Доклад Влияние групповой и парной работы на развитие мотиваций


Акмолинская область
ГУ«Отдел образования» Жаркаинского района
средняя школа им.Н.ОстровскогоЗадания для парной и групповой работы


Учитель: Тумабаева А.С
г. Державинск
Задания для парной и групповой работы
Составитель- Тумабаева Айгуль Сапаровна
г.Державинск
СШ имени Н.Островского
2016 -2017 учебный год
Рассмотрено и утверждено
на заседании методического совета
средней школы Н. Островского
протокол №5 от 4 ноября 2016 года
Отзыв
В последнее десятилетие много изменилось в образовании. Мне кажется,что сегодня нет такого учителя,который не задумывался бы над вопросами : « Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его работали добровольно творчески, познавли предмет на максимальном для каждого уровня успешности?
В данное пособие включены задания для парной и групповой работы для учащихся начальных классов.
Парная работа на уроках в начальной школе
Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить.
Работа в парах на уроках привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт ее организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы учащимися, их неумение действовать совместно), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы.
Так, когда же лучше начинать обучение в парах?
Чем привлекательна эта работа?
И что дает она каждому ребенку?
Организация парной работы, конечно же, имеет свои особенности. С первых дней организации такой работы необходимо вводить правила совместной работы
Работать дружно
Быть внимательными друг к другу, вежливыми
Вовремя оказывать помощь
Вводить правило этики совместной работы
(как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять.)
-Вводить особенный знак, который показывает, что пара с заданием справилась, называется « домик»
Так постепенно у детей появляется навык работы в паре. Дети учатся внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовятся к ответу (для ребенка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать.
Ребенок чувствует себя комфортно, он может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться, свободно сидеть.
Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. А в более узком кругу сверстников - стеснительные дети начинают говорить. При такой работе зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.
Работа в парах вводится в 1 классе с первых дней обучения. Все знают. Как нелегко бывает современным первоклассникам адаптироваться к школе.
Большое значение в этот период имеют формы организации взаимодействия первоклассников друг с другом. В частности, работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которой является формирование межличностных отношений.
Парную работу можно рассматривать как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений.
В первом классе могут быть предложены следующие задания:
Раскрасить предметы так, чтобы они были одинаковые
(мяч, варежки, сюжетные картинки)
1.Заштриховать предметы одинаково (тут должен совпадать, и цвет , и направление штриховки)
2.Устный счет в парах (тут возможно два варианта работы: либо учитель сам заранее готовит карточки и карточки с ответами, по которым дети будут проверять друг друга;
либо детям заранее предлагается дома самим подготовить эти карточки для следующего урока),
4.Также детям можно предложить раскрасить картинку при этом выполнять устные вычисления. Какая пара быстрее?
Постепенно переходим к обсуждению в парах.
Что значит обсуждать в парах? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их. Задайте друг другу по два вопроса по прочитанному или услышанному тексту и ответьте на них, используя слова, записанные на доске- ПОЧЕМУ? ДЛЯ ЧЕГО? ЧТО? Те вопросы на которые дети не могут ответить в парах, разбираются фронтально.
Так постепенно у детей появляется умение работать в парах. Работа ведется систематически и целенаправленно в течение четырех лет обучения.
Какие еще могут предлагаться задания?
1. Взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
2. Можно это же задание несколько изменить: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).
3. С домашним заданием тоже можно поработать. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу предложения. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.
4. Работа с карточками. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правило, приводит свои примеры.
5.В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как «словарный диктант для соседа». Заранее говорю, сколько должно быть слов или словосочетаний. Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают «Выполнял…».
6. По аналогии составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественного текста, учебников или справочника 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет знаки препинания, разбирает предложение по членам, чертит схемы предложений.
Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.
7. После изучения какой-либо большой темы или раздела, каждый ученик составляет «карточку – зачет для соседа»; обычно в нее включается один теоретический вопрос (устно) и два практических (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку на карточке, остальные выполняются письменно.
8.Часто на дом даю задания творческого характера: написать сочинение, сочинение – миниатюру, лингвистическую сказку. Чтобы с творческой работой познакомились и другие учащиеся, практикую «грамматическое задание для соседа». Например, дома ребята составляют рассказ с использованием существительных общего рода, а в классе, обменявшись тетрадями, читают рассказ своего соседа по парте и находят эти существительные.
Работа в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические взаимодиктанты, карточки – зачет.
Также парную работу можно использовать при изучении нового материала. Например изучение нового материала в парах на уроке русского языка по теме:
«Окончания имен прилагательных мужского рода единственного числа»
Тема
Карточка № 1
тополь(какой?)                молодойтополь (какой?)               красивыйтополь (какой?)               высокий
      Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в учебнике.
Вставь пропущенные окончания, поставь ударение, выдели окончания:
маленьк…   дом               интересн…  разговорвесел…     класс            красив…    земля
 
Тема
Карточка № 2
ветер (какой?)                          холодныйветер (какой?)                           весеннийветер (какой?)                           степной
 Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в учебнике.
Вставь пропущенные окончания, поставь ударение, выдели окончания:
чудесн…   парк                                 красив…   елкамужск…  галстук                           необычн…      значок 
Карточки аналогичны, а в нижней части есть лишняя пара слов-сочетаний не по теме. Это делается сознательно, чтобы активизировать внимание детей, научить выполнять задание осмысленно.
Дети работают по знакомому алгоритму:
прочитай и разберись в том, что дано в верхней части карточки;
ответь на вопросы и выполни задание;
прочитай нижнюю часть карточки;
выполни задание в тетради;
проверь себя;
обменяйтесь карточками, проверьте друг у друга.
Если есть ошибка в тетради товарища, ее зачеркивают карандашом и объясняют, как выполнить правильно. Затем подводится итог работы. Возможны разные варианты подведения итога: можно вызвать пару к доске и выслушать их.
Таким образом, усвоение учебного материала происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.
 
Как организовать работу детей в парах сменного состава
Организовать работу в парах сменного состава поможет карточка-''посредница'', которая состоит из теоретической и практической частей. Например:
Карточка №1.
Лицевая сторона:
Изменение имен существительных по падежам называется…
Чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное, нужно… Например:…
Имена существительные типа метро, кафе называются …, потому что…
В именах существительных ночь, дрожь мягкий знак пишется, потому что…
А у существительного луч – не пишется, так как…
На обороте:
1.      Укажи род и склонение имен существительных: дело, верность, слава, полотенца, ночь, стол.
2.      Просклоняй в единственном числе и во множественном числе: лист, листья.
3.      Запиши слова в два столбика, вставь, где нужно, мягкий знак: сторож…, туш…, борщ…, печ…, молодеж… . 
Карточка №2.
Лицевая сторона:
Постоянные признаки имени существительного…., непостоянные признаки…
Начальная форма имени существительного – это… Изменение имени существительного по падежам называется…
В русском языке … склонения. Примеры:…
Падеж имени существительного можно определить по …
На обороте:
1.      Скоро весенние ручьи3  наполнят голубой лес звонким журчанием3 .
2.      Вставь пропущенные буквы, определи склонение, падеж имен существительных:
   Письмо по памят…                                                    сказка для девочк…
   Подарок для подруг…                                              главы из повест… о дружб…
   Пришла к подруг…                                                   поступил по совест…
 
Алгоритм работы с карточкой может быть отпечатан для каждого ученика, а может быть общим для всех детей.
Один из вариантов алгоритма работы:
1.      Получил карточку – поставь крестик в листе учета (см. таблицу ниже).
2.      Объясни партнеру задание первой части своей карточки, ответь на его вопросы, задай контрольные вопросы.
3.      Выслушай объяснения товарища по первой части задания, задай ему вопросы, ответь на контрольные вопросы.
4.      Поменяйтесь карточками и выполните каждый второе задание новой карточки.
5.      Проверьте друг у друга правильность выполнения вторых заданий, найдите и исправьте ошибки. Поблагодарите друг друга.
6.      В листе учета обведи кружочком крестик той карточки, по которой ты работал и которую передал товарищу. Отметь крестиком ту карточку, которую получил.
7.      Найди нового партнера, сядь на то место, которое освободилось, и начинай работать с пункта 2.
Задание по литературе
1. И.А.Крылов «Мартышка и очки».
Задание для парной работы. Обсудите, похожи ли между собой слова «невежда» и «невежа»? Объясните смысл каждого из них.
32.И.А.Крылов « Зеркало и обезьяна».
Задание для работы в группе. Попробуйте объяснить, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?
33. И.А.Крылов «Ворона и Лисица».
Задание для парной работы. Как баснописец относится к героиням Вороне и Лисице: с завистью, с нежностью, с состраданием, с юмором или с восхищением? Кому симпатизируете вы?
34. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».
Задание для групповой работы. Прочитать по ролям разговор уток и Лягушки. Как сказочные герои проявили себя в этом разговоре? Покажите это голосом при чтении.
.
Предлагаемый синквейн по характеристике старика и золотой рыбки:
Старик
Добрый, робкий
Рыбачит, ходит, зовёт
Не перечит сварливой бабе
Дурачина!
Рыбка
Золотая, благодарная
Просит, выполняет, наказывает
Ничего не сказала рыбка
Владычица!
Работа с пословицами
Не имей----рублей,а имей-----друзей.
За---- зайцами погонишься, ни -----не поймаеш
-----раз отмерь,------раз отрежь.
Человек без-----,что соловей без----.
Восстановить пословицу, нарисовать рисунок к
одной из пословиц.
Задания по математике
Математический диктант:
Вариант I. Запиши число 100Вариант II. Запиши число, предыдущее этому числу.
Вариант I. Запиши число на 1 меньше, чем 60.Вариант II. Запиши, сколько в полученном числе десятков.
Вариант I. Запиши число на 1 больше, чем 78.Вариант II. Запиши, сколько в полученном числе единиц первого разряда.
Вариант I. Запиши число, состоящее из 3 дес. и 6 ед.Вариант II. Запиши число, следующее за этим числом.
Вариант I. Запиши наибольшее двузначное число.Вариант II. Представь полученное число в виде суммы разрядных слагаемых. Подбирать желательно такие задания, чтобы элементы групповой формы работы носили занимательный характер. Например: "Дети, с Буратино случилась беда. Он держал в одной руке примеры с одинаковым ответом, а в другой - с разными. Он так спешил к нам на урок, что упал и все примеры рассыпал. Помогите Буратино". На доске записаны примеры:
   
73-70 43+50
38+20 90-30
60-2 49-30
56+2 18+40
Предлагаем детям работать в паре. Один будет решать примеры на сложение, а другой - на вычитание, а потом один будет выписывать примеры с одинаковым ответом, а другой - с разными.
Работа в группах.
1 Подберите прилагательные – синонимы.
Умная ( сова) – мудрая
Чистая ( рубашка) – свежая
Мокрая ( тряпка) – влажная
Твёрдая ( булка) – чёрствая
Грустная ( весть) – печальная
2 Подберите прилагательные – антонимы.
Умная ( сова) – глупая
Чистая ( рубашка) – грязная
Мокрая ( тряпка) – сухая
Твёрдая ( булка) – мягкая
Грустная ( весть) – радостная
 
3 Определите по признаку, о каком предмете говорится.
Круглый, алый, сахарный ( арбуз)
Сочное, наливное, спелое ( яблоко)
Кислый, жёлтый, ароматный ( лимон)
Зелёный, хрустящий, малосольный ( огурец)
Душистая, сладкая, красная ( земляника)
4 Назовите признаки предмета.
Ветер ( какой?)   холодный, северный, тёплый
Гроза ( какая?) летняя, сильная,
Зима ( какая?) морозная, снежная, холодная
Небо ( какое?) синее, хмурое,
 
4Нахождение имён прилагательных в тексте.
Загорались ярким пламенем
Сосны старые, могучие,
Наряжали ветки хвойные
В покрывала златотканые.
А кругом роса жемчужная
Отливала блёстки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
                                               ( С. Есенин)
1 Подберите прилагательные – синонимы.
Умная ( сова) –
Чистая ( рубашка) –
Мокрая ( тряпка) –
Грустная ( весть) –
 
2 Подберите прилагательные – антонимы.
Умная ( сова) –
Чистая ( рубашка) –
Мокрая ( тряпка) -
Грустная ( весть) –
 
3 Определите по признаку, о каком предмете говорится.
Круглый, алый, сахарный…
Сочное, наливное, спелое …
Кислый, жёлтый, ароматный …
Зелёный, хрустящий, малосольный …
Душистая, сладкая, красная …
 
4 Назовите признаки предмета.
Ветер ( какой?)…
Гроза ( какая?) …
Зима ( какая?)…
Небо ( какое?)…
                               
4 Назовите признаки предмета.
Ветер ( какой?)…
Гроза ( какая?) …
Зима ( какая?)…
Небо ( какое?)…
3 Определите по признаку, о каком предмете говорится.
Круглый, алый, сахарный…
Сочное, наливное, спелое …
Кислый, жёлтый, ароматный …
Зелёный, хрустящий, малосольный …
Душистая, сладкая, красная …
Анализируя работу в парах и группах можно сделать следующие выводы: коллективные виды работ делают урок более интересным, мотивируют учеников к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, воспитывают творческую инициативу, способствуют формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать с окружающими.Литература