Конспект внеклассного мероприятия У меня есть права, у меня есть обязанности (8 класс)


11.12.2015г.
Внеклассное мероприятие: «Турнир знатоков права».
Цели: формирование правовой культуры подрастающего поколения; изучение прав ребенка.
Эпиграф: « Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать воз-
можность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности
граждан».
С. СмайлсХод мероприятия.
Ведущий: Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. Вообще вся история нашей Родины связана со многими трагическими событиями. Но, несмотря на это, на протяжении тысячелетней истории России большинство людей и народов, проживающих на ее территории и в смутные и в хорошие времена, гордились тем, что они россияне. В настоящее время немало людей в разговорах употребляют такие фразы: «В этой стране нет ничего хорошего… У нас никогда не будет порядка… Вот если бы мы жили в другой стране…»
Тут слышится и пренебрежение, и высокомерие, и чувство собственного величия . Произнося эти слова, человек намекает, что в другой стране он бы многое сделал, ведь он такой выдающийся, а вот страна подкачала…Но ведь благополучие страны в первую очередь зависит от ее граждан, от того, как поступает каждый человек, живущий на ее территории. Всегда и у всех народов высоко ценились качества, которые в тяжелые годы помогали обществу сначала выживать, а затем нормально развиваться. Уж кто-кто, а россияне выживали в любых ситуациях. И нам уже давно пора не просто выживать, а научиться уважать самих себя! И если мы этого не сделаем, вряд ли можно будет говорить о процветающем будущем.
Наша задача сегодня, подумать, как такие чувства как гражданственность и патриотизм связаны с правами и свободами граждан; попытаться разобраться со значением этих понятий; а также вы должны научиться четко осознавать, что наряду с правами и свободами, существует еще и такое важные понятия, как обязанность и долг.
Ведущий: Какие же документы, в которых говорится о правах человека,
вы знаете?
Всеобщая декларация прав человека.
Конвенция о правах ребенка.
Конституция РФ.
Ведущий: На основе этих документов приняты многие законы, в которых определяются права и обязанности граждан страны в самых различных сферах государственной и общественной жизни людей: это трудовой, административный, уголовный, семейный, гражданский кодексы, предпринимательское, торговое и компьютерное право, законы об образовании и здравоохранении и многие другие.
Эти законы дают возможность регулировать жизнь общества в целом, поддерживать порядок, гарантировать соблюдение прав и свобод . И мы, как граждане своей страны, обязаны их соблюдать.
Итак, начинаем наш правой турнир. Сегодня в нашей игре участвуют две команды.
(Идет представление команд, участники занимают свои места).
1 конкурс «Разминка».
Задание первое:
Сейчас мы узнаем: умеют ли наши команды работать с правовыми документами. Итак, уважаемые игроки, на ваших столах лежат по три картинки и некоторые статьи Конвенции о правах ребенка. Вам нужно определить, какая статья подходит к каждой картинке, и сообщить свое решение. У вас три минуты.
Задание второе.
Продолжить предложение.
1.Высшей ценностью в РФ является …(человек его права и свобода).
2.Линкольн сказал: «Демократия- это власть народа, избранная народом, для …(народа).
3.Наиболее демократический орган власти Древнерусского государства …(вече)
4.Устойчивая связь гражданина с государством называется …(гражданство).
(подведение итогов)
2 конкурс «Даты».
С какими событиями связаны эти даты?
1948 г. – Всеобщая декларации прав человека.
1989г. – Конвенция о правах ребенка.
12 декабря 1993 г. – Конституция РФ.
16 ноября 1995г.- Международный день, посвященный толерантности.
3 конкурс «Лото».
Соедините термин и его объяснение.
1.Объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным. (Эмансипация)
2.Выбор на лицо, участвовавшее в судебном разбирательстве и выносящее решение о виновности или невиновности лица, объявляемого в совершении преступления. (Присяжный заседатель).
3. Всеобщая декларация прав человека (1948)
4. Конвенция о правах ребенка (1989)
5.Правила, которые оценивают человеческое поведение с точки зрения добра и зла. (Мораль).
6.Всеобщее голосование по какому-либо вопросу, решения которого имеют обязательную силу.(Референдум).
7.Независимость и самостоятельность государства ва внешней политики. (Суверенитет).
8.Устойчивая связь гражданина с государством, влекущая за собой равные права и обязанности. (Гражданство).
9.Терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции. (Толерантность).
4 конкурс «Права человека»
О каких правах человека идет речь в таких сказках как:
«Колобок» (Право на жизнь и личную неприкосновенность).
«Сказка о попе и работнике его Балде». (Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду).«Айболит» (Право на охрану здоровья и медицинскую помощь).
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» .(Право на свободу и личную неприкосновенность).
Русская народная сказка «Три медведя». (Право на неприкосновенность частной жизни).
С.Маршак «Почта» (Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается).
Г.-Х.Андерсен.»Гадкий утенок». (Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства).
«Дюймовочка» .(Материнство и детство, находятся под защитой).
5 конкурс «Правовые заморочки».
До какого возраста ребенок считается ребенком? (18 лет,).С какого возраста учитывается мнение ребенка в ходе судебного или административного разбирательства?(10 лет)
Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – мать или отец? (Равенство прав родителей).
Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном на день рождения? (С согласия родителей).
Какие обязанности государства по отношению к детям сформулированы в Конвенции о правах ребенка?)(Охранять и защищать права детей).
На кого конкретно Конвенция о правах ребенка возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей?(На родителей).
6 конкурс «Юридическая консультация».
Сейчас я зачитаю ситуации, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни. Каждая команда должна оценить данные действия, найти верное решение и поделиться своим мнением с нами.
Ситуация 1.
Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.
Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроится?
(Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут.(Ст 173. КЗОТ).Ситуация 2.
Двенадцатилетний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12лет, а я уже зарабатываю деньги, имею карманные деньги. И друг мой Леша тоже предпринимательской деятельностью занимается, немалый доход имеет. Только не ленись!».
Имеют ли право Олег 12-ти лет и Алексей 17-ти лет заниматься предпринимательской деятельностью?
(С согласия родителей подросток с 16-ти лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него ответственности. Ст 27 ГК. Дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать мелкие бытовые сделки (без денег). Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Ст 28. ГК).Ситуация 3.
Три ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому все равно им ничего не будет.
Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?. (Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие преступления - 14. Ст 5 УПК. Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних и защите из прав).Ситуация 4.
Подросток опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник ему делает замечание. Подросток огрызается: «Ну, подумаешь. Все равно ничего не будет1»
Прав ли подросток?
(Ст.135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующие взыскания: 1)замечание; 2)выговор; 3)строгий выговор; 4)увольнение).
Ситуация 5.
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
(Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (Ст.158). нецензурная брань в общественных местах. Оскорбительное отношение к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан, - это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.).
Ситуация 6.
Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Будут ли ребята наказаны?
(Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст 31 УПК)).
7.Конкурс капитанов.
Капитаны должны назвать правовые акты, в которых находятся данные статьи.
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. (Всеобщая Декларация прав человека).
«Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию» (Конвенция о правах ребенка).
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются. Каждый в праве защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (Конституция РФ).
«Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах актов гражданского состояния. (Семейный кодекс РФ).
8.Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.
Учитель: Закончить наше мероприятие мне хочется на оптимистичной ноте –попробуйте закончить фразу:
«Я надеюсь, что когда-нибудь…»
«Я хочу пожелать всем…»
«Наша страна обязательно будет…»
«Я хочу, чтобы все люди…»
«Я сегодня понял(а), что …»
«Пусть на Земле всегда…»
«Пусть все люди чувствуют ответственность за …»
Учитель: И я очень надеюсь, что все ваши пожелания обязательно сбудутся.

У каждого заботой своей глаза полны,
Но наша Родина – не что-то,
Она сегодня – мы.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет –
Какими будем мы!