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ 7, п. Майский Кошехабльского района
«Интрига повествования как фактор формирования интереса школьников к истории»Познавательный интерес определяется в педагогической психологии как избирательная деятельность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, его познавательные возможности. Познавательный интерес школьника может быть направлен на всю совокупность изучаемых предметов, но чаще всего он избирателен. Возникает необходимость выделять предметный познавательный интерес. В данном случае мы будем говорить о возможностях формирования интереса к истории посредством интригующего повествования.
В условиях изменения системы школьного образования, с переходом к новым федеральным государственным образовательным стандартам познавательный интерес к предметам играет одну из ключевых ролей. На основе интереса и предрасположенности к изучению предмета школьники будут иметь возможность составлять вместе с родителями индивидуальные учебные планы. Подобная практика подразумевает развитие потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Она должна способствовать обеспечению образовательных потребностей и интересов обучающихся. Познавательный предметный интерес нужно формировать в течение всего образовательного процесса, систематически поддерживать его. Он способствует активизации познавательной деятельности учеников, развитию положительного отношения и симпатии к предмету. Интрига на уроках является одним из способов формирования познавательного интереса.
Интрига представляет собой заинтересованность вокруг события, явления или личности за счёт неопределённости события, явления или личности. Она предназначена для того, чтобы заинтересовывать, возбуждать чем-нибудь любопытство и получается в основном в результате умышленных или неумышленных недомолвок, умолчаний и двусмысленных намёков. История как учебный предмет является благоприятной почвой для создания на уроках интригующего повествования. Практически каждый исторический период, каждая тема таит в себе множество загадок, тайн, неоднозначных оценок и мнений. У детей возникают вопросы, которые сопровождаются эмоциональным подъёмом, желанием угадать правильный ответ, поддержать и доказать определённую версию.
Для создания интриги на уроке, как правило, выбираются не главные факты, а неизвестные частности, тонкости, с которыми ученики вряд ли встречались в учебниках или повседневной жизни. На этапе перехода к новому материалу они позволяют привлечь внимание даже не интересующихся предметом детей и вызвать неподдельный интерес и азарт в решении исторической задачи. По мере изучения нового материала дети получают отдельные ключи к разгадке и только в конце урока интрига раскрывается. Ответ должен быть непредсказуемым. Например, тему «Политика Ивана Грозного» в 6 классе учитель начинает с повествования о личности Ивана Грозного, одновременно на доске демонстрируются предметы, которые имели большое значение в его жизни: «Иван был одарённым ребёнком. Он рано пристрастился к чтению. Более того, он занялся литературным трудом и оказался талантливым и весьма плодовитым писателем. Царь был хорошим оратором. Любил ссылаться в своих речах на произведения древних авторов и примеры из римской истории. У него была одна из крупнейших в Европе библиотек. В ней хранились редчайшие древние и византийские сочинения. Иван увлекался сочинительством церковной музыки, хорошо играл в шахматы. И всё это сочеталось в нём с беспощадной жестокостью, болезненной подозрительностью и мстительностью». Возникает неожиданный вопрос: «С каким предметом в руке скончался Иван Грозный?». На протяжении урока, изучая политику правителя, дети высказывают различные версии: книга (т. к. человек образованный со своей библиотекой), крест (т. к. человек набожный и замаливал свои грехи), музыкальный инструмент и т. д. На этапе итогового обсуждения и закрепления материала рассматриваются различные мнения историков о фигуре царя, и вопрос возникает вновь.
В финале урока, выслушав последние версии, учитель достаёт коробку и зачитывает фрагмент: «около третьего часа царь отправился в приготовленную ему баню и мылся с большим удовольствием; там его тешили песнями. После бани царь чувствовал себя свежее. Его усадили на постели; сверх белья на нём был широкий халат. Он велел подать шахматы, сам стал расставлять их, никак не мог поставить шахматного короля на своё место и в это время упал». Ученики догадываются, что в коробке шахматный король, но опять удивление — учитель достаёт двух королей, чёрного и белого, и объясняет, что личность противоречивая и какого короля держал царь неизвестно.
Интрига может быть сформирована и в конце урока, как побуждение к добровольному выполнению опережающего задания, которое учитель не называет вообще. Интригующее повествование заставляет учеников проявить интерес к загадке, особенно нестандартной, и вызывает азарт к самостоятельному поиску ответа. К примеру, в конце изучения темы «Политическое и духовное развитие страны в XVII в.» в 7 классе учитель просит убрать всё со столов и говорит о том, что необходимо провести «химико-исторический» опыт.
На стол учитель выставляет необходимые ингредиенты: соль, зерно, медные изделия, жёсткую ткань, ладан. Учитель достает большую колбу и смешивает ингредиенты в ней. Накрывает её темной тканью и задаёт вопрос классу «Как вы думаете, почему итоговый продукт, полученный из этих ингредиентов можно назвать символом России XVII в.?». В классе выяснить ответ на этот вопрос не удастся. Но найти его можно, если открыть тайны XVII в. Ученики дома читают необходимую информацию и догадываются, что ингредиентами опыта являются фактически причины народных движений. Соляной бунт — дополнительные пошлины на соль, Медный бунт — снижение стоимости новых медных денег, новгородское и псковское движения — резкое увеличение цен на хлеб, старообрядческие выступления — церковный раскол (один из символов церкви ладан) и восстание Степана Разина — как «поход за зипунами» (за добычей). Но каким будет итоговый продукт? Все эти причины привели к бунтам, поэтому век назвали «бунташный». Учитель снимает тёмную ткань с колбы, и ученики видят в колбе большую надпись «Бунт».
На повторительно-обобщающих уроках интрига может являться стимулом для углубления и систематизации полученных знаний. В основе её могут быть положены межпредметные связи. Так, на повторительно-обобщающем уроке «Россия в XIX в.» в 8 классе можно успешно использовать связи с литературой и даже прибегнуть к помощи учителя литературы. Данная интрига основана на заранее полученных знаниях и предметной компетенции — работе с источниками. В начале урока в класс заходит учитель литературы и говорит, что случайно обнаружено старое письмо. Оно видимо попало под дождь, координаты адресата и адресанта смыты, лишь некоторые страницы письма сохранились. Смысл письма имеет исторический контекст, поэтому учитель обращается к школьникам на уроке истории. Учитель истории предлагает ребятам провести расследование и выяснить, какие тайны скрыты в этом письме. Текст письма следующий: «Ваше императорское величество. Я, ничтожный, непризванный и слабый, плохой человек, пишу письмо русскому императору и советую ему, что ему делать в самых сложных, трудных обстоятельствах, которые когда-либо бывали. Я чувствую, как это странно, неприлично, дерзко, и всё-таки пишу. Я пишу из деревенской глуши, ничего верно не знаю. Отца вашего, царя русского, сделавшего много добра и всегда желавшего добра людям, старого, доброго человека, бесчеловечно изувечили и убили не личные враги его, но враги существующего порядка вещей; убили во имя какого-то высшего блага всего человечества. Вы стали на его место, и перед вами те враги, которые отравляли жизнь вашего отца и погубили его. К этим людям в душе вашей должно быть чувство мести, как к убийцам отца, и чувство ужаса перед той обязанностью, которую вы должны были взять на себя. Что другое можно сделать с ними, как не очистить от этой заразы русскую землю, как не раздавить их, как мерзких гадов. Положение ваше ужасно, но только затем и нужно учение Христа, чтобы руководить нас в тех страшных минутах искушения, которые выпадают на долю людей. Вы слышали, что сказано: люби ближнего и возненавидь врага твоего; а я говорю вам: любите врагов ваших… благотворите ненавидящим вас — да будете сынами отца вашего небесного. Вам сказано: око за око, зуб за зуб, а я говорю: не противься злу. Отдайте добро за зло, не противьтесь злу, всем простите. Это и только это надо делать, это воля бога. Достанет ли у кого или недостанет сил сделать это, это другой вопрос. Прощение и воздаяние добром за зло есть добро само в себе. Преимущество христианского прощения перед подавлением или искусным направлением вредных элементов относится к настоящей минуте и имеет особую важность. Положение ваше и России теперь — как положение больного во время кризиса. Один ложный шаг, приём средства ненужного или вредного, может навсегда погубить больного. Теперь, в эти 2 недели суда над преступниками и приговора, будет сделан шаг, который выберет одну из 3-х дорог, предстоящего распутья: путь подавления зла злом, путь либерального послабления — оба испытанные и ни к чему не приводящие пути. И ещё новый путь — путь христианского исполнения царём воли божьей, как человеком. Государь! По каким-то роковым, страшным недоразумениям в душе революционеров запала страшная ненависть против отца вашего, — ненависть, приведшая их к страшному убийству. Ненависть эта может быть похоронена с ним. Революционеры могли — хотя несправедливо — осуждать его за погибель десятков своих. Но вы чисты перед всей Россией и перед ними. На руках ваших нет крови. Вы — невинная жертва своего положения. Вы чисты и невинны перед собой и перед богом. Государь, если бы вы сделали это, позвали этих людей, дали им денег и услали их куда-нибудь в Америку и написали бы манифест с словами вверху: а я вам говорю, люби врагов своих, — не знаю, как другие, но я, плохой верноподданный, был бы собакой, рабом вашим. Я бы плакал от умиления, как я теперь плачу всякий раз, когда бы я слышал ваше имя. Как воск от лица огня, растает всякая революционная борьба перед царём — человеком, исполняющим закон Христа» [1]. Далее учитель предлагает найти улики, позволяющие понять, кто написал письмо и кому. Исходя из исторических знаний, ученики делают вывод о том, что убитый отец — это Александр II, а письмо написано его сыну Александру III. Загадка остаётся одна — кто мог написать это письмо. После повторения ближайшего окружения императора интригующий поиск заведёт учеников в тупик. Учитель напоминает детям о том, кто принёс письмо и предлагает вспомнить поэтов и писателей, изученных в 8 классе на уроках литературы. Одновременно происходит повторение дат жизни писателей и в конце урока логически ребята приходят к выводу, что письмо от Л. Н. Толстого [1].
В старших классах большое внимание уделяется повторению и углублению знаний об исторических личностях, т. к. этого требует единый государственный экзамен по истории. На формирование любой личности большое влияние оказывает её социальное окружение. В исторических и личных связях одного деятеля с другими подчас легко запутаться. Работа с картой личных связей помогает не только поддерживать и развивать интригу на уроках, но и систематизировать знания учеников о выдающихся персонажах исторического процесса. Карта личных связей представляет собой цветную схему, в которой каждое направление социального окружения личности отмечается отдельным цветом. Красные линии ведут к людям, оказавшим влияние на личность, зеленые к друзьям и единомышленникам, оранжевые к почитателям и последователям, черные к врагам и оппонентам. Плодотворным является повторение с помощью такого метода политической истории XX в. Интрига в данном случае будет состоять в том, что личности вокруг центрального персонажа изменяться не будут, а вот линии, которые ведут к ним, будут менять свой цвет. После изменения цвета линий, ученики должны будут догадываться кто центральный персонаж.
В заключении хочется сказать, что любую тему, даже самую сложную можно преподносить загадочно, интересно и увлекательно, не теряя при этом научности и образовательных задач. Отношение к предмету, в котором множество дат, имён и событий, поменяется в лучшую сторону, если пробудить в учениках стремление к постоянному поиску ответов на интригующие вопросы
Литература;
Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 63. М. Л., 1934. С. 45.
Актуальные проблемы теории и методики преподавания истории и обществознания. Сборник материалов Международной научно-практической конференции / Автор-составитель Л.В. Алиева. 2013.