Биологическая олимпиада как форма оценки образовательных достижений учащихся

Биологическая олимпиада как форма оценки образовательных достижений учащихся

Олимпиада - это своеобразная форма оценки знаний и творческой одаренности учеников. Биологическая олимпиада объединяет школьников, проявляющих интерес к предмету. В процессе соревнования они решают разнообразные нестандартные биологические задачи, проводят опыты, эксперименты и анализируют наблюдения.
Творческие способности учащихся формируют особый творческий тип мышления, который развивается при выполнении определенных задач и характеризуется следующими чертами:
Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
Видение неизвестного в знакомой ситуации;
Видение структуры и новой функции объекта;
Альтернативное мышление;
Самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации;
Построение принципиально нового, оригинального способа решения задач.

Отмеченные черты выступают в качестве педагогических ориентиров при составлении вопросов для теоретических и практических туров олимпиад. Содержание олимпиадных заданий должно учитывать разные типы одаренности детей. Чаще всего термин «одаренность» используют в значении высокого уровня развития способностей человека как общих ( умственных), так и специальных, связанных с конкретной предметной областью, например биологией. В связи с этим можно выделить следующие типы заданий, проверяющие соответствующий тип одаренности:
Задания, проверяющие степень информированности школьников по биологии (энциклопедичность);
Задания, направленные на определение уровня интеллектуального развития - степени владения учащимися основными мыслительными операциями ( анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, систематизация, абстрагирование, конкретизация) по биологии и предметам образовательной области «Естественные науки» ( интеллектуальность);
Задания, связанные с применением новых знаний и новых способов деятельности на основе творческого поиска (креативность).

На этапе школьной олимпиады используются задания, проверяющие знания и умения учащихся называть, характеризовать, обосновывать и применять информацию о биологических объектах . Школьные олимпиады не только выявляют тех, кто интересуется биологией, но и пробуждают интерес к подобному интеллектуальному соревнованию.
На муниципальном этапе Всероссийской олимпиады проверяется степень информированности учащихся по биологии, уровень их интеллектуального развития, самостоятельного комбинирования знаний и известных способов деятельности в измененной и принципиально новой ситуациях. Содержание заданий данного уровня предлагается Центральной предметно - методической комиссией в форме теста и ориентировано на Международную биологическую олимпиаду текущего сезона.
Теоретический тур олимпиады направлен на проверку общебиологических знаний как научной картины мира, экологической и генетической грамотности, норм и правил здорового образа жизни, умений характеризовать, распознавать, определять, сравнивать, объяснять и сопоставлять биологические объекты, процессы и явления, делать выводы по следующим разделам : «Биология - наука о живой природе», « Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система», «Многообразие организмов», «Человек и его здоровье», «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира», «Экосистемы и присущие им закономерности».

Раздел «Клетка как биологическая система» проверяет знания о строении и функциях клетки, химической организации клетки, гене и генетическом коде, , метаболизме, контролирует умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки; распознавать и сравнивать клетки разных организмов и процессы, протекающие в них;
Раздел «Организм как биологическая система» состоит из заданий об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях, о многообразии организмов разных царств, размножении и онтогенезе, о закономерностях наследственности и изменчивости, селекции организмов и биотехнологии. Задания олимпиады проверяют умения учащихся сравнивать организмы разных царств, генотипы и фенотипы родителей и потомства, способы размножения, различные виды изменчивости; применять знания генетической терминологии и символики при решении генетических задач, давать цитологическое обоснование законов наследственности;
В разделе «Многообразие организмов» проверяются знания о многообразии, строении жизнедеятельности растительного, животного, грибного, бактериального организмов и вирусов; классификации растений и животных; биологических основах выращивания культурных форм. Одновременно проверяются умения сравнивать и классифицировать организмы разных систематических таксонов, устанавливать причинно – следственные связи в живой природе, характеризовать и определять организмы разных царств.
Раздел «Человек и его здоровье» выявляет уровень усвоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, лежащих в основе формирования гигиенических норм и правил здорового образа жизни, профилактики травм и заболеваний. Задания раздела проверяют умения учащихся обосновывать взаимосвязь органов и систем органов, организма и среды, особенности, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.
Раздел «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» включает задания, направленные на контроль знаний о движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, об усложнении растений и животных в процессе эволюции, движущих силах и этапах антропогенеза, биосоциальной природе человека. Подобранные задания вырабатывают умения характеризовать причины и этапы эволюции, вид, его критерии и структуру, объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания.
Раздел «Экосистемы и присущие им закономерности» составляют задания, направленные на проверку знания об экологических закономерностях, цепях питания, круговороте веществ в биосфере, ведущей роли живого в ее развитии, умений устанавливать факторы, обеспечивающие и нарушающие устойчивость экосистем, меры, направленные на сохранение равновесия в них, сравнивать экосистемы и агроэкосистемы, составлять схемы пищевых цепей в биоценозах, объяснять роль организмов в экосистемах и их место в экологических пирамидах, причины глобальных изменений в биосфере, обосновывать роль регулирования численности популяций, сохранения видов, экосистем, биосферы в целом.

Практический тур для всех участников школьного и муниципального этапа Всероссийской олимпиады по биологии может включать задания по морфофункциональной характеристике биологических объектов и выполнение экспериментального задания. На практическом туре учащиеся должны показать умение работать с микроскопом, делать морфологическое и морфофункциональное описания биологических объектов, приготавливать микропрепараты, проводить простейшие экспериментальные исследования, при этом учитываются техника выполнения проведения эксперимента, оформление записей и рисунков, обоснование полученного результата.
В окружном и заключительном этапе Всероссийской олимпиады по биологии участвуют школьники, знания которых по биологии выходят за рамки, установленные программно - методическими материалами. Однако школьная и муниципальная олимпиады помогают учащимся систематизировать знания, развивать творческое мышление, а также готовят к соревнованиям повышенной сложности.
Олимпиада по биологии позволяет оценивать качество образовательной подготовки учащихся по предмету и выявлять тип одаренности ее участников при условии достаточно обоснованного подхода к составлению систем олимпиадных заданий.

Вся работа по подготовке учащихся к олимпиадам делится на три этапа:

Первый этап - заинтересовать учащихся изучением биологии (5 - 6 классы)
Второй этап - систематизировать знания в области многообразия живого мира (7 - 8 классы)
Третий этап - совершенствовать знания по всем разделам биологических наук (9 – 11 классы)

В соответствии с этапами работы подобраны задания данного сборника.


























Заголовок 515