Исследование. «Повышение мотивации младшего школьника посредством парной и групповой работы»


Исследование. «Повышение мотивации младшего школьника посредством парной и групповой работы»
Президент РК Нурсултан Назарбаев в своем выступлении «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных стран мира» определил одним из наиболее главных направлений дальнейшую модернизацию социальной сферы, развитие системы современного образования и подготовку высококвалифицированных кадров.
Задача вхождения Республики Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира может быть решена в том случае, если у страны будут высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в рыночной экономике, если будет создана эффективная система образования, удовлетворяющая потребностям мировой рыночной экономики.
К сожалению, мы часто можем наблюдать, как человек, имеющий огромный багаж знаний, не может реализоваться как успешный профессионал, ни в одной из выбранных им сфер деятельности, а следовательно, не является конкурентоспособным в сравнении со своими сверстниками, которые, возможно, не обладают тем же объемом знаний, но имеют все вышеперечисленные навыки, которые мы с полным правом можем назвать жизненно необходимыми. А овладеть всеми этими навыками может только высоко мотивированный человек. Традиционная школа, ориентированная на унифицированный процесс обучения, доминирующее положение учителя в классе, передачу знаний от учителя к ученику, не может обеспечивать подготовку подрастающего поколения к жизни в информационном обществе. Наиболее эффективные стратегии развития школьного образования связаны с формированием системы обучения, ориентированной на ученика.
Ознакомившись с программой второго уровня на трехмесячных курсах по Кембриджской системе образования, я заинтересовалась модулем «Новые подходы в преподавании и обучении», а именно, как использование новых подходов на уроке в начальной школе сможет повлиять на повышение мотивации учащихся. У меня возник вопрос: «Как создать те условия, при которых учащимся было бы интересно учиться, и они с радостью посещали бы занятия?».
Целью моего исследования в работе является мотивация посредством парной и групповой работы на уроке познания мира. Для осуществления данного исследования было запланировано использовать идеи модуля программы «Новые подходы в преподавании и обучении», а из этого следует, что на уроках будет преобладать групповая форма обучения. Исходя из цели своего исследования, я должна ответить на вопрос: повысится ли мотивация учащихся на уроке познания мира в начальной школе после применения групповых форм работы? Изучая содержание данного модуля, отметила для себя важность создания коллаборативной среды в обучении. «Это подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися и обучающим, и характеризуется признанием способностей и личного вклада каждого участника процесса обучения. Участники процесса получают знания, посредствам активного совместного поиска, обсуждения, анализа или синтеза информации. В условиях коллаборативного обучения, полномочия и ответственность распределены между членами группы для эффективной работы. Отсюда я сделала предположение, что применяя на уроке групповую форму сотрудничества, смогу изменить отношение детей к обучению, а также данная форма взаимодействия будет способствовать повышению познавательной активности учащихся и повышение мотивации на уроке познания мира.
В начальной школе формируется не только умение читать и писать, но и умение общаться в коллективе.
Мой класс состоит из детей с разными склонностями и интересами, но их объединяет совместное обучение. Поэтому считаю, что научить детей взаимодействовать в процессе обучения, научиться общаться со сверстниками, находить пути решения из трудных ситуаций, что способствует повышению мотивации, является еще одной задачей, которая лежит передо мной. В ходе работы, я предположила, что групповая работа поможет учащимся и на других уроках приобретать знания и умения необходимые для дальнейшего обучения, а также поможет развитию коммуникативных навыков общения.
Исходя из того, что задачей школы в которой я работаю, является использование в педагогической практике активных методов обучения, которые способствуют развитию личности с высоким уровнем интеллекта, свободной, физически здоровой, конкурентно способной, позитивно ориентированной в социокультурном пространстве, способной к самообразованию, самореализации и непрерывному развитию, пришла к выводу, что если апробировать в своем классе новые подходы, то я буду только способствовать осуществлению главной задачи школы: развитию личности с высоким уровнем интеллекта, способной к самореализации.
Как показывают психологические исследования, что в четвертом классе происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями..(Возрастные особенности детей. Ресурс психолога школы.2014г.) Следовательно, мои ученики и находятся сейчас в том возрасте, когда применение новых форм поможет им в повышении мотивации к обучению и развитии познавательной активности.
Задуматься над вопросами повышения мотивации к обучению, меня заставило также и наблюдение за поведением моих учеников, которые учатся, относительно хорошо, но не проявляют активности в получении знании, часто пропускают занятия без уважительной причины. С заданиями, которые требуют умения логически мыслить, рассуждать справляются сильные ученики, а вот ученики среднего и ниже среднего уровня успеваемости проявляют меньшую активность либо стараются «отсидеться» на уроке. Помогут ли мне групповые формы обучения для повышения мотивации и познавательной активности на уроке познания, изменится ли отношение детей к предмету?
Одной из форм организации в новых подходах является групповая работа. Исследователи утверждают, что «независимо от предмета, ученики, работающие в небольших группах, как правило, больше узнают о том, что преподается и сохраняют дольше полученные в результате знания. Следовательно, для эффективной работы следует организовывать малые группы и формировать их так, чтобы взаимодействие между ее участниками способствовало расширению знаний. Изучив все предпосылки для проведения исследования пришла к выводу, что используяидеи модуля «Новые подходы» на уроках познанияя смогу изменить отношение детей к предмету и это приведет к повышению мотивации к обучению детей на уроке. Чтобы просмотреть какие из приемов, используемых на уроке наиболее интересны, я пыталась собрать информацию, которая касалась бы повышения познавательной деятельности учащихся и какие вызывают трудности при работе в группе.
После серии уроков ребятам был предложен урок обобщения, который прошёл в форме путешествия. При выполнении самостоятельной работы учащиеся имели возможность выбрать карточку по уровню сложности, а затем работать самостоятельно, подходить к «наблюдателю», который оценивал уровень выполнения задания. Затем свои результаты учащиеся сами помещали на «Экран успеха» и это стимулировало их выполнять задания быстро, и чтобы балл был высоким. Учащиеся, у которых возникали затруднения при выполнении задания, была возможность получить консультацию у «наблюдателя», что позволило мне как учителю наблюдать за действиями всех учащихся на уроке. Работая по карточкам разного уровня, учащиеся показали степень овладения материалом по серии уроков. Из 21учащихся справились с заданием 17. Один учащийся остался без оценивания последних 4 заданий, так как не успел получить отметку «наблюдателя». «Наблюдатель» одной из групп не успевал проверять «Правила пешехода». Следует в дальнейшем назначать помощников «наблюдателей» или уменьшить количество учащихся в группе.

Составление постера Лепим из пластилина
«Общественный транспорт» полезные продукты

На этапе рефлексии после каждого урока осуществлялась обратная связь, которая позволила отследить, насколько эффективно применялись новые формы работы. Каждый отзыв давал мне возможность проследить, что получилось на уроке хорошо, а на что следует обратить внимание при дальнейшем планировании уроков. Как показала рефлексия, учащимся понравилось работать в группе, они считают, что работать стало интересней, появилась возможность «получить помощь друга», повысилась степень ответственности за работы группы, познавательная активность учащихся повысилась, так как учащиеся стремятся к тому, чтобы выполнить задания правильно и заинтересованы в результате своей деятельности.

Итог нашей работы Урок познания мира
Новым для учащихся стало оценивание обучения, и поэтому надо было, на каждом уроке обсуждать критерии оценивания. Так на каждом уроке учащимся предоставлялась возможность внести свои изменения в критерии оценивания. Применялись различные виды формативного оценивания: стикеры трех цветов, смайлики, похвала. При работе с «оценочными листами» дети учились оценивать качество своей работы, а при взаимооценивании- работу участника группы. Как отмечали сами дети, было сложно оценить чужую работу и на первых уроках случались споры между участниками группы из-за полученных баллов. Поэтому я на последующих уроках применяла «листы успехов» и критерии оценивания были видны учащимся. На уроке обобщения, для проведения оценивания, был выпущен «Экран успеха» и каждый ребенок прикреплял полученный балл (разноцветные смайлики – разные баллы) после выполнения очередного задания на экране, что позволило проследить успешность каждого ученика. По причине возрастных особенностей не всегда поставленные баллы были объективны, мне приходилось напоминать учащимся о критериях выставления отметок. Суммативное оценивание проходило по окончании урока во время анализа, комментировались баллы за участие каждого в работе группы. Данная практика показала, что комментарии в адрес своих товарищей дети учились давать корректные, поэтому и реагировать на них участники групп стали спокойно. Используя модуль «Оценивание для обучения и оценивания обучения» я пришла к выводу, самооценивание и взаимооценивание заставляет учащихся и самим быть более активным и внимательным к товарищам.
Чтобы познакомить родителей с новой формой обучения, было проведено родительское собрание с применением групповой формы работы. На собрании родители, оформляя постер, ответили на главный вопрос, который они часто задают себе: «А каким будет мой ребенок через 10 лет и что для этого должны сделать семья и школа?».
«Какие формы поощрения и наказания можно использовать в воспитании?» Данный вид проведения собрания заинтересовал родителей, и они высказали мнение, что работа в группе позволила им пообщаться, лучше узнать мнения друг друга и прийти к общему мнению.

Проведение любого исследовани предусматривает участие в нем психологической службы. Исследование по определению степени готовности класса к проведению уроков с использованием групповых форм работы, и определение степени тревожности детей и их эмоционального состояния проведено и после завершения исследования. Перед началом проведения уроков, чтобы проверить третий пункт диагностики – подготовку к групповым формам урока учащимся были предложены вопросы. Анализ которых показал, что 40% опрошенных учащихся готовы к групповой форме работы, а 60% не совсем уверенны в своем умении работать в группе на уроке познания мира. После серии проведенных уроков было проведено повторное анкетирование, где можно было наблюдать, что мнение ребят о групповой работе изменились, 80% учащихся уверены, что работа в группе помогла им в овладении новых знаний и теперь лишь 20%, а это 5 учащихся еще сомневаются в своих умениях работать в группе.
Считаю, что это весьма существенное изменение и позволяет мне сделать вывод о том, что через групповую форму работы улучшилось эмоциональное состояние учеников, они перестали бояться брать на себя ответственность за группу. Они высказали мнение о продолжении уроков познания мира, да и других уроков в форме групповой работы. Отсюда следует, что подобную форму работы целесообразно продолжить и в дальнейшей своей практике, так как дети при этом чувствуют себя уверенно, комфортно, с удовольствием бегут на урок.
Проанализировав результаты своей работы, я пришла к следующим выводам:
1. Уроки в рамках исследования дали возможность убедиться в том, что применение групповых форм работы привело к повышению мотивации обучения и познавательной активности у учащихся.
2. Применяя на уроке познания мира новые подходы, изменилось отношение учащихся к предмету.
3. Работая по новым подходам, повышается профессиональное мастерство учителя.
В своей дальнейшей практике планирую внести следующие изменения:
Совершенствовать навыки составления среднесрочного планирования и краткосрочного планирования по всем предметам начальной школы для внедрения идей семи модулей программы.
Совершенствовать форму групповой работы для лучшего социального взаимодействия учащихся и повышения познавательной активности.
Продолжить исследование по данной проблеме в данном классе.
Для более качественного отслеживания знаний и успехов учащихся буду осуществлять оценивание для обучения и оценивание обучения.
Активнее применять ИКТ в проведении уроков для использования в качестве дополнительного материала, разнообразия форм работы, контроля за знаниями, проведение релаксации.
Я думаю, что полученные знания на курсах и самообразование (дальнейшее изучение ресурсов данной Программы) помогут мне совершенствовать мою практику. Применение идей. Программы повысил познавательный интерес не только учащихся, но и помог мне взглянуть по-новому на современный урок.