Критерии оценивания уровня учебных достижений учащихся по математике

Оценивание учебных достижений - это процесс установления степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оцениванию подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.
Оценка это результат оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах.
Видами контроля знаний в системе общего среднего образования является текущее, тематическое, семестровое, годовое оценивание и государственная итоговая аттестация.
Текущее оценивание - это процесс установления уровня знаний ученика (ученицы) в овладении содержанием предмета, умениями и навыками в соответствии с требованиями учебных программ.
Объектом текущего оценивания являются знания, умения и навыки, самостоятельность оценочных суждений, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности.
Текущее оценивание осуществляется в процессе поурочного изучения темы. Его основными задачами являются: установление и оценка понимания и первичного усвоения отдельных элементов содержания темы, установление связей между ними и усвоенным содержанием предыдущих тем, закрепление знаний, умений и навыков.
Информация, полученная на основании текущего контроля, является основой для корректировки работы учителя на уроке.
Тематическому оцениванию подлежат основные результаты изучения темы (раздела). Тематическое оценивание знаний учащихся обеспечивает:
системность оценивания;
повышение объективности оценки знаний, навыков и умений;
индивидуальный и дифференцированный подход к организации обучения;
систематизацию и обобщение учебного материала.
Тематическая оценка (балл) выставляется на основании результатов освоения учащимися материала темы на протяжении ее изучения с учетом текущих оценок (баллов), различных видов учебных работ (практических, лабораторных, самостоятельных, творческих, контрольных работ) и учебной активности школьников.
Перед началом изучения очередной темы все ученики должны быть ознакомлены с продолжительностью изучения темы (количество занятий); количеством и тематикой обязательных работ и срокам их проведения; критериями оценивания.
Оценка за семестр выставляется по результатам тематического оценивания, а за год - на основе семестровых оценок.
Учащийся имеет право на повышение семестровой оценки.
5-балльной системе оценивания соответствуют 5 уровней учебных достижений учащихся: критичный уровень, начальный уровень, средний уровень, достаточный уровень, высокий уровень.
Уровни учебных достижений учащихся 5-11-х классов

Уровни учебных достижений
Балл (оценка)
Общие требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Критичный уровень
1 балл (критично)
Учащийся различает объекты изучения; учащийся обладает только отдельными фрагментарными знаниями по предмету; учащийся отказался от ответа без объяснения причин

Начальный уровень
2 балла (неудовлетворительно)
Учащийся воспроизводит незначительную часть учебного материала, имеет нечеткие представления об объекте изучения; имеются значительные пробелы в знаниях; не решена типовая, много раз отработанная учебная задача

Средний уровень
3 балла (удовлетворительно)

Учащийся воспроизводит основной учебный материал, способен с ошибками и неточностями дать определение понятий, сформулировать правило; ответы в целом правильны, однако недостаточно осмыслены

Достаточный уровень

4 балла (хорошо)


Знания учащегося являются достаточными; применяет изученный материал в стандартных ситуациях, пытается анализировать, устанавливать существенные связи и зависимости между явлениями, фактами, делать выводы, в общем контролирует свою деятельность; ответы его логические, хотя и имеют неточности

Высокий уровень

5 баллов (отлично)


Ученик имеет системные, прочные знания в объеме и в пределах требований учебных программ, осознанно использует их в стандартных и нестандартных ситуациях. Умеет самостоятельно анализировать, оценивать, обобщать материал, самостоятельно пользоваться источниками информации, принимать решения


Критерии оценивания уровня учебных достижений учащихся
по математике
Оценивание устных ответов учащихся
Оценка
ставится, если учащийся:

5
(высокий уровень)
- полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

4
(достаточный уровень)
если ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

3
(средний уровень)
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

2
(начальный уровень)
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

1
(критичный уровень)
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.



Оценка письменных работ учащихся

Оценка
ставится, если учащийся:

5
(высокий уровень)
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

4
(достаточный уровень)
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

3
(средний уровень)
- допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

2
(начальный уровень)
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.


1
(критичный уровень)
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.



Оценка за ведение рабочей тетради

Оценка
ставится, если учащийся:

5
(высокий уровень)
тетрадь ведется с соблюдением требований орфографического режима;
в тетради выполнены все домашние работы;
записи всех видов работ аккуратны и безошибочны;
преобладающими оценками за работы являются оценки "5".

4
(достаточный уровень)
в оформлении работ имеют место нарушение правил ведения тетради (в записи даты, в оформлении решения задачи);
ученик допускает небрежность в записях;
в тетради выполнены все домашние работы;
преобладающими оценками за работы являются оценки "4".

3
(средний уровень)
в оформлении работ имеют место нарушение правил ведения тетради (в записи даты, в оформлении решения задачи и т.д.);
ученик допускает небрежности в записях в классных и домашних работах;
в тетради отсутствует часть домашних работ;
преобладающими оценками являются оценки "3".

2
(начальный уровень)
в оформлении работ не соблюдается орфографический режим (в записи даты, в оформлении решения задачи);
ученик допускает небрежности и ошибки в записях в классных и домашних работах;
в тетради отсутствует большинство домашних работ;
записи в тетради неаккуратные, допускаются многочисленные исправления, зачеркивания и т.д.;
преобладающими оценками являются оценки "3" и "2".

1
(критичный уровень)
учащийся не представил тетрадь для проверки.


15