Организация педагогического сопровождения и отслеживания учебных достижений учащихся начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО


«Организация педагогического сопровождения и отслеживания учебных достижений учащихся начальных классов в соответствии с требованиями
ФГОС НОО»
Кочанова Е. П. – заместитель директора по УР
МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска
Данный материал систематизирует процесс по организации педагогического сопровождения и отслеживания учебных достижений младших школьников
Для обеспечения выполнения требований ФГОС НОО предусмотрено решение одной из основных задач:
достижение планируемых результатов освоения ООП НОО всеми учащимися;
Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых, личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию и подлежат не только их формированию, но и их оценке.
Целью такого отслеживания является индивидуализация и дифференциация процесса обучения, учет и оценивание индивидуальных достижений учащихся, индивидуального образовательного рейтинга.
Результатом такого отслеживания является установление соответствия достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся к результатам освоения образовательной программы начального общего образования, отраженных в портфолио и характеристике выпускника начальной школы при переходе на следующий уровень обучения
Отслеживание и диагностика учебных достижений ведется в 3 направлениях:
личностные результаты
предметные результаты
формирование УУД
Все эти показатели взаимосвязаны между собой, формируются в едином образовательном процессе, но диагностику мы ведем раздельно.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Целью данного отслеживания является диагностика динамики развития личности ребенка из года в год для коррекции учебно-воспитательной работы и возникающих проблем в учебно-воспитательном процессе
Методы сбора информации: анкетирование, тестирование, наблюдения, беседы.
Исполнители: педагог – психолог, классный руководитель
Чем занимается Психолог?:
в 1 классе ведет диагностику школьной мотивации по методике Лускановой, а также диагностику школьной тревожности (октябрь - ноябрь)
в 4 классе проводит диагностику уровня умственного развития младшего школьника по методике Борисовой ,Арсланьян (март – апрель), диагностику школьной тревожности (октябрь),
и в ноябре анкетирует учащихся для установления уровня воспитанности по 4 параметрам :- Анкета для учащихся «Как я веду себя» (Л.С. Колмогорова)
Цель: изучение компетентности в поведении и общении на основе самооценки. Умение объективно и компетентно оценить свое поведение.
- Методика «Определение нравственных понятий» (Л. С. Колмогорова)
Цель: изучение представлений о чертах характера, личного ценностного отношения к ним.
- Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» (Г.А. Карпова)
Цель: установить нравственные представления учащихся о чуткости, принципиальности, честности, справедливости, дисциплинированности, ответственности.
- Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э. Туриэлю, в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой)
Данные используются для оформления характеристики при переходе на следующий уровень обучения
Что в этом направлении делает Классный руководитель?:
Поскольку к результатам индивидуальных достижений учащихся, подлежащим итоговой оценке качества освоения ООП НОО, НЕ относятся ценностные ориентации учащегося, то мониторинг личностных результатов классному руководителю вести достаточно сложно, поэтому личностное развитие подлежит только наблюдениям классного руководителя с последующей коррекцией в виде личных бесед, классных часов и правильно выстроенной воспитательной работой .ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Показатель динамики образовательных достижений - один из основных показателей в оценке образовательного процесса.
Педагогическая диагностика – совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют решить ряд задач:
- определить особенности усвоения учащимися предметных умений
- выявить характер трудностей усвоения учебного материала
- установить уровень овладения учебной деятельностью
- оценить изменения, происходящие в развитии учащегося
Как отслеживать учителю динамику образовательных достижений? Покажем на примере предмета «Русский язык»
Для диагностики предметных результатов мы ввели диагностические карты для каждого года обучения (предметы: русский язык, математика, окружающий мир), куда включены темы всех контрольных, проверочных и практических работ, предусмотренных программой за учебный год. Также в целях формирования контрольно – оценочной деятельности учащегося в контрольных тетрадях учащихся вклеены оценочные листы с теми же показателями. Ученик оценивает свои знания с помощью значков : значок красный – означает для ученика - мне было трудно, я не понимаю,
жёлтый – было трудно, но я справился,
зеленый – я все понимаю, я справился сам
Они дают возможность учителю оценить масштабы успеха-неуспеха по данной теме и скорректировать свою дальнейшую работу
Рядом оценку качества ставит учитель и переносит этот значок в сводную ведомость. Конечная цель: выявление уровня сформированности ключевых компетенций ученика по русскому языку
Такие листы заведены каждый год обучения. Только со 2 класса выставляются отметки
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметом итоговой (накопительной) оценки освоения учащимися ООП НОО являются достижения не только предметных, но и метапредметных результатов освоения ООП НОО, как основы «умения учиться».
Цель мониторинга сформированности УУД:
- получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности всех видов УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных, с учетом возрастной специфики формирования этих видов.
Диагностика ведется в двух формах:
наблюдения педагога (диагностическая карта 1, 2, 3 - 4 класс)
На каждого ученика заводится лист с указанием конкретных УУД, которые должны быть сформированы к концу каждого года обучения. Лист заполняется классным руководителем в конце учебного года, сохраняется до конца обучения в начальной школе. Дает возможность отследить учителю динамику формирования универсальных учебных действий. Получаем результаты в ходе наблюдений и рефлексии по итогам проведенных уроков.
С этой же целью проводим комбинированные работы, преломлённые через специфику содержания того или иного предмета  (в 1 – 2 классе – 2 раза в год (в феврале, мае),в 3 – 4 классе – 1 раз в год –в апреле)
При получении начального общего образования устанавливаются также планируемые результаты освоения:
Межпредметных дисциплин: «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ­компетентности учащихся» ;Диагностика отслеживания результатов формирования навыков работы с текстом проводится в 3 – 4 классе
Диагностика проводится в виде самостоятельной работы. Задания разбаллированы и выводятся в сводную таблицу, результаты которой дают возможность учителю оценить уровень сформированности навыка работы с текстом )Также работу мы проводим по отслеживанию техники чтения. Диагностические листы ведутся каждым учеником сквозным методом с 1 по 4 класс , где наглядно виден рост или спад в технике чтения каждого (вид графика)
Итоговой является накопительная оценка, в которой выделяются отдельно две составляющие:
Для сохранения результатов и демонстрации индивидуальных достижений учащегося в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной, созданы портфолио (накопительная папка).
структура портфолио состоит из 4 разделов:
портрет с данными ученика
рабочие материалы, где сохраняются индивидуальные листы достижений
коллектор, в котором можно сохранить творческие работы, проекты, исследования и т. Д.
личные достижения: грамоты, дипломы, сертификаты и т. д. ,
Ежегодно на всех параллелях проводится смотр-конкурс на ЛУЧШИЙ ПОРТФОЛИО. В кокурсе – смотре в конце учебного года используется накопительная оценка, которая включает в себя систему баллов, учитывающая как успеваемость, так и творческие, спортивные, интеллектуальные и социальные достижения
Решение педагогического совета о переводе выпускника принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника начальной школы, в которой отмечаются
образовательные достижения учащегося по всем предметам учебного плана;
отмечаются личностные достижения в сформированности УУД;
дается описание психологопедагогических достижений и проблем, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующем уровне обучения.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, подтверждаются материалами портфолио и другими объективными показателями (результатами ежегодного мониторинга личностных, предметных и метапредметных результатов)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Организация педагогического сопровождения и отслеживания учебных достижений учащихся начальных классов - средство повышения качества начального образования. Введение в образовательный процесс такой системы контроля и оценки приводит к более объективной и качественной обратной связи, эффективно включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность, поддерживает и стимулирует их, позволяет учителю отслеживать индивидуальный прогресс учащегося. Считаем, что данная система контроля соответствует требованиям ФГОС и более эффективна по сравнению с традиционной.