Повышение интереса к химии посредством использования на уроке исторического материала


Повышение интереса к химиипосредством использования на уроке исторического материала
По данным многочисленных социологических опросов, учащиеся средних школ относят химию к числу самых нелюбимых и неинтересных учебных предметов.
Причин, объясняющих факт падения интереса к изучению предмета химии, несколько:
·сокращением количества учебных часов при практически полном сохранении подлежащих изучению объемов знаний и умений;
·  высокая насыщенность учебных тем курса  научными понятиями,
·  сложность изложения учебного материала в учебниках.
Исторические сведения, используемые на уроках химии, делают учебный материал более содержательным, облегчают его восприятие, вызывают интерес к предмету.
Вопросы истории химической науки можно рассматривать не только на уроках, но и во внеурочное время, например, в спецкурсе «История химии», на занятиях химического кружка по истории химии.
Особенно важно вводить исторические сведения на первом этапе обучения химии. Они формируют интерес к предмету, пробуждают любознательность, а это в свою очередь способствует развитию познавательной потребности, мотивации изучения предмета.
В действующих базовых программах по химии исторические сведения специально (за исключением истории открытия периодического закона химических элементов) не предусмотрены.
Время урока дорого, и ясно, что включением в него большого объема исторической информации злоупотреблять не допустимо. Исторические сведения не должны быть самоцелью и занимать много места на уроке.
Практика показывает, что тщательно отобранную историческую информацию рациональнее представлять  как:
историческая справка учителя или учеников (например, исторические сведения о химических производствах, сведения о становлении и развитии химических теории);
демонстрация портретов ученых и других средств статической наглядности;
воспроизведение исторического эксперимента (например, при изучении темы воздух целесообразно познакомить учащихся с историческим экспериментом, позволившим установить состав и описать ряд свойств воздуха).
доклады или сообщения учащихся (например, об истории открытия химических элементов и происхождении их названия, историко-биографические данные об учёных-химиках, получении и применении в хозяйственной деятельности некоторых важных веществ);
исторические дискуссии;
проблемные ситуации с использованием исторического материала, разрешение которых требует использования предметных знаний и жизненного опыта учащихся.
индивидуальные и групповые задания с использованием историко-химического содержания;
создание газет, плакатов, стендов по актуальным вопросам истории химии;
решение  химических задач, составленных на основе исторического материала.
Наиболее обширные исторические материалы, а также поэтические тексты, связанные с химией, библиографические списки целесообразно помещать на специальном стенде в кабинете химии под названием «Это интересно» или «Сегодня на уроке».
Особый  интерес у школьников вызывает Периодическая система Д. И. Менделеева и история ее открытия. Познакомившись с историей открытия Периодического закона и периодической системы Д.И.Менделеева, учащимся можно предложить творческую работу – составить «паспорт» одного из химических элементов (по выбору).
В «паспорте» отражаются следующие сведения:
1) химический символ, русское и латинское названия элемента;
2) относительная атомная масса;
3) строение атома (электронная схема);
4) история открытия и изучения элемента;
5) семейство, к которому принадлежит элемент, и его «родственники» (элементы из соответствующей подгруппы);
6) свойства простых веществ, образованных элементом;
7) получение простых веществ;
8) применение простых веществ;
9) важнейшие соединения химического элемента и их применение. В «паспорте» химического элемента обязательно отражаются исторические сведения.
Красиво оформленные в виде брошюр работы учащихся целесообразно хранить в кабинете химии и использовать как ценный справочный материал. Собранный материал можно разместить на специальной странице сайта школы.
Особый интерес представляют задачи, составленные на основе исторического материала.
Например:
·Шведский химик Йенс Якоб Берцелиус в 1812 г. нашёл, что в результате обжига на воздухе 9,93 г серного колчедана FeS2образуется остаток массой 6,6 г. Проверьте эти данные путем расчета.
·Французский химик Антуан Лоран Лавуазье установил, что при сжигании угля в кислороде не имеет места изменение объемов газов. Правильно ли это наблюдение Лавуазье?
·Английский химик Генри Кавендиш заметил (1781), что при взрыве смеси водорода с воздухом в эвдиометре с помощью электрических искр, образующаяся вода содержит азотную кислоту. Чем можно объяснить образование азотной кислоты в опытах Кавендиша?
·Известно, что по официальной версии Наполеон умер от рака желудка. Спустя 140 лет ученые пришли к выводу, что, скорее всего, он был отравлен ядовитыми соединениями элемента Х. Вероятно, Наполеону длительное время в пищу подмешивали вещество Х2О3 в малых дозах.
·В странах Древнего Востока сульфид ртути - киноварь - называли кровью дракона. Ее зерна ярко-красного цвета находили в песчаных отложениях, скапливавшихся в руслах рек. Определите молярную массу киновари. Как вы объясните способность киновари оседать в речных песках?
Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей.
Применение исторического подхода в обучении химии расширяет горизонт предметного обучения, стимулирует интерес учащихся к предмету, способствует саморазвитию личности, создает атмосферу творческого сотрудничества не только между учителем и учащимися, но и среди учеников в группах. И все это приводит к значительному повышению качества знаний учащихся.