Статья Чувашский орнамент как составляющая художественно-эстетического воспитания школьников


Чувашский орнамент как составляющая художественно-эстетического воспитания школьников

Статья посвящена вопросам художественно-эстетического воспитания школьников через изучение орнаментального искусства чувашского народа.
Чувашия с древних времен славится своими талантливыми мастеровыми. Их творения поражают изысканной пластичной формой, изяществом декора, выразительностью и четкостью орнамента.
Чувашский орнамент - это искусство. Оно рождалось самой жизнью в процессе труда из естественного стремления к красоте и творчеству. Обращение на уроках и во внеурочное время к изучению, воспроизведению чувашского орнаментального искусства помогает в художественно-эстетическом, трудовом воспитании школьников.
Орнамент (от лат. «украшение»)- узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Орнаментальное искусство берёт своё начало в древнейшие времена человечества и развивается по сей день, передаваясь от поколения к поколению. Вначале, когда люди ещё только учились рисовать, они свои воображения оставляли на стенах пещер и скал. Они передавали своё понимание и представление о мире. Таким образом, в ранний период развития человечества орнаментальное искусство было тесно связано с мифологическими представлениями.
В орнаменте наших предков огромное значение имели знаки. При помощи этих знаков можно было «прочитать» узор и понять, что хотела поведать мастерица. Одним из ведущих символов в орнаменте чувашской вышивки является солнце как источник жизни. Оно вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника.
В узорах, символизирующих жизнь на земле и небесах, размещались живые существа – птицы, звери, люди. Чуваши в прошлом поклонялись огню, воде, земле. Понятие «растение» у предков совпадало с понятием «жизнь». Сок питает дерево. Отсюда и Древо жизни, корнями уходящее в матушку-землю, а ветвями тянущееся к солнцу. Вода изображалась волнистой линией, преимущественно чёрным цветом. Поверхность земли вышивалась прямой горизонтальной линией, а пахотная земля – в виде браслета.
Занятия по изучению и воспроизведению «языка» орнамента направлены на решение следующих задач:
- раскрыть истоки народного творчества и роль орнаментального искусства в жизни общества;
- привить любовь и развить интерес к традиционному народному искусству;
- формировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанном с культурой и природой края, носителе традиций и коллективного опыта;
- познакомить с основными творческими принципами народного искусства (повтором, вариацией, импровизацией);
- развить художественно-творческие способности учащихся;
Реализация художественно-эстетического воспитания посредством народного орнаментального искусства происходит в несколько этапов.
1. Эмоционально – познавательный этап. Знакомство с чувашским орнаментом нужно начинать с первоначальных представлений об узоре как об орнаментальном образе. Ребёнок воспринимает содержание художественного образа в связи с выразительными средствами на основе элементарных представлений о цветах, элементах узора, композиции. При этом можно обратиться к «Толкователю чувашских символов», красочным пособиям, подготовить стенд на тему «Тайнопись народных узоров».
2. Орнаментально – изобразительный этап. На данном этапе работы происходит формирование способностей к декоративно - орнаментальной деятельности. Рекомендуются «Творческие мастерские», где в группах дети раскрашивают витражные и ленточные орнаменты; сами придумывают узор и варианты сочетания элементов узора по форме, величине, цвету, развивая активность, самостоятельность обдумывания цветовой трактовки, установлении последовательности компоновки элементов чувашского орнамента. Можно обратиться к материалам пособия «Азбука чувашских орнаментов и эмблем».
3. Орнаментально – творческий этап. На данном этапе развивать декоративно – орнаментальное творчество и индивидуальность ребёнка. В здании нашей школы работает Детская школа искусств, с которой мы активно сотрудничаем: рисуем и вырезаем матрёшек в национальной одежде, украшаем девичий головной убор, создаём из солёного теста игрушки, раскрашенные в чувашские узоры, делаем бумажные куклы, которые на уроке используем как наглядный материал.
Предполагаемый результат:
– развивается художественно-эстетическое восприятие и эмоционально - личностная отзывчивость на произведения чувашских мастеров;
– формируется способность к самостоятельной познавательной деятельности;
– развивается индивидуальность ребёнка в придумывании собственных декоративных композиций по мотивам чувашского орнаментального искусства;
– закрепляется интерес к прошлому чувашского народа
Литература.
1. Васильева Л. Г. Чувашское орнаментальное и устное народное творчество дошкольникам / Л. Г. Васильева. – Чебоксары. – 2001. − 55 с.
2.Соколова С. Г. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство на уроках ИЗО, художественного труда и информатики в начальной школе / С. Г. Соколова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 57 с.