«Ключевые моменты внедрения профессионального стандарта педагога»


«Проблемы внедрения профессионального стандарта педагога»
Введение в действие профессионального стандарта педагога предусмотрено федеральным государственным образовательным стандартом и предполагает комплексное сотрудничество всех участников образовательного процесса.
Актуальность введения профессионального стандарта педагога обусловлена неэффективностью существующих ранее формальных функциональных обязанностей, не отвечающих духу времени. Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый стимул его развитию. Данный документ, являясь практическим инструментом реформирования отечественной системы образования, даёт чёткое определение роли и места учителя, обозначает его ресурсы и возможности.
На наш взгляд, для успешного внедрения стандарта педагога необходимо осуществлять педагогику сотрудничества, как фактор, объединяющий участников учебно-воспитательного процесса и одновременно ставящий каждого в субъектную позицию в воспитании, обучении и развитии. Данное сотрудничество осуществляется по нескольким направлениям.
Прежде всего, это интегративное сотрудничество педагогов образовательной организации, которое может быть реализовано через
поиск, систематизацию и разработку  оптимальных средств,  способствующих реализации задач модернизации  образования, достижения планируемых результатов ФГОС и введения профессионального стандарта педагога
разработку и апробацию  методик, дидактических средств новаторского типа по предмету в урочной и внеурочной деятельности
организацию конференций, брифингов, конкурсов, мастер-классов
диссеминацию  педагогического опыта.
Не менее важно, на наш взгляд, интегративное сотрудничество педагогов различных уровней образования. Заслуживает внимания прежде всего повышение эффективности формирования профессиональной и поликультурной компетентности студентов педагогических специальностей в вузах. Поликультурная компетентность будущих педагогов – это ценностно-смысловое профессионально-личностное свойство, интегрирующее системные научные знания, творческие умения, навыки, опыт деятельности, мотивы и ценности, характеризующее способность и готовность будущего учителя к осуществлению функционального сотрудничества.
Отдельного внимания заслуживает проблема сотрудничества педагогов общего, дополнительного и профессионального образования, так как это позволит наиболее эффективно повысить уровень владения педагога компетенциями, как того требует профессиональный стандарт педагога:
реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизнисотрудничество с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач
разработка (совместно с другими специалистами) программ индивидуального развития ребенка
планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями.
Комплексное сотрудничество участников образовательного процесса во внедрении профессионального стандарта педагога предусматривает также и сетевое сотрудничество. Всем известны новые требования к современной школе, включающие и такие пункты, как обновленное содержание образования, интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, использование новых цифровых учебных инструментов, электронных медиатек. В настоящее время сетевая активность педагогов - одна из самых актуальных тем, связанных с процессами информатизации в системе образования. Сетевые сообщества учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, это группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.
Верхнемамонский лицей осуществляет сетевое взаимодействие по различным направлениям, и одно из них – это обмен инновационным опытом, в т.ч. по введению ФГОС и внедрению профессионального стандарт педагога.
Профессиональный стандарт отражает структуру профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка и призван помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем, ведь образование — наиболее точный индикатор, определяющий состояние современного общества.
Литература:
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.13 г. №
23 «О Правилах разработки, утверждения и применения
профессиональных стандартов»
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» отдекабря 2012 № 273;
«Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012- 2017 годы» (Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761)
Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г.
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начальногообщего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)».
Фролов Ю.В. Профессиональный стандарт педагога с точки зрения компетентностного подхода / Справочник заместителя директора школы, № 6 (июнь ), 2009.
Методика оценки уровня квалификации педагогических работников/
под ред. В.Д. Шадрикова, И.В . Кузнецовой.М ., 2010