Доклад — Портфолио как результат личностных внеурочных достижений учащихся


Портфолио как результат личностных внеурочных
достижений учащихся. Толстикова Елена Алексеевна, с. Старая Кармала, ГБОУ ООШ с. Старая Кармала, преподаватель-организатор ОБЖ, eln20@yandex.ru ,
Наполнение конкретным содержанием каждого из заявленных в ФГОС направлений внеурочной деятельности находится в компетенции образовательного учреждения. Основу содержания внеурочной деятельности составляют программы, рекомендованные муниципальными, региональными и федеральными органами управления образования, а также содержательные модули, разработанные самостоятельно участниками образовательного процесса школы.
Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности учащихся и в соответствии с требованиями ФГОС в ГБОУ ООШ с. Старая Кармала организуется по направлениям развития личности в 1-7 классах:
- спортивно-оздоровительное - «Кладовая подвижных игр», «Добрыня», «Растем и танцуем»;
- духовно-нравственное - «Уроки Мельпомены», «Основы православной культуры»;
- социальное - «Земля – наш дом»;
- общеинтеллектуальное - «Информатика в играх и задачах», «Я и книга»;
- общекультурное - «Очумелые ручки», «Волшебный карандаш», «Компьютерная графика».
В «Государственной программе развития образования 2013-2020» говорится: «будет также поддержано создание и распространение разнообразных форм оценки образовательных достижений учащихся на уровне общеобразовательного учреждения, обеспечивающих систему обратной связи между школой и участниками образовательного процесса. К ним относятся, прежде всего, оценка индивидуального прогресса учащихся на уровне школы и класса, оценка внеучебных достижений учащихся (в том числе на основе портфолио)» [2, с.25].
Некоторые исследователи рассматривают портфолио как «рабочую файловую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащихся»[1, с.51].
При оформлении портфолио соблюдаются следующие требования: систематичность и регулярность ведения портфолио, достоверность сведений, представленных в портфолио, аккуратность и эстетичность оформления, целостность и эстетическая завершённость представленных материалов, наглядность.
В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений учащегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.
Структура портфолио состоит из разделов.
Первый раздел "Мой портрет» содержит биографическую информацию об учащемся.
Во втором разделе "Мои достижения» фиксируются конкретные документы, подтверждающие достижения учащегося в учебной или внеурочной деятельности: похвальные листы, грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, свидетельства.
В третьем разделе «Творческая мастерская» помещаются творческие работы учащиеся: рисунки, стихи, проекты, исследовательские работы. Если выполнена объемная работа (поделка, большой формат бумаги и т.д., большой объем работы), помещается ее фотография или диск с соответствующим материалом. В разделе могут размещаться фотографии, отражающие участие ребенка в различных видах творческой, спортивной, социальной деятельности. Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, дается информация об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось, результат участия. Для больших работ (например, рисунки, плакаты) ученик может использовать папку-накопитель.
Четвертый раздел "Мир моих увлечений" содержит информацию об увлечениях ребенка в свободное от уроков время: хобби, занятость в дополнительном образовании, фотографии, отражающие его увлечения и т.д.
Пятый раздел «Характеристика учебной и внеучебной деятельности обучающегося» содержит итоговые отметки по предметам базисного учебного плана, контрольные, диагностические работы, мониторинги, сведения об участии в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, исследовательских проектах, интеллектуально-познавательных конкурсах, в проектной деятельности. Также здесь содержатся сведения об участии в самоуправлении класса, сведения об участии в делах класса и школы (конкурсы, КТД, акции, праздники, социальные акции и т.д.), сведения об участии в школьных, районных, областных и всероссийских конкурсах различного направления (интеллектуально-познавательное, творческое, спортивное и т.д.) и проектной деятельности, в том числе участие в интернет-проектах. В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя – предметники, педагог – психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательных отношений распределяются следующим образом.
Учащийся ведёт работу по формированию и заполнению портфолио, систематически пополняет в соответствующие разделы материалы, отражающие успехи и достижения в учебной и внеурочной деятельности, по желанию использует собственные элементы оформления, отражающие его индивидуальность, производит оценку своих достижений и возможностей, планирует свою дальнейшую деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию.
Администрация школы разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, распределяет обязанности участников образовательных отношений по данному направлению деятельности, создаёт условия для мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания.
Заместитель директора по УВР организует работу по реализации в практике работы школы технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений учащихся, осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в школе.
Немаловажная роль здесь отведена родителям. Они помогают ребенку в оформлении портфолио в соответствии с принятой структурой, осуществляют контроль за пополнением соответствующих разделов, совместно с ребенком отслеживают и оценивают динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживают его образовательную и творческую активность и самостоятельность участвуют в заполнении соответствующих разделов портфолио, несут ответственность за информацию, размещаемую в портфолио. Классные руководители направляют всю работу учащихся по ведению портфолио, консультирует, помогает, дает советы учащимся и родителям, объясняют правила ведения и заполнения, выполняют роль посредника между всеми участниками работы над Портфолио: учащимися-родителями-учителями-предметниками-педагогами дополнительного образования-администрацией, обеспечивает постоянное сотрудничество и взаимодействие. Они также совместно с учащимся отслеживают и оценивают динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его образовательную и творческую активность и самостоятельность, готовят итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.).
Ранжирование результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях:
федеральный уровень: победитель – 10 баллов, призёр – 8 баллов, участник – 3 балла; региональный уровень: победитель – 6 баллов, призёр – 5 баллов, участник – 2 балла; муниципальный уровень: победитель – 4 балла, призёр – 3 балла, участник – 1 балл; школьный уровень: победитель – победитель-3 балла, призёр – 2 балла, участник- 1.
Портфолио позволяет реализовать одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий. Одной из приоритетных задач портфолио является содействие успешной социализации учащихся.
Результат портфолио учитывается в качестве промежуточной аттестации учащихся, при проведении внутришкольного контроля, при определении победителя внутришкольного конкурса «Ученик года», при определении победителя внутришкольного конкурса «Спортсмен года», при выдвижении кандидатур на районный конкурс «Талантливые дети» муниципального района Кошкинский.
В 1-7 классах 90% учащихся имеют портфолио.

Литература
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Е. Н. Степанова.-М: ТЦ «Сфера», 2001–128 с.
Государственная программа развития образования 2013-2020.
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03–296.
«Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в классах, работающих в условиях ФГОС» Локальный акт ГБОУ ООШ с. Старая Кармала.