Компетентностный подход в реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта в МАОУ ДОД «Дворец пионеров и школьников им.А.П.Гайдара»


Компетентностный подход в реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта
в МАОУ ДОД «Дворец пионеров и школьников им.А.П.Гайдара»
Субхангулова М.И., методист
г. Стерлитамак, МАОУ ДОД «Дворец пионеров и
школьников им. А. П. Гайдара», Республика Башкортостан
Данная статья посвящена обсуждению одной из важнейших тем для всей системы образования – новому проекту Федерального стандарта образования и в частности требованиям к результатам образования. При подготовке этой темы была определена роль учреждений дополнительного образования в системе общественно-государственного управления в системе образования города.
Главной целью образовательной деятельности в новом проекте Федерального государственного стандарта образования является воспитание всесторонне развитой личности, способной к адаптации в быстро меняющейся социальной среде. Поэтому деятельность дополнительного образования становится особенно актуальной, ведь именно педагог дополнительного образования призван вовлекать учащихся в социальную деятельность и способствовать формированию таких важных качеств, как инициативность и активная жизненная позиция.
Проект нового Федерального государственного образовательного стандарта говорит о том, что система образования должна эффективнее интегрировать 3 основные свои составляющие: воспитание, развитие и обучение. Современный мир требует от нас новых форм работы с учащимися, разработки новых методик подачи материала. Мы считаем, что именно дополнительное образование может стать ключевым звеном в инновационной системе организации образовательного процесса, так как именно он в своей работе в игровых формах моделирует различные жизненные ситуации, давая возможность учащемуся накопить различный позитивный жизненный опыт.
Новый стандарт образования ориентирует нас на переход от системы предоставления знаний и опыта к системно-деятельностному и компетентностному подходу. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
При компетентностном подходе педагогической целью является «способность молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи». Компетентностный подход в деятельности педагога дополнительного образования - выстраивание работы таким образом, чтобы создать условия для формирования компетенций.
Есть несколько видов компетенций. Рассмотрим лишь несколько.
Коммуникативные компетенции. Сформированность коммуникативной компетентности характеризуется наличием следующих критериев: желание вступать в контакт с окружающими, уметь оценивать ситуацию общения, способность организовывать сам ход коммуникативного акта, способность проявления эмпатии, рефлексивного поведения.
Важно подчеркнуть, что необходимо сформировать разноуровневые коммуникативные компетенции. Выпускник должен уметь общаться с людьми разного возраста, разного социального статуса.
Базой для разноуровнего формирования коммуникативных компетенция является детское самоуправление. Ведь участвуя в нем учащийся должен находить общий язык со сверстниками, с младшими ребятами, со старшими товарищами, с педагогами, с администрацией, с родительской общественностью.
Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления Дворца пионеров осуществляется на трех уровнях:
социально-психологический: взрослые и дети являются членами одного и того же образовательного учреждения; от их взаимопонимания, умения общаться друг с другом, желания избегать конфликтов зависит успешность его жизнедеятельности;
нормативно-правовой: предусматривает обеспечение гарантий, которые позволяли бы органам детского самоуправления полноценно реализовывать свои функции. Гарантом выступают педагоги-взрослые. Детям предоставляется право обсуждения любых вопросов организации, определения задач на каждый период работы, право принятия окончательного решения, оценки деятельности коллектива и его членов, коррекции планов деятельности организации, а также оценки деятельности взрослых;
организационно-управленческий: взрослые и дети взаимодействуют в управлении коллективом через работу совместных органов самоуправления, которые вырабатывают общие решения, составляют действенные программы деятельности.
Детский орган самоуправления «Р.В.С.» (Ребята Вперед Смотрящие) Дворца пионеров является координационным центром между детскими объединениями и осуществляет свою деятельность на принципах гуманизма, демократии, приоритета общечеловеческих ценностей и интересов учащихся, равноправия и самоуправления. Детское самоуправление активизирует общественную жизнь Дворца и решает внутренние проблемы детских взаимоотношений.  Прозрачность структуры управления, всеобщая доступность информации о принятых решениях, учет различия интересов, демократические механизмы разрешения конфликтов – все это результаты того уклада, который сложился во Дворце пионеров. Данная деятельность способствует формирования коммуникативной компетентности не только в общении и сотрудничестве, но и в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Грамотно организованное ученическое самоуправление в системе управления образовательного учреждения способствует компетентности в решении конфликтов, в формировании осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Органы ученического самоуправления образовательных учреждений хоть и имеют различную форму, но сходны в одном, все они являются моделью административного устройства современного социального общества.
Еще одной базой для формирования коммуникативных компетенций является деятельность детской общественной организации.
Наш Дворец пионеров и школьников является центром формирования и управления детскими и молодежными организациями и объединениями. Самой многочисленной на сегодняшний день является Детская общественная организация «Пионеры Башкортостана». Главной задачей является создание условий для всестороннего развития личности в становлении его как гражданина. Акцент в деятельности организации делается на развитие организаторских навыков, обучение проектной и аналитической грамотности, реализации идей, замыслов, устремлений и творческих детских инициатив, что позволяет в дальнейшем ребенку легче приобщиться к законам взрослой жизни. Это наилучшее время для формирования его устойчивых взглядов на жизнь, правовое общество, лучшее время для формирования самостоятельного, целостного, полноценного члена общества, гражданина своей страны, формирование социального опыта которое может быть достигнуто только на основе культуры взаимодействия детей и взрослых.
Сегодня для эффективной работы этой общественной структуры необходимо прежде всего серьезное отношение всего педагогического коллектива, более активное подключение родительской общественности, выстраивание уровневой системы самоуправления начиная с класса, объединения заканчивая округом.
Вторая группа компетенций выделенная в образовательном стандарте – лидерские компетенции.
При этом, важно отметить, что формирование лидерских компетенций не является воспитанием лидера. Воспитательную систему, как и образовательную в целом, необходимо индивидуализировать. Нам важно создавать условия для развития каждого ребенка в образовательном учреждении, и лидерство при этом не является высшей ступенью развития. Для современного общества нужны как лидеры, так и организаторы, и исполнители.
При переходе на новый стандарт необходимо уйти от наметившейся тенденции стремления к лидерству.
Нам важно создать условия для развития каждого. Формирование лидерских компетенций, таких как
- умение ставить цель и доносить ее до команды
- мотивирование и стимулирование деятельности других
- умение слышать и принимать позицию других
- способность добиваться результатов
- умение поддержать и направить.
Данная компетенция хорошо формируется во время профильных смен Дворца пионеров. В прошлом году были организованы 2 профильные смены.
«Искусство быть лидером» - обучающая среда для потенциальных участников городского конкурса лидеров детских и молодежных общественных организаций и объединений «Лидер 21 века». Формирование лидерских компетенций проходит через совместную работу в команде, развивается через испытания в игре Форт-Боярд. На ДОКА-классах участники смены встречаются с настоящими лидерами в разных сферах жизни города, победителями конкурса. Общественная акция «Социальный марш» побуждает и организует участников смены на реализацию собственных проектов и подвести итоги на живой выставке «За гранью плаката».
Важно сказать, что инструкторами профильных смен являются ребята-подростки из городского молодежного объединения «Союз инициативной молодежи» и детского объединения «Мир творчества». Лидерские компетенции развиваются за счет того, что педагог снимает с себя коммуникативное лидерство и передает его подросткам, создавая тем самым условия для максимально возможного во временном плане общения в деятельности смены, так как каждый ребенок, взаимодействуя с «собственным учителем», имеет больше возможности высказаться, задать вопросы, выяснить непонятное у своего старшего товарища. Подросток может говорить не стесняясь, не боясь ошибиться, ведь с ним работает такой же, как он сам, школьник, только чуть старше.
Одним из эффективнейших способов включения обучающей составляющей в воспитательную работу является социальное проектирование. Методических материалов по социальному проектированию создано очень много, однако материалов раскрывающих тему образовательных проектов недостаточно.
Профильная смена «Стань чемпионом», посвященная ХХII зимним олимпийским играм «Сочи – 2014», проходившая под одноименным девизом: «Жаркие. Зимние. Твои.» Участники смены включаются в творческий процесс мастер-классов, фан-клубов, учатся работать в команде, проходят испытания в тимбилдинге, встречаются с чемпионами, участвуют во флеш-мобе, проверяют себя на способность к высоким достижениям. Были использованы интересные интерактивные формы и методы отдыха, занятости и оздоровления детей: игры, тренинги, фан-клубы, мастер-классы, игровое проектирование и др, что способствовало духовно-интеллектуальному развитию, развитию творческого мышления, лидерских и организационных навыков.
Младшие школьники в работе педагога дополнительного образования занимают особое место, ведь именно здесь начинают формироваться лидерские и коммуникативные качества ребёнка. Эта работа требует особого внимание, поэтому взаимодействие с социально-психологической службой здесь занимает особую позицию. Уже на этом этапе мы проводим системную работу по поиску в ребёнке сторон его одаренности, используя разнообразные игровые технологии с помощью которых педагог способен увидеть и помочь развиться этим качествам.
Организуя работу профильных смен мы не забываем развивать и третью группу компетенций, выделенных в образовательном стандарте – компетенции здоровьесбережения, здоровьесохранения, таких как
- стремление к активной жизни
- умение планировать свое время
- умение мотивировать себя на позитивную деятельность
Формирование этих компетенций также важная часть работы всего педагогического коллектива – залог сохранения здоровья молодежи.
Для перехода на новые образовательные стандарты педагогу дополнительного образования необходимо пересмотреть программу своей деятельности. Применять разнообразные формы занятий (организация дискуссий, деловых игр, коллегий), создавая условия для формирования той или иной формы компетенций.
453103, г. Стерлитамак, пр.Ленина,47,
тел: 8(3473)43-09-25,
e-mail: pioneer-str@mail.ru