План урока Литературного чтения, интегрированного с предметом «Самопознание». Поэтический родник: «Кто в дружбу верит горячо». С.В.Михалков «Щенок».


План урока Литературного чтения,
интегрированного с предметом «Самопознание»
Школа:
Дата:
Педагог: Класс:
Кол-во уч-ся: ____
Тема: Поэтический родник: «Кто в дружбу верит горячо». С.В.Михалков «Щенок».
Ценность: любовь.
Качества: отзывчивость, милосердие, чистота отношений, любовь к окружающему миру.
Цель урока: учить осмысливать и оценивать различные жизненные ситуации с биографией и творчеством С.В.Михалкова «Щенок», через практику общечеловеческой ценности - «Любовь».
Задачи урока:
1. Обучать вдумчивому чтению произведений детской литературы.
2. Развивать способность осмысливать и оценивать различные жизненные ситуации, устойчивый интерес к книге, как к источнику знаний; коммуникативные навыки учащихся - умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять ответы товарищей, работать в парах. 
3. Воспитывать чувство отзывчивости, милосердия, чистоты отношений, любви к окружающему миру.

Тип урока: урок изучения нового материала.
Ресурсы: (материалы, источники)
Текст, притча, ноутбук, спокойная музыка, песня «Дорога добра», цитата, книги С.В.Михалкова, тесты, карточкиХод урока:
I. Огранизационный момент. Активизирующий этап.
- Встали, подравнялись! Садитесь!
- Начинаем урок литературного чтения.
- Всё ли необходимое лежит на парте? (дневник, книга литературного чтения, ручка, простой карандаш, книга дополнительного чтения)?
II. Внешняя интеграция. Эмоциональный настрой. 
Қуанамын менде, қуанасын сенде,
Қуанамыз бәріміз, арайлап атқан күнге.
– Пожелаем друг другу успехов на сегодняшний урок.
III. Внешняя интеграция. Позитивный настрой: Мысленная прогулка в лесу.
IV. Внешняя интеграция. Цитата урока: народная мудрость: «Доброе дело добром отзовется».
-Как вы понимаете эти слова? Легко совершать добрые поступки? Ждёт ли человек чего-то взамен, когда совершает добрые дела?
V. Проверка домашнего задания: З.Н.Александрова «Золотые руки у парнишки» выразительно читать.
Золотые руки у парнишки,Что живет в квартире номер пять.К мастеру приходят понаслышкеСделать ключ, кофейник запаять.Золотые руки все в мозолях,В ссадинах и в пятнах от чернил –Глобус он вчера подклеил в школе,Радио соседке починил.Нам спираль переменил на плитке,Подновил дырявое ведро…У него гремят в карманах слитки –Олово, свинец и серебро.Ходики собрать и смазать масломМаленького мастера зовут.Если электричество погасло,Золотые руки тут как тут.Мать руками этими гордится.Хоть всего парнишке десять лет,Пробку сменит он – и загоритсяВ комнатах живой и яркий свет.Не успев прочесть об этом в книжке,До всего дошел он наугад.«Золотые руки у парнишки!» -Про него соседи говорят.
VI. Разноуровневые тесты:
Ф.И.________________________________________ 4-«Б»класс
1 уровень: Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные слова.
1. Почему руки называли золотыми? ________________________________________________
2. Что умеет делать мастер в стихотворение? _________________________
3. Кто гордится мальчиком? __________________________________________
4. Что говорят соседи о мастере? ___________________________________
5. Почему руки у него в мозолях? __________________________
__________________________________________________________________
6.Как понимаешь выражение «золотые руки»?________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________
7. Встречал ли ты в своей жизни людей с «золотыми руками»? ____________________________________________________________
Ф.И._______________________________________4-«Б»класс
2 уровень: Выберите правильный ответ: 
1. В какой квартире жил парнишка ? А) 5 Б) 8 В) 10 Г) 2
2. Как приходят к мастеру люди?
А) по наслышке Б) по объявлению В) наугад
Что подклеил в школе?
А) стул Б) парту В) глобус Г) книгу
4. Что в карманах у мастера?
А) олово, свинец, серебро Б) монеты В) игрушки
5. Сколько лет мастеру?
А) 12 Б) 10 В) 7 Г) 18
Чем гордится мать мальчика?
А) руками Б) идеями В) работой Г) собой
Что говорят соседи про мастера?
А) золотые руки Б) доброе сердце В) хороший друг
Ф.И. _______________________________________4-«Б»класс
3 уровень: Подчеркните нужное слово: 
1 . Кто живет в квартире номер 5? (мальчик-мастер/ профессор)2. Кто гордится мальчиком?   (мать /класс) 3. Что говорят соседи о мальчике? (умница/золотые руки). 4. Сколько лет мастеру? (12/10). 5. Что в карманах у мастера  (олово, свинец, серебро/ игрушки). 6. Что делает мальчик людям (приносит пользу/ бездельничает)
Проверка в парах:
Нормы оценок:«5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - 3 ошибки 
VII. Динамическая пауза: «Бабочка», «Цветок».
VIII. Знакомство с темой урока:
-Загадка:
Он в земле живет,
И бежит и бьёт.
Чистый да свежий.
И никто в земле сырой
Его не удержит.
Вот такой он озорник
Как зовут его…..
IX. Внутренняя интеграция: Беседа.
-А как вы понимаете смысл слова родник? (РОДНИ́К -ручей, водный источник, текущий из глубины земли, ключ).
-Подберите синонимы к данному слову? (ключ, источник).
- А как объяснить выражение «Поэтический родник»?
- А можно родник сравнить с душой человека?
-Чем наполнена душа? (любовью). А что такое любовь? (энергия)
-Любовью к чему или кому? (к людям, окружающему миру, животным).
-Какая душа должна быть у человека? Почему?
-Как вы думаете, что значит, душа ищет свой путь?
- А какие должны быть поступки человека? (светлые, добрые, позитивные, искренние).
Если у каждого человека Земли душа будет чистой? (Будет мир, благополучие на всей Земле).
Лексическая работа:
КУПЕЦ – человек, который занят в сфере торговли, купли-продажи.
МУЛЛА - мусульманское духовное звание (Человек, который связан со службой в мечети)
ВОЗЛАГАТЬ – переносить ответственностьВДОВОЛЬ – досыта.
РАЗУМЕТЬ – думать.
ИЗНЫВАТЬ – мучаться.
УСЛАДА – приятность.
X. 5´ - чтение:
- Придвиньте листы для дополнительного чтения, приготовились, начали читать.
Ыбрай Алтынсарин «Родник».
Три путника встретились у одного родника. Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви, листья которого затеняли русло. Вода в роднике была чистая, холодная, как лёд, и блестела, как стекло. У самого источника кто-то положил камень с котёл величиной, просверлил и обтесал его, а в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Путник, будь чистым, как этот родник».
Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал:
–Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днём и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли, и чем дальше течёт, тем больше вливается в него других ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, станешь великим и достигнешь цели». Вот о чём говорит эта надпись, как я разумею.
Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:
– Нет, я думаю не так. Смысл надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов служить всем: кто изнывает от жары, тому он даёт прохладу; кто хочет пить, тому утоляет жажду, и за всё это он ни от кого не ждёт награду. А если так, то смысл этой надписи таков: если делаешь кому-то добро, то не возлагай на него обязанность ответить тебе тем же. Вот о чём говорит эта надпись.
Третий путник, стройный красивый юноша, стоял молча. Товарищи спросили его, что думает он. Юноша ответил так:
– Я думаю иначе. Если бы вода стояла спокойно на одном месте, то трава и мусор замутили бы и загрязнили его. Но, так как вода течёт беспрестанно и днём, и ночью, родник остаётся всегда чистым, и за это его любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник. Видишь, как в нём отражаются зелень и блеск солнца? И ты душу, как этот родник, держи открытой для всех, пусть в ней видно будет всё. Вот о чём, по-моему, говорит эта надпись.
XI. Ответы на вопросы:
1. - Опишите родник, каким вы его себе представили?
2. - Какая надпись высечена у самого источника?
3. - Подумайте, с какой целью ее сделали? Как вы понимаете смысл этой надписи? (ответы детей)
4. - Давайте послушаем, что сказал об этой надписи каждый путник. Прочитай слова купца.
5. - О чем нам поведал купец? Как он понял слова, высеченные на камне?
8. - О чем поведал нам мулла? Как он понял эту надпись?
9. - О чем сказал юноша?
10. - Отличаются ли их мысли? Почему, как вы думаете?
- Молодцы!
XII. Речевая разминка.
Упражнение для дыхания: “Представьте, что у вас на ладони лежит пушинка. Наберите воздуха в легкие, вздохните глубоко и подуйте на пушинку с любовью, чтобы она улетела как можно дальше, облетев всю Вселенную” (2-3 раза).
Дети выполняют упражнения на дыхание, для губ для языка.
1. Заборчик.
2. Трубочка.
3. Лопатка.
4. Иголочка.
– Молодцы!
XIII.Постановка цели урока: Сегодня на уроке познакомимся с биографией Сергея Владимировича Михалкова и его стихотворением «Щенок».
-Как вы думаете о чем или о ком это стихотворение?
XIV. Биография: Михалков Сергей Владимирович родился 27.02. 1913 г. в городе Москве в семье служащего – поэт, писатель, драматург, баснописец. Умер Сергей Михалков 27 августа 2009 года. Отец будущего поэта, Владимир Александрович Михалков, окончил юридический факультет Московского университета и неожиданно для всех увлекся... птицеводством. Ученый, изобретатель, энтузиаст и пропагандист своего дела. Именно отец познакомил Сергея со стихами Маяковского, Есенина, Демьяна Бедного. Но больше всего Сергей любил сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова и Некрасова. Мать Сергея Владимировича, Ольга Михайловна, всецело преданная семье, мягкая, сердечная женщина, некоторое время учительствовала, была сестрой милосердия, а затем полностью отдала себя мужу и детям, которых было трое - Сергей, Михаил и Александр. ... Именно ей братья были обязаны тем, что получили образование, узнали языки, умели прилично вести себя в обществе. Раннее детство ребенка прошло в имении Назарьево, что в Подмосковье. Поскольку ходить в школу было далеко, начальное образование братья получили дома: для этого была приглашена немка- гувернантка Эмма Ивановна Розенберг, заложившая в детей не только основы строжайшей самодисциплины, но и обучившая их немецкому языку на таком уровне, что уже в детстве они могли читать Шиллера и Гете в подлиннике.
Мальчик начал писать стихи и, чтобы придать своему творчеству «гласность», издавал домашний «литературно-художественный» журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и единственным автором. Читателями были домашние, ближайшие родственники и друзья. Подражательные, еще совсем не умелые, первые поэтические опусы Сережи Михалкова все же уже тогда обнаруживали дарование будущего выдающегося стихотворца. Переехав в Москву, в течение трех лет работал чернорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике. Принимал участие в геологоразведочной экспедиции в Восточный Казахстан и на Волгу. Стихи Михалкова все чаще публиковались в столичной печати, передавались по радио.
Чтобы получить творческий импульс и найти нужную тему, Михалков проводит с ребятами в лагере около месяца, ходит в походы, удит рыбу, жгет костры. Из поездки поэт привёз три песни и несколько весёлых стихотворений для детей. Относит их в журнал «Пионер» в котором они и были опубликованы: "Веселый турист",  "Упрямый Фома", "Мы с приятелем", "Дядя Стёпа", вошедшие в первую книгу стихов С.Михалкова (1936). Знакомство, дружеская критика, а потом и творческая дружба с писателями А. Фадеевым, С.Маршаком и К.Чуковским окончательно определили литературную судьбу Михалкова. Окрылённый успехом, Михалков рискнул сочинить целую поэму для детей. Так родился «Дядя Стёпа». Первая публикация состоялась 1935 год.Михалков «дописывал» «Дядю Стёпу» почти десять лет, С тех пор тиражи изданий «Дяди Стёпы» давно перевалили за двадцать миллионов экземпляров.1954 г. -«Дядя Стёпа — милиционер». 1968 г. -«Дядя Стёпа и Егор», 1981 г. -«Дядя Стёпа — ветеран».
XV. -Как понимаете значение слов? Лексическая работа. жбан-кадка (емкость для жидкого)
Дремучий лес-густой, непроходимый
Лежит пластом - не двигаясь - Какое это слово? (устаревшее). Работа со словарем.
XVI. Первичное знакомство с текстом. Чтение учителем и детьми цепочкой:
XVII. Анализ содержания стихотворения:.
Выявление первоначальных впечатлений.
-Кто главные герои стихотворения?
-Что произошло с главным героем?
- Кто из героев стихотворения вызывает ваши симпатии? Почему?
- Чей поступок вас удивил? Почему?
- Имеете ли вы домашних животных?
-Были ли интересные случаи с вашим питомцем?
 - Какова  их главная мысль?                
 - Важна ли для нас эта тема?
XVIII. Внутренняя интеграция. Исаа́к Нью́тон -английский физик, 
математик, механик и астроном, один из создателей классической физики.
Однажды вечером Ньютон отлучился из дому и по рассеянности оставил на письменном столе зажженную свечу. Во время его отсутствия его любимая собака по кличке Даймонд вспрыгнула на стол и опрокинула свечу. Все рукописи, лежавшие на столе, сгорели. Нетрудно себе представить, как велико было горе Ньютона, когда возвратившись домой, он обнаружил от своих долголетних трудов один только пепел.  Пожар, уничтожил книги и рукописи, но Ньютон спокойно сел напротив собаки, посмотрел ей в глаза и сказал: «Ох, Даймонд, тебе не понять, что ты натворил». Великий ученый переписал книги и рукописи по памяти по памяти.
-Как звали собаку Ньютона?
-Что произошло?
- Чей поступок вас удивил? Почему?
-Как бы вы поступили в такой ситуации?
- Имеете ли вы домашних животных?
XIX. Выполнение дифференцированных заданий.
1. Соедини героев с качествами, которыми их наделил С.В.Михалков:
героикачествадевочкащенок
2. Какова тема стихотворения?1) О братьях наших меньших животных.2) О взаимоотношении людей и животных.3) О жизни людей.3. Какова главная мысль этого произведения?1) Добиваться цели нужно любыми способами.2) Баловство до добра не доведет.3) Преданность, верность, дружба, любовь – это самое главное в жизни человека. заботливостьвседозволенностьтрудолюбиедобротаответственностьмилосердиепреданностьчестность
сочувствие
переживание
XX.Рефлексия: У. Чему учат эти стихотворения?
-Почему лучше? Докажите.
-На чем основана дружба?
– Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека. Поэты учат читателей быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг к другу, и к животным, окружающему миру.
-Напишите на яблочках те качества характера, которые привлекают вас в друзьях, или в человеке, который нравится. Прикрепите на дерево любви, добра.XXI. Групповое пение. Песня «Дорога добра»Слова: Энтин Ю. Музыка: Минков М.
XXII. Домашнее задание: Выразительное чтение отрывка рассказа с.81-83.
На выбор:
1 вариант. Эссе
от лица щенка.
от лица девочки.
от детей земли.
2 вариант. ЖЗЛ (жизнь замечательных людей). Реферат о биографии и творчестве С.В.Михалкова, Ы.Алтынсарина.
3 вариант: Коллаж на тему: «Любовь».
XXIII. Оценивание учащихся. Наш урок подошел к концу. Вы все очень активно работали, поэтому я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.-Продолжите предложение:Мне было интересно…Мне захотелось…Я учился ….У меня получилось…
XXIV. Заключительная минута.
Мелодия «Звуки природы»
Давайте закроем глаза, расслабимся, прислушается к своему дыханию. Вспомним о чем мы сегодня говорили, что узнали нового на уроке,
пропустите эти знания через сердце и душу. Подумайте о хорошем. Спасибо. Примечания
Вывод: Доброта ~ это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Вывод: наслаждаемся красотами природы через поэзию.
Душа-чистая как родник!
Вывод: В дружбе жить лучше.
Дерево любви