Критерии оценивания учебных достижений учащихся 1-4 классов в соответствии с ФГОС НОО


Критерии оценивания учебных достижений учащихся 1-4 классов в соответствии с ФГОС НОО
Нормы оценок по русскому языку в 1-4 классах
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного материала по каждому из предметов начального цикла на уровне, требуемом программами.Эти нормы позволяют осуществить систематический контроль за успешностью обучения учащихся, принимать меры к устранению пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся. Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем со второго класса.
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ:
диктантов,
грамматических заданий,
контрольных списываний,
изложений,
тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки. Ошибки:
нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;
существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
За одну ошибку в диктанте считаются:
а) два исправления;
б) две пунктуационные ошибки;
в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы,
г) две негрубые ошибки.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель); б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;в) дважды написано одно и то же слово в предложении;
г) недописанное слово.
Недочеты:а) отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
б) отсутствие красной строки;
в) незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
За ошибку в диктанте не считают:
а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
б) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла. Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Организация и проведение диктанта.
Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6 - 8 слов повторяются учителем в процессе записи еще раз. После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после каждого предложения.Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится 2 - 3 вида грамматического разбора.Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится 35-40 минут, в 1-м классе - не более 35 минут.
При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:
главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;
умение приводить свои примеры на данное правило или определение.Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).
Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).
Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).
При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки:
Оценки Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок в итоговых письменных работах, при которых выставляются оценки
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс "5" - - - 1 исправление "4" 1-2 ошибки и
1 исправление 1 ошибка и
1 исправление 1 ошибка и
1 исправление 1 ошибка и
1 исправление "3" 3 ошибки и
1 исправление 2 ошибки и
1 исправление 2 ошибки и
1 исправление 2 ошибки и
1 исправление "2" 4 ошибки 3 ошибки 3 ошибки 3 ошибки Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.
Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.
Организация и проведение изложений, сочинений.
В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера - примерно один раз в 10-15 дней. Объем текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов. В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления. Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.Оценка "5" ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).
Оценка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления. Оценка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.Оценка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2-4-й классы).
Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.
Объем словарных диктантов:
2 класс 8 - 10 слов,
3 класс 10 - 12слов,
4 класс 12 -15 слов.
Оценивание словарных диктантов:
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;
Оценка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;
Оценка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;
Оценка "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.

Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов.
Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.
Базовый уровень
0 - 60% 60 - 77% 77 - 90% 90 - 100%
менее 17 баллов 18 - 22 балла 23 -26 баллов 27-30 баллов
"2" "3" "4" "5"
Итоговая оценка знаний, умений и навыков учащихся.
Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика, а не выводиться как средняя оценка из всех.
Нормы оценок по математике.
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов.
Письменная проверка знаний, умений и навыков.
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.Ошибки:
незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
неправильный выбор действий, операций;
неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка и 1-2 недочета;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 1-2 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 5 и более ошибок;
При оценке работ, состоящих только из задач:
Оценка "5" ставится, если задачи решены без ошибок;
Оценка "4" ставится, если допущены 1-2 ошибки;
Оценка "3" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если допущены 3 и более ошибок;
При оценке комбинированных работ:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом ошибки не должно быть в задаче;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущены 5 ошибок;

При оценке работ, включающих в себя решение выражений на порядок действий:
считается ошибкой неправильно выбранный порядок действий, неправильно выполненное арифметическое действие;
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок; При оценке работ, включающих в себя решение уравнений:
считается ошибкой неверный ход решения, неправильно выполненное действие, а также, если не выполнена проверка;
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок;
При оценке заданий, связанных с геометрическим материалом:
считается ошибкой, если ученик неверно построил геометрическую фигуру, если не соблюдал размеры, неверно перевел одни единицы измерения в другие, если не умеет использовать чертежный инструмент для измерения или построения геометрических фигур;
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок; Примечание: за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
Оценка устных ответов.
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.Ошибки:
неправильный ответ на поставленный вопрос;
неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
при правильном ответе неумение самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его;
неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
неправильное произношение математических терминов.
Оценка "5" ставится ученику, если он:
при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться;
производит вычисления правильно и достаточно быстро;
умеет самостоятельно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи);
правильно выполняет практические задания.
Оценка "4"ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но:
ученик допускает отдельные неточности в формулировках;
не всегда использует рациональные приемы вычислений.
При этом ученик легко исправляет эти недочеты сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов, допускает ошибки в вычислениях и решении задач, но исправляет их с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже с помощью учителя.
Итоговая оценка знаний, умений и навыков
Основанием для выставления итого вой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.

Особенности организации контроля по математике.
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление).
На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
Нормы оценок по литературному чтению.
Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношенияслов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Особенности организации контроля по чтению.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.
2-й класс.
Оценка "5" ставится ученику, если он:
понимает содержание прочитанного, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами .
читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам) во 2 полугодии;
верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующуюзнакам препинания в конце предложения;
умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова прочитывает целиком;
допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при соблюдении интонации конца предложения;
правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки, легко исправляет их сам.
Оценка "3" ставится ученику, если он:
осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя;
читает отрывисто по слогам, темп чтения - не менее 10 слов в минуту (1полугодие);
читает медленно по слогам, темп чтения - не менее 25 слов в минуту (2 полугодие);
допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не соблюдает паузы между словами и предложениями;
пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;
знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
Оценка "2" ставится ученику в том случае, если он:
читает по буквам, темп чтения - менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя;
при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного. (В 1 полугодии неудовлетворительные оценки по чтению не выставляются; во II полугодии они выставляются в тех редких случаях, когда ученик устойчиво испытывает большие трудности в усвоении программы начальных классов).
3-й класс.
Оценка "5" ставится ученику, если он:
понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
читает целыми словами (2полугодие);
читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);
читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Оценка "3" ставится ученику, если он:
читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Оценка "2" ставится ученику, если он:
читает монотонно, по слогам (1полугодие);
читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
допускает более 6 ошибок;
искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
4-й класс.
Оценка "5" ставится ученику, если он:
читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности (1 полугодие);
читает бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию (2 полугодие);
полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (1 полугодие);
читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (2 полугодие),
делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз, составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка "3" ставится ученику, если он:
читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, (1 полугодие);
читает целыми словами, недостаточно выразительно, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок (2 полугодие);
передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. с помощью наводящих вопросов учителя.
воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он:
читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное ( 1полугодие),
не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок (2 полугодие);
пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделитьглавную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.
Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее:
в 1-м классе - 1/4 страницы,
во 2-м классе -1/3 страницы,
в 3-м классе -1/2 ,
в 4-м классе 3/4 страницы учебной книги для чтения. При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умением работать с текстом. Итоговые проверки навыка чтения проводятся три раза в год; входной контроль, в конце I и II полугодий.
Нормы оценок по окружающему миру.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся.
Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
поиск ошибки;
выбор ответа;
продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов.

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.
Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов.
Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Базовый уровень 0 - 60% 60 - 77% 77 - 90% 90 - 100%
менее 17 баллов 18 - 22 балла 23 -26 баллов 27-30 баллов
"2" "3" "4" "5"
Критерии оценивания учебных достижений обучающихся по музыке
Контроль и учет знаний и умений на уроках искусства должны стать стимулом в достижении успешных учебных результатов, активизировать учащихся, воспитывать у них критическое отношение к своей работе и приучать их к самоконтролю. Объективная и справедливая оценка основывается не на формальной проверке, а на систематическом и целенаправленном учете всех видов деятельности ученика на уроке.
Музыка
Отметка Критерии оценивания теоретических знаний
«5»
- учащийся знает, понимает и владеет учебным материалом;
- дает правильный и полный ответ;
- ответ самостоятельный.
«4»
- учащийся знает и понимает учебный материал;
- ответ в целом грамотный, но неполный;
- терминология и понятия используются правильно.
«3»
- учащийся недостаточно владеет учебным материалом;
- допускает фактические ошибки;
- ответ неполный, ограничивается заученными примерами;
- значение терминов используется не всегда верно;
- поставленные задачи выполнены частично.
«2»** - основное содержание материала не усвоено, нет выводов, обобщений.
Критерии оценивания знаний и практических умений по основным видам музыкальной деятельности
Анализ-интерпретация музыкального произведения.
Основные критерии:
1) правильность ответа;
2) полнота ответа;
3) точность формулировок и использование специальной терминологии;
4) развернутость суждений о музыке;
5) степень самостоятельности ученика при выполнении задания.
«5»
- учащийся внимательно, увлеченно слушает музыкальное произведение;
- эмоционально-образно воспринимает и характеризует его;
- устанавливает простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями;
- узнает на слух изученные произведения; выявляет общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
- распознает на слух и воспроизводит знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
- различает звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.
«4»
- учащийся внимательно, увлеченно слушает музыкальное произведение;
- эмоционально-образно воспринимает и характеризует его;
- устанавливает простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями;
- узнает на слух изученные произведения; выявляет общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
- распознает на слух знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
- различает звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.
«3»
- учащийся невнимательно слушает музыкальное произведение, отвлекается, не выражает особых эмоций;
- ответ неполный, ограничивается заученными примерами;
- значение терминов используется не всегда верно;
- поставленные задачи выполнены частично, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно.
«2»**
- учащийся без интереса слушает музыкальное произведение, часто отвлекается;
- затрудняется дать ответ;
- поставленные задачи не выполняет.
Хоровое пение.*
Основные критерии:
1) знание мелодии и слов песни;
2) чистота интонирования и ритмическая точность исполнения;
3) качество звучания песни, выразительность исполнения, соответствие характера
звуковедения образному содержанию песни, естественность звучания и дикционная
ясность;
4) единство ансамблевой звучности в коллективном исполнении.
«5»
Коллективная отметка:
- участие в хоровом исполнении;
- проявление вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-
исполнительского замысла: чистая интонация, четкая дикция, правильное
исполнение ритмического рисунка, передача художественного образа;
- обучающиеся понимают основные дирижерские жесты: внимание, дыхание,
начало, окончание пения.
- творческое самовыражение в хоровом, ансамблевом исполнении.
Индивидуальная отметка:
- учащийся знает текст песни;
- точно передаёт мелодию, ритм знакомой песни, несложной попевки без
музыкального сопровождения;
- поет выразительно, эмоционально, передавая характер музыки, её выразительные особенности;
- поёт ровно, не выделяясь и не злоупотребляя громкостью звучания своего голоса при хоровых ответах.
«5»
Коллективная отметка:
- участие в хоровом исполнении;
- проявление вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-
исполнительского замысла: чистая интонация, четкая дикция, правильное
исполнение ритмического рисунка, передача художественного образа;
- обучающиеся понимают основные дирижерские жесты: внимание, дыхание,
начало, окончание пения.
- творческое самовыражение в хоровом, ансамблевом исполнении.
Индивидуальная отметка:
- учащийся знает текст песни;
- точно передаёт мелодию, ритм знакомой песни, несложной попевки без
музыкального сопровождения;
- поет выразительно, эмоционально, передавая характер музыки, её выразительные особенности;
- поёт ровно, не выделяясь и не злоупотребляя громкостью звучания своего голоса при хоровых ответах.
«4» Коллективная отметка:
- участие в хоровом исполнении;
- проявление вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-
исполнительского замысла: относительно чистая интонация, недостаточно
четкая дикция, неточности в исполнении ритмического рисунка, передача
художественного образа;
- понимание основных дирижерских жестов: внимание, дыхание, начало,
окончание пения.
Индивидуальная отметка:
- если учащийся допускает погрешности в ответе по какому-либо одному из
перечисленных критериев.
«3» Коллективная отметка:
- в процессе исполнения допускаются интонационные и ритмические неточности;
-дикция нечеткая, ансамбль неустойчивый;-пение не выразительное.- обучающиеся понимают основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание пения.
Индивидуальная отметка:
- учащийся неуверенно знает текст;
- передаёт мелодию знакомой песни неточно или с поддержкой голоса педагога;
- поёт недостаточно выразительно.
«2»** Коллективная отметка:
- нечистое интонирование, утрированный звук, пение классного хора не слаженное, не выразительное.
Индивидуальная отметка:
- учащийся не знает текста песни;
- неточно интонирует и передаёт ритм песни;
-поет невыразительно, неэмоционально, равнодушно или совсем отказывается петь по не уважительной причине.
Инструментальное музицирование и импровизация.
Основные критерии:
1) точное и уверенное воспроизведение ритма музыкального произведения;
2) свободная ориентация в ритмической партитуре;
3) самостоятельное составление ритмического аккомпанемента
«5»
- обучающийся уверенно, ритмично, выразительно исполняет предложенный
ритмический аккомпанемент;
- свободно ориентируется в ритмической партитуре, точно исполняет несложную знакомую попевку (построенную на 2-7 звуках) на звуковысотном музыкальном инструменте (свирель, металлофон, фортепиано, блок-флейта и д.р.);
- самостоятельно составляет ритмические аккомпанементы и исполняет знакомые мелодии.
«4»
- обучающийся правильно выполняет задание по всем перечисленным выше пунктам, но с незначительными погрешностями.
«3»
- обучающийся исполняет знакомые мелодии и ритмические аккомпанементы с помощьюпедагога;
- подбирает ритмическое сопровождение с помощью педагога.
«2»**
- обучающийся затрудняется в игре на ритмических и звуковысотных инструментах или отказывается от выполнения задания;
- не может подобрать ритмический аккомпанемент и мелодию ни одной знакомой песни или попевки.
4. Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения.
Основные критерии:
1) точное воспроизведение ритма;
2) синхронность движений;
3) соответствие движений образному содержанию музыкального произведения
«5»
- обучающийся точно воспроизводит простой, пунктирный и синкопированный ритм, двигается под музыку ритмично;
- двигается под музыку синхронно и в соответствии с характером музыки;
- импровизирует и создаёт музыкально-пластические композиции, ритмическиеаккомпанементы и движения под музыку, используя разнообразные ритмоформулы,
танцевальные движения, пантомимику и образно-игровые движения.
«4»
- обучающийся правильно выполняет задания по всем перечисленным выше пунктам, но с незначительными погрешностями
«3»
- обучающийся не всегда точно воспроизводит ритм музыки;
- двигается под музыку неуклюже, недостаточно выразительно;
- затрудняется в создании музыкально-пластических композиций и двигается, используя (комбинируя) знакомые танцевальные или образно-игровые движения, мало отличающиеся от предложенного педагогом варианта.
«2»**
- неточно воспроизводит даже несложные ритмические фигуры, двигается неритмично или отказывается от выполнения задания;
- движения не выразительны, сбивчивы, не соответствуют характеру музыки;
- использует однообразные движения, не может самостоятельно составить музыкально-пластическую композицию.
Драматизация музыкальных произведений
Основные критерии:
1) увлечённость деятельностью;
2) естественность поведения;
3) быстрота реакции и смена настроения во время развития образа;
4) воображение и оригинальность образных действий;
5) соответствие образных действий тексту и мелодии песни, сюжету программной музыки;
6) самостоятельность в выборе определенных средств выражения во время реализации задуманной композиции игры;
7) выразительность исполнения задуманного движения;
8) координация движений и чувство ансамбля в коллективных формах заданий;
9) определение формы произведения.
«5»
- обучающийся увлечённо участвует в процессе театрализации;
- естественно и выразительно исполняет творческое задание;
- быстро реагирует на смену настроения во время развития образа;
- находит оригинальное решение реализации творческого задания;
- реализует образ в соответствии с характером музыки;
- самостоятельно выбирает определенные средства выражения во время реализации
задуманной композиции игры;
- хорошо чувствует творческое единство в коллективной театрализации;
- самостоятельно определяет форму произведения в ее основных фазах: начало, развитие,
кульминация, завершение.
«4»
- обучающийся увлечённо участвует в процессе театрализации, но при выполнении
заданий допущены незначительные погрешности.
«3»
- обучающийся участвует в театрализации без интереса, иногда отвлекаясь, не выражая особых эмоций;
- не естественно и монотонно исполняет творческое задание;
- с трудом переключается от одного настроения к другому во время развития образа;
- с трудом реализует образ в соответствии с характером музыки;
- затрудняется в выборе определенных средств выражения во время реализации задуманной композиции игры;
- не всегда получается чувствовать ансамбль в коллективных формах заданий;
- определяет форму произведения (в ее основных фазах: начало, развитие, кульминация, завершение) с помощью педагога.
«2»**
- обучающийся участвует в театрализации без интереса, часто отвлекается, не выражает особых эмоций;
- не может переключиться от одного настроения к другому во время развития образа;
- не может реализовать образ в соответствии с характером музыки;
- не может выбрать определенные средства выражения во время реализации
задуманной композиции игры;
- не чувствует ансамбль в коллективных формах заданий;
- не может определить форму произведения в ее основных фазах: начало, развитие, кульминация, завершение.
Основы музыкальной грамоты
Основные критерии:
1) правильность ответа;
2) полнота ответа;
3) точность формулировок и использование специальной терминологии;
4) степень самостоятельности ученика при выполнении задания
«5»
- обучающийся имеет достаточное представление об элементах музыкальной речи, овладев полностью основными понятиями и терминами, в соответствии с требованиями учебной программы;
- даёт точные объяснения основным музыкальным терминам.
«4»
- имеет достаточное представление об элементах музыкальной речи, овладев полностью основными понятиями и терминами, в соответствии с требованиями учебной программы;
- даёт объяснения основным музыкальным терминам с помощью педагога.
«3»
- обучающийся имеет общее представление об элементах музыкальной речи;
- владеет отдельными понятиями и терминами;
- даёт приблизительное объяснение отдельным музыкальным терминам.
«2»** - обучающийся не распознает элементы музыкальной речи;
- имеет поверхностное представление о средствах музыкальной выразительности;
- не может дать объяснение или охарактеризовать ни одного музыкального термина.
*Отметка за исполнение песни хором выставляется за качество исполненного произведения и указывает на качество коллективного продукта созданного классом. Как правило, всем обучающимся выставляется одинаковая отметка. Исключением может быть ученик, имеющий специальную вокальную подготовку или ученик, успешно исполняющий сольный фрагмент в песне.
Характеристика индивидуальной отметки дается с целью предоставления обучающемуся возможности получить отметку дополнительно или исправить, «откорректировать» уже имеющуюся, охарактеризовав и проанализировав свой ответ.
Минусовки при контрольном оценивании хорового пения не используются. Рекомендуется исполнять произведения а капелла или в сопровождении музыкального инструмента.
**С учетом специфики предметов художественно-эстетического цикла оценка в виде отметки «2» не является стимулирующей и не способствует развитию интереса к предмету.
Каждый вид проверки имеет свою специфику и свои задачи, в связи с этим и критерии оценки могут несколько видоизменяться.
Критерии оценки знаний по технологии
Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
 
Критерии оценки практической работы
Организация труда
Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд или соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам — бережное, экономное.
Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, техники безопасности, организации рабочего места.
Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по изобразительному искусству 
        В 1 классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Лучшие работы обучающихся хранятся в портфолио.
        Используется «Алгоритм самооценки». В первом классе алгоритм состоит из 4 вопросов:
Какое было дано задание? (Учимся вспоминать цель работы)
Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)
Во 2-4 классах отметки выставляются по пятибалльной шкале. В конце  урока проводится выставка и обсуждение творческих работ обучающихся. Раз в год обучающиеся по желанию принимают участие в выставке декоративно-прикладного творчества на школьном и муниципальном уровнях.
Особенности организации контроля по изобразительному искусству
Контроль за уровнем достижений обучающихся по изобразительному искусству проводится в форме устной оценки за выполненную работу.
Этапы оценивания детского рисунка
решение композиции: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
владение техникой: как обучающийся пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
общее впечатление от работы: рассматриваются возможности ребенка, его успехи в данном деле, его вкус.
Учёт ошибок и оценка работ
«5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок,  работа выразительна и интересна.
«4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
«3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
«2» - поставленные задачи не выполнены.
Учёт уровневого подхода к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты базового уровня приводятся в блоке «Выпускник научится», планируемые результаты повышенного уровня – в блоке «Выпускник получит возможность научиться».        
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно -прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка;
узнавать,  воспринимать,  описывать  и  эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
                Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
воспринимать произведения  изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства,  архитектура,  скульптура,  дизайн,  декоративные искусства в доме, на улице, в театре);
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.