Фигурное катание, как альтернативная форма организации занятий по физическому развитию дошкольников


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 75 комбинированного вида»
Кировского района г. Казани
Ю. Р. Найденко, старший воспитатель
первой квалификационной категории

Фигурное катание как альтернативная форма организации
занятий по физическому развитию
Детский сад № 75 Кировского района г. Казани построен по старому типовому проекту в 1963 году, и мы ежегодно сталкивались с проблемой, которая, вероятно, многим знакома - это дефицит пространства. У нас имеется только один зал и для музыкальных и для физкультурных занятий. Естественным решением сложившейся ситуации стало проведение занятий на улице. Но как сделать эти занятия интересными и максимально полезными для детей?
Изучив вопрос с разных сторон, мы остановились на обучении детей фигурному катанию, ведь согласитесь - катание на коньках является превосходным средством укрепления здоровья. Коньки принадлежат к числу естественных упражнений, близких по координации к движениям ходьбы и бега. Поэтому данные упражнения легко усваиваются, они доступны для детей с разной физической подготовкой, и имеют большое оздоровительное воздействие. Фигурное катание способствует укреплению и нормальному развитию позвоночника и предупреждает дефекты осанки. Вспомните положение, в котором передвигаются начинающие фигуристы - на слегка согнутых ногах с почти прямым туловищем. В таком положении укрепляются мышцы спины и живота, формируется мышечный корсет.
В результате систематических занятий на свежем воздухе у детей хорошо развиваются органы дыхания, что очень ценно, так как хорошая работа дыхательного аппарата обеспечивает нормальную жизнедеятельность детского организма и является профилактикой заболеваний дыхательных путей.
Первоначально занятия фигурным катанием вводились в образовательный процесс как кружок, и, показав высокую результативность, стали хорошей альтернативой обычным физкультурным занятиям.
Задачи обучения фигурному катанию:
Формирование теоретических и практических основ освоения элементов фигурного катания.
Развитие физических и нравственно-волевых качеств личности детей.
Создание условий для двигательной активности и закаливания детского организма.
Формирование интереса к различным видам спорта.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Организация работы по обучению детей элементам фигурного катания
Весь период обучения делится на 3 этапа:
- подготовительный (сентябрь - декабрь)
- основной или ледовый (декабрь - март)
- заключительный (апрель-май)
Задачами подготовительного этапа является:
- совершенствование общей физической подготовки,
- развитие и укрепление необходимых групп мышц,
- подготовка к выполнению элементов фигурного катания,
- обучение шнуровке коньков.
Используются ОРУ на все группы мышц, ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие. Большая роль отводится имитационным упражнениям «Скольжение», «Ласточка», «Пистолетик», Метёлочка», «Вращение».
Для улучшения координации и развития точного восприятия пространства на каждом занятии предусмотрено время для организации эстафет и подвижных игр.
Задачами ледового периода является:
- обучение правильному надеванию и шнуровке ботинок (коньков),
- обучение технике скольжения,
- обучение технике «безопасного падения»,
- обучение элементам фигурного катания.
На заключительном этапе происходит
- исправление ошибок,
- закрепление и совершенствование приобретенных навыков,
- совершенствование общей физической подготовки.
Организация занятий
Занятия проводятся с детьми 4-7 лет на спортивной площадке 2 раза в неделю по 20-30 минут в соответствии с требованиями СанПиН при температуре воздуха не ниже -14 градусов. К занятиям допускаются дети с разрешения врача, подгруппы формируются с учетом уровня физического развития и общего состояния здоровья. Обучение проводится в групповой форме на подготовительном и заключительном этапах и в подгрупповой форме на основном этапе при непосредственном обучении детей катанию на коньках (в каждой подгруппе не более 6 человек).
В ледовый период при температуре воздуха 5-10 градусов ниже ноля на спортивной площадке заливается каток и начинается непосредственное изучение и овладение детьми техникой фигурного катания, выработка специальной выносливости. Заливка катка происходит в несколько этапов до приобретения поверхности льда необходимых характеристик. Перед началом и по окончании занятия дети переодеваются в спортивную форму и коньки в специально оборудованном помещении. После занятий лезвия коньков должны быть протерты и просушены.
Примерное планирование работы по обучению детей элементам фигурного катания
Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
- обучение правилам надевания и шнуровки коньков
- обучение ходьбе на коньках по рыхлому снегу
- обучение технике скольжения
- обучение технике «безопасного падения» - закрепление техники скольжения
Обучение технике выполнения элементов:
- «фонарики»
- «змейка»
- «саночки»
- «цапля»
- «блинчик»
- «пингвин»
- вращение на двух ногах - совершенствование техники скольжения
Обучение технике выполнения элементов:
- «передний вираж»
- «задний вираж»
- «пистолетик»
- «метёлочка»
- «ласточка»
- «перекидной»
- вращение на одной ноге
Организация работы по обучению детей элементам фигурного катания не требует больших финансовых вложений, необходимо иметь только несколько пар коньков разного размера, а мячи, кегли, обручи, скакалки, клюшки, кубики, гимнастические палки по количеству человек, стойки, скамейки для отдыха найдутся в каждом детском саду. Оборудование и инвентарь должны соответствовать возрасту детей, соответствовать требованиям гигиены и безопасности, храниться в специально отведенных местах. Коньки должны подбираться индивидуально, соответствовать размеру стопы ребенка, обеспечивать устойчивую фиксацию ноги во время движения.
Результативность реализации программы отслеживается при помощи мониторинга, который проводится 2 раза в год.
Программно-методическое обеспечение:
В. П. Шаменко «Начальная подготовка фигуриста»
Л. И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду»
Т. Н. Тарасова «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста.