Классный час «Я и окружающие меня люди, окружающие меня люди и Я».


Цель: развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения
Задачи::научиться прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях;
дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны;
выявить у себя положительные и отрицательные качества поведения;
активизировать способность учащихся в умении анализировать определенные черты своего характера;
Ход мероприятия
1. Вступительное слово
Сегодня наш классный час называется «Я и окружающие меня люди, окружающие меня люди и Я». Тема его выбрана неслучайно. В школьной жизни, а также в жизни повседневной вам часто приходится взаимодействовать в самых разных коллективах, устанавливать контакт среди сверстников, учителей, родителей, друзей….
Мы и другие люди. Как много об этом уже написано, однако жизнь показывает, что отношения между людьми продолжают волновать очень многих, так как являются главными, ведь «человек немыслим без общества».
Как верно заменил Марк Аврелий, римский император: «Если бы ты даже хотел этого, ты не мог бы отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него».
Но готовы ли мы, хотим ли и умеем ли вести себя со всеми окружающими нас такими разными людьми так, чтобы и мы, и они чувствовали взаимное удовлетворение общением, как продолжительным, длящимся иногда почти всю жизнь, так и мимолетным, случайным?
Поведение человека– это образ его жизни и действий. «Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». . В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.
Вопросы для обсуждения:
– Задумываетесь ли о том, как ведете себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья, родители или преподаватели?
Умеете ли вы проявлять уважение к своим родителям? Приведите примеры.
Умеем ли вы проявлять уважение к своим учителям? Обоснуйте свои ответ?
Как вы можете проявить сочувствие к свои друзьям?
– Безразлично ли любому человеку, как к нему относятся окружающие? (Нет.)
– Волнует ли вас отношение окружающих людей?
Да, нам не безразлично, как к нам относятся, и чаще всего мы хотим, чтобы нас любили, чтобы окружающим было хорошо с нами.
Но не всегда, находясь в коллективе, взаимодействуя, мы даём отчет своим поступкам.
Игра «Незаконченные предложения»
Когда ко мне обращаются не тем тоном, я____________________________
Когда от меня требуют послушания, я _______________________________
Когда меня просят не грубить, я ____________________________________
В своем поведении мне стоит избегать ______________________________
Если мне приходиться выступать перед большой публикой, я ________________________________________________________________
Учитель поставил мне оценку несправедливо , я ________________________________________________________________
Мне необходимо совершенствовать такие нравственные качества, как ________________________________________________________________
Чтобы исправить уже сделанное, выполнить все намеченное, мне необходимо_____________________________________________________________________________________________________________________
Наши поступки во многом зависят от того, насколько правильно мы оцениваем окружающих, друзей, хорошо знаем их, их чувства. Попробуем выяснить, насколько мы умеем судить о людях, понимать их душевное состояние.
Задание «Улови настроение класса».
Вызываю по очереди учеников к доске, за их спинами показываю классу на листе бумаги запись с определенной эмоцией. Необходимо уловить настроение ребят
восторг
страх,
огорчение
удивление,
страдание,
Вопросы
Трудно ли было Вам уловить настроение других учеников?
По каким признакам (жестам, мимике) Вы могли это определить?
Игра «Войди в положение другого человека».
 В общении между людьми большое значение имеет умение принять человека таким. Какой он есть, поставить себя на место другого человека в той или иной ситуации. Попытаемся сделать это.
Двум ученикам предлагают роли «учителя» и «ученика».
Ситуация №1
Ученику в роли «учителя» необходимо убедить класс остаться после уроков для уборки территории школы по случаю предстоящего праздника. (а у ребят на это время уже куплены билеты в кино).
Ситуация № 2
Ученик сорвал урок, и учитель вызвал его для беседы"
Ситуация № 3
Вы молодой учитель преподающий предмет ПДД. Вас каждый урок испытывают и проверяют на прочность ваши ученики. Ваши действия.
Какую роль было сыграть проще учитель или ученик?
Какие выводы можно сделать после этой игры?
Притча о путешественнике
У ворот города сидел старик. К нему подошел путешественник. Было видно, что юноша пришел издалека.
– Я никогда не бывал в этих местах. Скажи, дедушка, какие люди живут в этом городе? – спросил юноша у старика.
– А какие люди жили в городе, который ты покинул? – спросил у него старик.
– Это были злые и эгоистичные люди, и я без сожаления расстался с ними.
– Здесь ты, юноша, встретишь таких же.
Некоторое время спустя другой путешественник задал старому человеку тот же вопрос:
– Скажи, добрый человек, что за люди живут в этом городе? Я только что приехал и не знаю местных обычаев.
Старик вновь ответил вопросом на вопрос:
– А что за люди жили в городе, откуда ты пришел?
– Это были замечательные люди, добрые и гостеприимные. Многие стали моими друзьями, и мне было нелегко оставлять их.
– Здесь ты найдешь таких же.
Купец, который привез в город свои товары, слышал оба разговора и в недоумении обратился к старику:
– Как же так? Ты двум людям на один и тот же вопрос дал совершенно разные ответы…
– У каждого в сердце свой мир. Если кто-то не нашел ничего хорошего там, откуда пришел, он и здесь его не найдет. А у кого были друзья, он и здесь без добрых людей не останется. Ведь мы видим в окружающих нас людях только то, что имеем внутри себя.
Итак, наше отношение к жизни, к самим себе, к другим людям – это то, что направляет корабль нашей жизни, определяет его путь, причем позитивное отношение позволяет нам самим прокладывать этот путь, быть хозяином своей жизни, а негативное – превращает нас в игрушку в руках судьбы.
Более того, позитивный и негативный настрой наших мыслей, позитивное и негативное отношение действуют как своего рода магнит, притягивая к нам положительные или отрицательные события
Работа в командах
1. Заполните таблицу «Мой классный коллектив».
1. Дружба  
2. Активность в учёбе  
3. Взаимопонимание  
4. Надёжность  
5.Дружелюбная атмосфера  
6. Организованность  
7. Единство взглядов и интересов  
Оцените каждый пункт по 5 бальной шкале.
Совместное обсуждение результатов, обозначение выявленных проблем классного коллектива.
2. Составление оценочной характеристики класса.
Перечислите достоинства и недостатки нашего класса и заполните белый и черный списки.
+ (Белый список)
Наши достоинства – (Черный список)
Наши недостатки
1   1  
2   2  
3   3  
4   4  
5   5  
6   6  
Мной был проведен опрос среди всех сотрудников, которые работают в лицее - «Охарактеризуйте учеников 8 «А». Хотели бы вы узнать, что думают о вас окружающие люди? (зачитываю результаты проведенного опроса)
Вывод:
Учителя, работающие с вами в «Лицее» стараются в каждом из вас раскрыть те качества и особенности вашей личности, которые закладывались в вас с рождения.
Они стремятся научить вас быть более доброжелательными, более подкованными и уверенными в тех или иных жизненных ситуациях. Они порой пытаются достучаться до вас, закрывая глаза на ваше стремление самоутвердиться за счёт окружающих людей.
Заключительное слово педагога: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя было хорошо». (В.А.Сухомлинский)