Положение О системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального и основного общего образования


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА НОВАЯ КУКА
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
протокол №___
_________________ УТВЕРЖДЕНО
Приказ № ___
От «___»______20__г.
директор МОУ сош с.Новая Кука
_________________ Мошкутова Л.П.
Положение
о системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального и основного общего образования
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241 (Регистрационный № 19707 от 04.02.2011г.) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 734 от 17.07.2015 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом от 30.08.2013 №1015», Технологии оценивания образовательных достижений обучающихся Д.Д.Данилова и др. (одобрена РАО), основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО) и основной образовательной программы основного общего образования (далее – ООП ООО) образовательного учреждения.
1.2. Настоящее положение регулирует деятельность учителя по оцениванию достижения планируемых результатов освоения ООП НОО и ООП ООО.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов (далее – система оценки) освоения ООП НОО и ООП ООО представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта (далее ФГОС).
1.4. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.
1.5. В соответствии с ФГОС основным объектом системы оценки результатов образования, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной ООП НОО и ООП ООО.
1.6. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС является оценка образовательных достижений (результатов) обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации). Полученные данные используются для оценки состояния и тенденции развития системы образования разного уровня.
1.7. Основные задачи новой технологии оценивания образовательных достижений:
– определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;
– развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
– мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
1.8 Итоговая оценка результатов освоения ООП НОО и ООП ООО определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
1.9. В соответствии с требованиями ФГОС представление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо представление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатов (ценностные ориентации обучающегося, индивидуальные личные характеристики, и другие личностные результаты).
1.10. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО и ООП ООО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющей вести оценку достижения обучающихся всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
1.11 Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию оценки достижения планируемых результатов, а так же к представлению и интерпретации результатов измерения. Одним из уровней уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений (портфолио).
1.12. Главным средством накопления информации об образовательных результатах обучающихся является официальный классный журнал и портфель достижений (портфолио).
1.13. Условия и границы применения системы оценки:
- постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному. Все положения системы оценивания имеют «минимум первого этапа», «минимум второго этапа» (обязательная часть) и «максимум» (часть, внедряемая по желанию и возможностям учителя),
- понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она может развиваться, по ходу её внедрения, могут ставиться новые вопросы, проблемы, и, которые потребуют поиска ответов и решений, для внесения корректировки.
- необходимо научить обучающихся способам самооценивания и фиксации своих результатов,
- ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками и т. п.
- обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика сравнивается только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого есть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Ученик на контрольных работах выбирает только необходимый ему уровень заданий. Личностные результаты фиксируются неперсонифицированно, только по классу в целом.
2. Система оценки образовательных результатов
2.1. Система оценивания достижения планируемых результатов разработана на основе «Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов)».
2.2. Технология оценивания (далее ТО) – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действия для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать» (в приложении указан «Алгоритм действий» или «Порядок введения правил»).
2.3. Правила технологии оценивания образовательных достижений1 и этапы введения правил. Время перехода от одного этапа к другому определяет сам учитель.
Этап I. 1-й класс или начальный уровень использования системы оценки
(минимум первого этапа)
Вводятся только те правила, которые являются минимальным составляющим основы технологии, а именно:
1-е правило (различение оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать оценку любых действий и отметку за решение учебной задачи. Оценивается любое, особенно успешное, действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. по использованию знаний. В 1-м классе вместо отметок используется только положительная и не разделяемая по уровням, фиксация образовательных достижений.
Оценка Отметка
Это словесная характеристика результатов действия («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»). Можно оценивать любое действие ученика (а особенно успешное): удачную мысль, высказанную в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д.
Это фиксация результата оценивания в виде знака принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые цветовые и другие обозначения). Ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.
2-е правило (самооценка). Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка). Дети учатся оценивать свои действия по алгоритму, сначала без разделения на уровни успешности. Оценку определяют учитель и ученик сообща. За письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. Для реализации этого правила ученик должен освоить порядок действий по самооценке2.
3-е правило (одна задача - одна отметка)3. За каждую учебную задачу или группу заданий, задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка. Если ребенок активно работал в течении всего урока фронтально, но не выполняя определенного задания, а только дополняя ответы других, такой ученик заслуживает самой высокой словесной оценки, но не отметки, так как в соответствии с правилом не продемонстрировал полностью решения ни одной задачи.
4-е правило («Таблицы образовательных результатов» и «Портфель достижений»). Оценки и отметки накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».
«Таблица предметных результатов»
Отметки выставляются в таблицу предметных результатов (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным и приобреталось в ходе решения конкретной задачи. На данном этапе учитель начинает работать с таблицей образовательных результатов пока без учеников. Таблицы предметных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Таблицы образовательных результатов не являются официальным документом, они необходимы для фиксации (текущих отметок) и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может быть отображена в официальном классном журнале.
В официальный журнал выставляются только отметки за проверочные (контрольные) работы за четверть (полугодие, год). Можно выставить все отметки за письменную работу: одну на текущее число, а другие на ближайшие пройденные уроки по этой же теме.
«Портфель достижений ученика»
«Портфель достижений ученика» (далее – Портфолио) – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития. «Портфель достижений» включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в ООП НОО и ООП ООО, дополняющую ФГОС. Таким образом, всем педагогам необходимо научить своих учеников вести портфель своих достижений.
«Портфель достижений» позволяет решить целый ряд задач:
-сохранять результаты ВСЕХ достижений ученика − учебных и внеучебных − за все четыре года начальной школы.
-сохранить информацию о процессе решения задач учеником, о динамике его достижений и ошибок, которые не в состоянии отобразить таблицы предметных результатов и тем более официальный журнал, где отметки сохраняют информацию только о конечном результате решения;
-развивать у ученика умение учиться: самостоятельно обдумывать мотивы своих действий, ставить цель, планировать и организовывать её достижение, самостоятельно оценивать результат;
-подтверждать эффективность труда учителя при его аттестации, когда материалы «Портфеля достижений» могут пройти внешнюю оценку, фиксирующую прогресс ученика через сравнение исходных и конечных результатов.
Пополнять «Портфель достижений»10 и оценивать его материалы должен, прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном - обучает ученика порядку пополнения «Портфолио» основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно» (подробнее см. правила 6, 7).
Этапа II. 2-й класс и в любом следующем классе (минимум второго этапа)
Вводится в полном объеме 4-е правило (таблицы образовательных результатов)4. Не только учитель, но и дети учатся определять, какое умение потребовалось в ходе решения задачи. В таблицу требований можно уже выставлять не только отметки за задания проверочных работ, но и за задачи, решенные в ходе текущего контроля (на других уроках).
Необходимы три группы таблиц:
- Таблицы предметных результатов. После проведения проверочной или контрольной работы учитель выставляет отметки по 5-балльной шкале (сопоставляя с уровнем успешности и объемом выполненных работ) за каждое из заданий в таблицу предметных результатов (в свой рабочий журнал). Эти данные используются для отслеживания того, как каждый ученик справляется с программными требованиями (насколько он успешен).
- Таблицы метапредметных результатов8 (УУД). Учителя предметники на педагогическом консилиуме заполняют «Карту наблюдений» по методике Э.М. Александровской и Ст. Громбах (модифицированная Еськиной Е.С, Больбот Т.Л.).
- Таблицы личностных неперсонифицированных результатов9 по классу. Заполняет педагог-психолог или классный руководитель на основании диагностического обследования детей (с письменного согласия родителей). Используя определенный инструментарий, например «Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн», «Школьная мотивация» (Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой, «Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в среднее звено» (по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации») и другие.
Результаты заносятся в таблицы в определенные периоды:
- обязательно (минимум) за метапредметные 2 раза в год и личностные 1 раз в год, за предметные проверочные работы контрольные работы (согласно графику) каждую четверть.
- по желанию обучающихся и возможности учителя (максимум) за любые текущие задания (письменные или устные) на уроке.
Этап III. 3-й класс и в другом классе (минимакс)
Вводится 5-е правило (право отказа и право пересдачи) 5. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз). Обучающиеся привыкает к ответственности за свой выбор – получать текущую отметку или нет, пересдавать задание контрольной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень притязаний, к которому они могут и хотят стремиться на данный момент.
При реализации данного правила контролируется действия двух видов:
- действия при текущем контроле – то, что осуществляется на каждом уроке (опрос, проверка домашнего задания, участие обучающихся в открытии новых знаний и т.д.)
- действия при тематическом и итоговом контроле. Тематический контроль – это письменные проверочные работы по итогам небольшой темы. Итоговый контроль – это письменные контрольные работы по итогам группы тем (разделов).
6-е правило (критерии отметки и уровни успешности)6. Отметка ученика определяется по универсальной шкале уровней успешности.
7-е правило (определение итоговой оценки и отметки)7. Ученики еще не участвуют в применении этого правила, но оно может быть им разъяснено.
Итоговые оценки и отметки (за четверть, полугодие) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный блок тем (модуль), который изучали в этот отрезок учебного времени. Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня возможностей. Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений (обученности). Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи. При выставлении итоговой отметки в первую очередь ориентируются на результаты проверочных (контрольных) работ.
Итоговая отметка за год выставляется по результатам промежуточной аттестации (экзаменах) или итоговым комплексным работам обучающихся.
Этап IV. 4-й класс и в другом классе (максимум)
Мы даем возможность детям самостоятельно выводить свою итоговую оценку, высчитывать свою итоговую отметку. Все это, позволит не только развить у учеников умение самооценки, но и заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявление себя», «отношения с учителями», «боязнь неуспеха». Заметно возрастет сознательное отношение учеников к учебной деятельности, понимание целей обучения.
Приложение
№1. Краткий перечень правил технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
1-е правило. Оценивается любое действие, а фиксируется отметкой только решение продуктивной задачи
Минимально необходимый набор
Что контролировать и оценивать?

Кто оценивает? Когда оценивать? Где фиксировать результаты?

4- правило. Отметки выставляются в таблицу образовательных результатов в графу того умения, которое было основным и приобреталось в ходе решения конкретной задачи.
3- правило. За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением ставится своя отдельная отметка.
2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка)

5-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию обучающихся. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы отметки ставятся всем обучающимся. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз).

7-е правило. Итоговые оценки и отметки, рекомендуется выставлять не просто за отрезок учебного года, а за учебный блок тем, который изучали в этот отрезок времени. Итоговая отметка высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок (по желанию ученика) и отметок за проверочные (контрольные) работы (обязательные.


Как, по какой шкале оценивать?

6- правило. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень («хорошо, но не отлично), программный уровень («отлично»), максимальный уровень («превосходно»).

Как перевести качественную оценку в количественную отметку?


Пятибалльная шкала, соотнесенная с тремя уровнями успешности
Баллы успешности

№2.Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)
1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью (кто помогал, в чем)?
5-й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?
6-й шаг. Каков был уровень задачи, задания?
– Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только давно полученные знания? (Необходимый уровень.)
– В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас получаемые знания)? (Программный уровень.)
– Такие задачи мы никогда не учились решать или же использовались правила и факты, которые мы на уроках не изучали? (Максимальный уровень.)
7-й шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8-й шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты себе поставишь.
Алгоритмы введения правила «Самооценка»
1. Совместная выработка порядка оценивания
1-й шаг. Учитель предлагает ученикам научиться самим оценивать свою работу. Для этого задает следующие вопросы: «С чего начнем оценивать свою работу?..», «Что делаем после этого?» и т.д.
2-й шаг. По итогам в виде опорных сигналов (рисунков, ключевых слов) оформляется указанный выше алгоритм самооценки из четырех пунктов.
Если оценивание проводится сразу, после того как ученик предъявил свое решение (например, устный ответ на уроке), то учитель и ученик определяют оценку (если требуется – отметку) в диалоге (кратком или развернутом) Если оценивание проводится после сдачи письменного задания учителю (например, проверочная работа), то ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную ему отметку, в диалоге с учителем давая оценку своей работе.
2. Действия при подготовке к урокам, на которых будет развиваться умение самооценки
1-й шаг. Сначала, планируя уроки, учитель отбирает для них только минимум содержания учебного материала, так как время уйдет на развитие у учеников умения самооценки (в дальнейшем более сознательное отношение детей к учебе компенсирует не слишком подробное изучение нескольких тем).
2-й шаг. При планировании урока учитель выбирает, на каком этапе, при выполнении какого задания будет проговаривать с учеником алгоритм самооценки.
3. Действия по развитию у учеников умения самооценки
1-й шаг. Сначала учитель просит оценивать результаты своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке 2–3 ученика).
2-й шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорные сигналы). Ученик дает ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценка. Необходимо активизировать внимание ученика вопросами: «Какой шаг по оценке твоей работы мы уже сделали?» и т.п.
3-й шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается дать по очереди всем ученикам класса.
4-й шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется образец правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение (выполнение).
5-й шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки можно считать сформированным.
4. Действия при сформированном умении самооценки
1-й шаг. Планируя урок, учитель перестает сокращать учебный материал.
2-й шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя оценить свой ответ следует краткая фраза ученика: «Цель достигнута, ошибок не было», или «Решение я получил, но с помощью класса», или «Полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» – хорошо».
Если мнения ученика и учителя совпадают можно вести урок дальше.
Если мнения учителя отличаются от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции.
3-й шаг. После проверки письменных работ, ученик получает право аргументированно оспорить оценку и отметку учителя. После фразы ученика: «Я не согласен с выставленной отметкой» учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки.
Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог найти ошибку при проверке.
Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить, на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции.
Внимание! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у детей адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!
Каких ошибок надо избегать
1. На первом этапе отработки правила, учитель планирует на урок максимум содержания, поэтому не хватает времени на самооценку.
2. Учитель пропускает обучающий этап проговаривания самооценки, требуя от учеников сразу самостоятельных действий по алгоритму.
3. В 1-м, 2-м классах учитель требует весь алгоритм самооценки (5 пунктов).
Особые ситуации
1. Не каждый ученик готов публично давать самооценку, следовательно, необходимо учитывать, что таким детям нужна психологическая помощь, и по возможности первое время не вызывать их, пока ребята не преодолеют психологический барьер.
2. Если ученик хочет выйти на более высокий уровень, но ему это не удается, такому ученику требуется индивидуальный подход, при этом учитель в индивидуальной беседе объясняет ребенку, что каждый уровень – это определенный успех. Не удается в этом умении сейчас, может получиться в другом. Учитель должен помнить, что каждый ребенок талантлив по-своему. Задача учителя с помощью самооценки дать возможность ученику найти свой уровень успешности.
3. Если ученики начинают излишне критично оценивать ответ своего товарища, то учитель может вовлечь их в диалог при условии, что это не обидит отвечающего, а дети при этом аргументировано анализируют ответ по сути задания.
4. Ситуация: ученик, например Миша, не успевает делать задание со всем классом, у него – ошибка (не освоен новый порядок действий). Вместо того, чтобы подгонять ученика: «Быстрее! Быстрее!!», надо сделать следующее:
У ч и т е л ь (Мише): В чем у тебя затруднение?
Миша либо говорит, либо в растерянности смотрит на задание и на учителя.
У ч и т е л ь : Кто может помочь и объяснит Мише, как сделать это задание?
У ч и т е л ь (после объяснения других учеников): Миша, теперь объясни сам, как ты понял, в чем у тебя ошибка. Как тебе надо сделать это задание? Что ты можешь сказать тем, кто тебе помог? Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог найти ошибку при проверке. Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить, на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции.
№3. Алгоритм введения 3-го правила во время текущего устного контроля на уроке
1-й шаг. Даем задание, комментируем его суть, при этом акцентируем внимание учеников на том, что если задание будет выполнено полностью, то за него можно будет поставить отметку.
2-й шаг. После выполнения задания учитель в диалоге с учеником решает, какую отметку поставить. (См. алгоритм самооценки – 2-е правило).
3-й шаг. Выставление отметки.
Алгоритм введения правила для письменных работ
тематического и итогового контроля
1-й шаг. В начале урока, перед тем как дать саму письменную работу (проверочную, контрольную), напоминаем о том, что ученикам необходимо выполнить все задания работы, так как каждое из них будет оцениваться отдельно в баллах и демонстрирует разные умения.
2-й шаг. Перед проверкой письменной работы учителю необходимо достать таблицу предметных результатов (см. 4-е правило) по данному предмету (рабочий журнал учителя) и соотнести каждое задание письменной работы с конкретным предметным умением из этой таблицы (проставить названия умений, если их нет в тетради проверочных работ на печатной основе).
3-й шаг. При проверке рядом с каждым заданием (на полях работы) учитель выставляет баллы и переносит их в графу того предметного умения, которое было основным для выполнения данного задания (см. 4-е правило).
4-й шаг. Проверив каждое задание, учитель подсчитывает общее количество набранных баллов и соотносит их с объемом правильно выполненных заданий (%), уровнем успешности, потом выводит по 5-балльной шкале оценивания (таблица, см правило 6-е) отметку и переносит ее в таблицу предметных результатов (рабочий журнал учителя) в последнюю графу.
5-й шаг. Перенос отметок за письменную (контрольную, проверочную) работу в официальный журнал.
Каких ошибок следует избегать
1. Учитель забывает предупреждать, что задание оценивается отметкой; см. выше алгоритм введения правила.
2. Учитель оценивает отметкой отдельное действие, фразу, а не реально выполненное задание, задачу; см. выше алгоритм введения правила.
3. Учитель сам авторитарно ставит отметку за выполненное задание, не обсуждая в диалоге с учеником; см. выше алгоритм введения правила.
4. Учитель не ставит отметки за каждое задание проверочной работы, а выставляет среднеарифметический балл за всю проверочную работу.
Особые ситуации
1. Если задание успешно выполнено не отдельным учеником, а всем классом, то учитель проводит с учениками следующий диалог: «Можем ли мы за выполненное задание кому-нибудь поставить отметку?» – «Нет, так как это задание мы выполняли все вместе – командой».
2. Задание выполнял и представлял решение один ученик, но сделал его только частично верно. Второй ученик не выполнял задание, а только слушал решение, но увидел и исправил ошибку или сделал существенное дополнение. Отметка ставится только первому ученику, так как второй задания целиком не выполнял.
3. Задание выполняли несколько учеников, а представлял решение только один. При этом ученик допустил ошибку или сделал не все. Второй ученик (также выполнявший задание) исправил ошибку или правильно дополнил. Отметку заслуживают оба ученика. Необходимо установить, насколько правильно выполнил работу второй, который не представлял ответ целиком. Если задание было письменным – нужно просто посмотреть его выполнение. Если задание было устным, необходимо задать второму ученику вопрос: «Все остальное ты вы! полнил полностью или частично верно?».
4. Если ребенок работал активно в течение всего урока (фронтально), не выполняя определенного задания, а только дополняя ответы других, такой ученик заслуживает самой высокой словесной оценки, но не отметки, так как в соответствии с правилом не продемонстрировал полностью решения ни одной задачи.
5. В математике при отработке вычислительных навыков так или иначе используются однотипные примеры. В этом случае «задачей» считается не каждый из них, а группа примеров.
№4. Алгоритм реализации 4-го правила
1-й шаг. Все отметки в течение четверти учитель выставляет в таблицу предметных результатов, в свои рабочие журналы. В классный журнал записывается число, тема урока, отмечаются отсутствующие обучающиеся, выставляются текущие отметки (по желанию) и отметки за проверочные (контрольные работы).
2-й шаг. В конце четверти учитель и обучающиеся выводят среднеарифметическую итоговые оценку и отметку.
3-й шаг. Итоговая отметка выставляется в классный журнал по 5-балльной шкале.
Порядок освоения и применение правила
«Таблицы предметных результатов»
1-й шаг. Составление таблицы предметных результатов. Определить тему (разделы) которая будет изучена по данному предмету в ближайшей четверти (триместре).
В его заголовке надо записать изучаемую тему (группу тем, модуль). Отметить в ней графы соответствующих умений с номером заданий проверочной (контрольной работе), проверяющих эти умения.
Пример. Фрагмент таблицы предметных результатов по биологии (ООК)
ФИО Раздел «Живые организмы» Уровень успешности (достижений) Объем выполненных заданий (%) Отметка
Планируемый результат Выделять существенные признаки биологических объектов и процессов … Проверяемое умение Различать существенные и несущественные признаки клеток и организмов Различать существенные и несущественные признаки процессов, характерных для живых организмов Выявлять отличительные признаки клеток, тканей, организмов Выявлять отличительные признаки процессов, характерных для живых организмов … Номер задания №1 №2 №3 №4 №5 Иванов И. 2б 1б 1б 3б 65% 4
Петров П. 2-й шаг. Сначала выставлять в таблицу предметных результатов отметки только за письменные работы (рабочая тетрадь, проверочные работы), что можно делать в спокойной обстановке после урока. При этом: отметки за задания проверочных работ, обязательные для всех, ставить, не обводя в кружок; отметки за прочие текущие задания, не обязательные для всех, обводить в кружок.
3-й шаг. Перейти к выставлению в таблицу предметных результатов отметок за устные ответы детей на уроках:
– в технологической карте урока заранее определить, какое главное умение демонстрирует выполнение каждого из заданий;
– на уроке, давая очередное задание, Вы уже будете точно знать, какое умение оно развивает, и сможете быстро найти его в таблице предметных результатов.
4-й шаг. Использовать данные таблицы предметных результатов в общении с учениками и их родителями. Проговаривать самим и учить детей самостоятельно определять:
– какие типы заданий уже научился выполнять конкретный ученик, и какими он, соответственно, уже овладел программными требованиями;
– какие умения (программные требования) он пока не сумел продемонстрировать – над, чем ему еще предстоит работать.
5-й шаг. Когда группа тем четверти (полугодия, триместра) будет изучена, по таблице предметных результатов определяется (проговаривается) итоговая оценка и высчитывается итоговая отметка (см. 7-е правило). Таким образом, заполненный лист таблицы требований по теме (разделу), изученной в этой четверти (триместре), закрывается.
6-й шаг. Итоговые отметки за четверть выставляются в официальный классный журнал.
7-й шаг. Аналогично проводится работа по теме следующей четверти (полугодия, триместра) – на новом чистом листе таблицы предметных результатов. Общий взгляд на текущие и итоговые отметки позволит сделать вывод о динамике работы и обученности каждого ученика.
Порядок обучения детей использованию таблицы предметных результатов
1-й шаг. В алгоритм самооценки добавляется вопрос: «Какое умение отрабатывалось при выполнении этого задания?» или «Чему учились при выполнении задания?».
2-й шаг. Учитель говорит ученику: «Найди данное умение в таблице предметных результатов своего дневника».
3-й шаг. Учитель предлагает ученику выставить свою отметку в найденную графу таблицы предметных результатов.
4-й шаг. Учитель одновременно выставляет отметку в свою таблицу предметных результатов, проговаривая это: «Я выставляю отметку в свой журнал – таблицу требований».
Особые ситуации
1. При использовании 5-балльной шкалы оценивания, нашей основной задачей становится перенесение внимания учеников и родителей с «пятерок» и «двоек» на реальные показатели учебных достижений – уровни успешности.
2. Если ученик неточно понял формулировку задания и, выполняя его, по сути, решил другую задачу, а не ту, что требовалось (продемонстрировал другое умение), то у учителя два варианта действия.
Жесткий формальный – не засчитать ответ, чтобы ученики внимательнее читали формулировки.
Либеральный – для этого ученика выставить отметку за то умение, которое он продемонстрировал, объяснить, какое умение требовалось в этой задаче, и посоветовать в следующий раз быть внимательнее.
№5. Порядок действий при текущем, тематическом и итоговом контроле
Текущий контроль
За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще только овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку, за которую нельзя карать. Текущий контроль показывает не столько обученность, сколько старательность ученика, выявляет трудности, с которыми он сталкивается.
Порядок действий
1-й шаг. Закончен ответ ученика по решению текущей задачи на уроке.
2-й шаг. Проведен диалог по оценке и самооценке этого ответа (возможно, краткий, в две реплики).
3-й шаг. В конце диалога учителем и учеником совместно определена и названа отметка, которую заслуживает данный ответ.
4-й шаг. Следует вопрос учителя ученику: «Ты хочешь, чтобы эта отметка была выставлена в журнал (таблицу предметных результатов)?».
5-й шаг. Если ученик отвечает «да», учитель выставляет отметку. Если «нет», не выставляет, но напоминает: «Ты понимаешь, что на проверочной работе за такое решение будет именно такая отметка!».
Возможные исключения из правила «отказа от отметки»
Если на этапе актуализации любого урока даются задания подавно изученным темам (по которым уже прошли большие проверочные работы), тогда право отказа от отметки не действует. Однако учителю необходимо заранее, до того как дать задание ученикам, предупредить, что это давно изученный материал и права отказаться от отметки у них не будет.
2. Если проводится урок обобщения по давно изученным темам (проверочные по ним уже прошли), то правило отказа от отметки также не действует (ученики должны знать об этом заранее).
Тематический и итоговый контроль
За задачи, решенные в ходе проверочных работ по итогам темы и контрольных работ по итогам группы тем (разделам), примерно соответствующей одной четверти учебного года, отметки ставятся всем ученикам. В таблице предметных результатов они отличаются от текущих отметок тем, что обводятся в кружок. Это своеобразный «зачет», который нельзя обойти. Данные задачи показывают обученность, то, как ученик овладел умениями по использованию знаний, освоенных при изучении данной темы.
Если ученик не справился с какой-то задачей в проверочной работе (или не присутствовал на ней):
1-й шаг. В соответствующей графе (графах) таблицы предметных результатов ставится кружок без отметки.
2-й шаг. Учитель напоминает ученику, что до определенного контрольного срока (например, до конца четверти) ученику необходимо пересдать соответствующий вид задач, пока не будет продемонстрировано успешное решение.
3-й шаг. Когда ученик пересдает соответствующий вид задач, в кружке ставится полученная отметка, и только она учитывается при выведении итоговой отметки за учебный отрезок (четверть, триместр и т.д.).
Если ученика не устраивает полученная отметка (за задание проверочной работы), он имеет право пересдать соответствующий вид задач до контрольного срока (например, до конца четверти).
1-й шаг. В таблице требований в кружках выставляются все отметки, полученные за данную проверочную работу.
2-й шаг. Ученик принимает решение, какие отметки (виды задач проверочной работы) он будет пересдавать.
3-й шаг. В установленном порядке (см. ниже) ученик пересдает задания.
4-й шаг. Старая отметка в таблице требований стирается и на ее место в кружке ставится та отметка, на которую ученик смог пересдать этот вид задач (устраивающая его отметка).
Алгоритмы реализации правила
1. Порядок тематического и поурочного планирования для организации тематического и итогового контроля
1-й шаг. Разделить курс учебного года на большие блоки – учебные модули, примерно соответствующие числу четвертей.
2-й шаг. Каждый такой модуль по возможности завершается повторительно-обобщающим уроком (ПОУ) и уроком контроля – контрольная работа (КР).
При 1-часовой нагрузке в неделю (биология, география и др.) контрольная работа проводиться либо во время урока (15-20 мин), либо после изучения 1-2 разделов на отдельном уроке.
3-й шаг. Внутри модуля нужно запланировать несколько проверочных работ (ПР) в 1–2 задания на этапе актуализации обычного урока. Проверочная работа должна завершать небольшой связный учебный фрагмент – тему, изучаемую в течение уроков.
При 1-часовой нагрузке в неделю (биология, география и др.) проверочная работа проводиться в начале урока (5-10 мин).
4-й шаг. Желательно после завершения модуля выделить еще один урок пересдач (УП), когда те, кому это требуется, будут пересдавать задания проверочных работ.
Как правила пересдача проводится во внеурочное время. Сроки и время пересдачи устанавливаются в индивидуальном порядке по мере необходимости.
Структура модуля (график проверочных (контрольных) работ)
выглядит примерно так:
Четверть I II …
Разделы Царство Бактерии Царство Грибы Тема Подцарство Настоящие бактерии Подцарство Архебактерии Подцарство Оксифотобактерии ПОУ КР УП1 Отдел Хитридиомикота Отдел Зигомикота Проверочная работа №1 №2 №3 Контрольная работа №1 «Царство Грибы» 24.10
10:00 2. Порядок проведения тематического контроля
в пределах учебного модуля
Показатели Проверочные работы Контрольные работы
Время проверки Во время урока или по завершении связного фрагмента учебного модуля (темы). После завершения учебного модуля (раздела), как правило, в конце четверти.
Цель проверки 1. Обеспечить регулярность контроля учебных достижений.
2. Накопление минимально необходимого числа отметок за учебные достижения, чтобы была возможность вывести итоговые (четвертные) отметки. Определить, как ученики могут
продемонстрировать свои умения
по использованию знаний, приобретенных при изучении модуля.
Состав работы Из 1–2 заданий (до 5-10) – в разных вариантах на одно и то же ключевое умение изученного фрагмента (темы). Из нескольких заданий по нескольким главным умениям изученного модуля.
Пересдачи Отдельно не пересдаются. Пересдачи проводятся после написания контрольной работы.
1-й шаг. После изучения связного фрагмента модуля (главы, маленькой темы) объявляем ученикам, что на следующем уроке будет проверочная работа – 1–2 задания на (такое-то) умение по (таким-то) изучаемым знаниям (фактам, понятиям и т.п.).
2-й шаг. В начале урока (на этапе актуализации) 2–3 минуты сообща на доске выполняем задание, аналогичное тому, которое будет на проверочной работе на необходимом уровне.
3-й шаг. На 3–4 минуты каждый ученик получает карточку с вариантом задания. Задание предложено выполнить либо на необходимом уровне (как учили), либо на программном уровне (с элементами нестандартности). Задание необходимого уровня ученики могут делать по аналогии с тем, что записано и решено на доске.
4-й шаг. Каждому ученику выставляется отметка в таблице предметных результатов в кружке. Эти отметки не пересдаются сразу же (чтобы не увеличивать резко нагрузку учителя). Чтобы изменить результат, ученику нужно подготовиться и в следующей контрольной работе выполнить аналогичное задание на более высоком уровне.
5-й шаг. По завершении учебного модуля проводится урок повторения – подготовка к контрольной работе. На этом повторительно-обобщающем уроке учителю нужно предложить ребятам в качестве тренировки те формы заданий, которые будут на контрольной работе, но только другого содержания, чтобы задания для тренировки и задания контрольной работы не совпадали. Это можно делать на необходимом уровне (программный уровень перестанет быть нестандартным, если заранее давать его детям).
6-й шаг. Потом в течение всего урока-контроля ученики пишут контрольную работу (без опоры на решение на доске, в тетради и т.д.).
7-й шаг. После проверки всем ученикам выставляются отметки за каждое задание в графу соответствующего умения. Если по данному умению в таблице требований уже стоит отметка, полученная на проверочной работе, возможны случаи:
а) когда задание в контрольной работе выполнено лучше, чем до этого в проверочных, тогда отметки за проверочные стираются и ставится одна – за задание контрольной работы;
б) когда задание в контрольной работе выполнено так же или хуже, чем до этого в проверочных работах, тогда отметки за проверочную работу сохраняются и к ним добавляется отметка за задание по итогам контрольной работы.
Порядок действий при принятии решения о пересдаче контрольной работы
1-й шаг. Заранее оговорить с учениками порядок реализации их права на пересдачу контрольной работы: когда и как это может сделать учитель.
2-й шаг. На уроке после контрольной работы учитель раздает ученикам их работы с отметками.
3-й шаг. Учитель кратко разбирает типичные ошибки, не называя тех учеников, которые их допустили.
4-й шаг. Ученики просматривают свои работы. Могут аргументировано оспорить выставленную учителем отметку (см. правило самооценки). Осмысливают, что именно у них получилось не так (если были ошибки).
5-й шаг. Учитель напоминает: «Кто не присутствовал, не справился или не полностью справился с каким-либо заданием (кружок без отметки) – должны их пересдать!». Учитель спрашивает: «Кого не устраивает уровень, который вы продемонстрировали в данной работе, кто хочет воспользоваться правом пересдачи?». Каждый ученик принимает решение – будет он пересдавать какую-то задачу (задание) из контрольной работы или нет. Учитель объявляет или напоминает принятые сроки и порядок пересдачи.
Возможные сроки пересдачи контрольной работы
а) На следующих уроках выделяется определенный этап урока, когда большинство класса решает задачу максимального уровня по новой теме, а те, кому необходимо, пересдают то, что им требуется.
в) После уроков, если у учителя есть время и возможность (оплачиваемый час).
б) В конце четверти выделяется целый урок, когда часть учеников будет пересдавать необходимые им задания контрольных работ, а другая часть учеников – решать интересные задания максимального уровня, желательно в игровой форме («Что? Где? Когда?»).
Порядок проведения пересдачи
1-й шаг. Учитель оговаривает с учениками срок пересдачи (один или несколько – по выбору и возможностям учителя). Рекомендуется назначать этот срок в течение недели после проведения контрольной работы, чтобы не происходило наслаивание одного материала на другой (исключение – в случае болезни ученика или учителя).
2-й шаг. Ученики, которые решили, что будут пересдавать какие-то задания, должны подготовиться к этому: выполнить задания на соответствующие умения (из рабочей тетради, проверочных и т.п.). Если учитель сочтет необходимым, он может проверить эти работы.
3-й шаг. В оговоренный срок ученик приходит на пересдачу со своей контрольной работой и показывает учителю ту задачу, которую хочет пересдать.
4-й шаг. Учитель дает ученику тот же тип задачи (на то же умение), но из другого варианта (контрольные работы из рабочей тетради).
5-й шаг. Если ученик решает задачу лучше, чем на контрольной работе, то старая отметка из таблицы требований стирается (зачеркивается) и на ее место ставится новая. Если улучшить результат пока не удается, то сохраняется прежняя отметка. По окончании срока пересдачи может остаться «2» (в 5-балльной системе отметок).
6-й шаг. Если ученик не пришел в оговоренный срок пересдачи или не подготовился и не смог воспользоваться своим правом, то рекомендуется (если нет особых обстоятельств, например, болезнь ученика) жестко соблюдать общее условие – сохранять полученную ранее отметку. Только в этом случае ученик поймет, что имеющееся у него право налагает ответственность за его использование. В противном случае, особенно в классах основной школы, у некоторых учеников может сформироваться представление, что «можно пересдавать до бесконечности», «к контрольным можно не готовиться» и т.д.
Особые ситуации
Учитель может в виде исключения заменять обычные пересдачи работой над ошибками. Порядок возможен следующий.
1. При проверке работы отметить, что в задании есть ошибка, но не указывать, в чем она.
2. На следующем уроке, раздав проверенные работы, часть времени посвятить работе над ошибками, предложив ученикам самим найти ошибки и исправить их.
3. Собрав работы снова, проверить уже только эти задания.
4. Только после этого перенести отметки в таблицу требований (или, если необходимо, в классный журнал).
Недостаток такой работы в том, что ученик фактически получает очень мало времени на осознание ошибки, подготовку и исправление ее.
Внимание! Принципиально важно, чтобы сначала ученики по признакам определяли и проговаривали, какого уровня задача, насколько успешно она решена, и только потом делали вывод – какой балл они заработали. Сначала качественная оценка (уровень) и только потом количественная отметка (балл).
№ 6. Примерный порядок введения в работу учеников способа оценивания
по уровням успешности
Решение задачи оценивается по признакам уровней успешности (только с 3-го класса). На основе продемонстрированного уровня выставляется отметка.
Признаки уровней успешности надо постепенно (в течение нескольких уроков) выработать в диалогах с учениками. В итоге в классе появится плакат с таблицей – «Признаки успешного решения задачи» (см. пример этого плаката-таблицы). Этот плакат как совместно принятый закон должен висеть рядом с доской, чтобы к нему постоянно обращались при оценке ответов.
Внимание! Принципиально важно, чтобы сначала ученики по признакам определяли и проговаривали, какого уровня задача, насколько успешно она решена, и только потом делали вывод – какой балл они заработали. Сначала качественная оценка (уровень) и только потом количественная отметка (балл).
В начале учебного года (лучше всего в 3-м классе) учитель обращается к детям: «Вы уже опытные ученики и наверняка можете определить, какие задачи для вас "простые", какие – "посложнее" и какие – "трудные". Давайте теперь делать это каждый раз».
Через несколько уроков, на которых ученики привыкали делить задачи на три группы сложности, учитель предлагает определить, почему одни задачи «простые», а другие «трудные». Здесь необходимо, чтобы ученики сами осознали и произнесли: «просто – потому, что мы такие задачи уже давно решаем, в них ничего нового»; «посложнее – потому, что это для нас новая задача, мы только сейчас учимся ее решать» и так далее. Учитель вывешивает рядом с доской ватманский лист, на котором записывает заголовок: «Признаки уровней задач», а ниже в столбик – слова: «просто», «посложнее», «трудно». Каждый раз признак, о котором договорились ученики и учитель, записывается на этот плакат, напротив соответствующего уровня. Таким образом, в течение нескольких уроков (может быть, и одного) на плакате складывается таблица: три уровня задач и их признаки.
Когда ученики осознали и назвали все признаки учитель в диалоге с учениками обозначает каждый уровень новым словом: «необходимый», «программный», «максимальный», поясняя, что достижение каждого из уровней – это успех! Пример диалога представлен ниже в таблице.
Учитель Ученик
– Кому необходимо уметь решать простые задачи, то есть применять знания так, как учили?
– Верно – это необходимый уровень, его по любому предмету, по любому виду задач нужно достичь каждому! (Записывает новое название на плакат рядом со словом «просто».) – Это каждому человеку необходимо.
– Как вы считаете, успех такого уровня – это «плохо», «хорошо» или «отлично»?
– Это совсем не плохо, но раз нужно каждому, то еще не отлично. Необходимый уровень – это
«хорошо». Слово «хорошо» также записывается на плакат.
– Кому может пригодиться умение решать задачи «посложнее», то есть применять свои умения и знания в новой, непривычной ситуации?
Это программный уровень успешности. (Записывает на плакат.) - Всем может пригодиться!
-А каждому из вас удается всегда правильно решать такие задачи по всем предметам? – Нет, это удается не всегда. У кого-то лучше по русскому языку, у кого-то по математике.
Но мы к этому стремимся!
– Значит, успех на программном уровне – это «хорошо» или «отлично»? – Это «отлично»! (Запись на плакате.)
– А почему нельзя от каждого из вас требовать решать задачи «трудные»?
– Потому что это задачи о том, что мы никогда в классе не изучали.
– Почему же кому-то из вас удается решать одни такие задачи, а кому-то другие? – Те, кому интересны какие-то из этих задач, сами что-то дополнительно узнавали.
– В жизни это может пригодиться? – Конечно!
– Значит, трудные задачи – это максимальный уровень успешности. Каждый может его достичь в том, что ему интересно. (Запись на плакате.) – Как мы назовем этот успех, это больше чем «отлично»? – Максимальный уровень – это «превосходно»! (Запись на плакате.)
На следующих уроках ученики привыкают обозначать решение той или иной задачи как успех на необходимом, программном или максимальном уровне. При этом они привыкают сводить качественную оценку своей работы (по алгоритму из 1-го правила) к слову-метке «хорошо», «отлично», «превосходно». У вас обязательно возникнет ситуация, когда задача не всегда решена полностью правильно или не всегда полностью самостоятельно и к слову-метке приходится прибавлять характеристики «не вполне хорошо», «близко к отлично». Остается последний шаг. Учитель с учениками определяют, что на каждом уровне задача может быть решена полностью успешно (без ошибок и полностью самостоятельно) или частично успешно (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент). Слова «полностью» и «частично» записываются напротив каждого уровня (необходимого, программного, максимального). Так на плакате-таблице «Признаки уровней успешности» возникает 6 позиций. Остается каждой из них присвоить по одному баллу. Кроме того, в диалоге с учениками учитель договаривается с ними, что «частично достигнут необходимый уровень» – это «1 балл успешности», «полностью необходимый уровень» – «2 балла успешности» и так далее.
На следующих уроках уже любую задачу можно не только оценить, но и отметить по баллам успешности. Введение способа оценивания по уровням успешности завершено. На весь этот путь потребуется вся первая четверть (сентябрь–октябрь).
Особые ситуации
1. Если ученик пропустил занятия и изучил материал самостоятельно, то для такого ученика при выполнении им задания необходимого уровня это задание засчитывается как программный уровень.
2. Если материал не пройден в силу объективных причин (болезнь учителя), а проверочная работа должна быть проведена по плану, то для учеников, которые выполнили задание по не пройденному материалу, уровень также сдвигается на один в сторону увеличения.
3. Бывают ученики, которым нравится обсуждать чужие работы, выполненные на максимальном уровне, искать в них ошибки и недочеты, но сами они при этом не хотят работать на этом уровне. Учителю необходимо адекватно реагировать в такой ситуации.
Особые ситуации – исключения из общих правил уровней успешности по предметам «Русский язык» и «Математика»
1. Русский язык – диктант в начальной школе
Сам диктант как вид работы может быть отнесен к необходимому уровню, при проверке учитываются только изученные орфограммы (неизученные учитель должен проговаривать). Поэтому отметка за безошибочно написанный диктант необходимого уровня в пятибалльной системе должна быть не «4», а «5» – в соответствии с Методическим письмом Министерства общего и профессионального образования РФ «Контроль и оценка результата обучения в начальной школе» (№ 1561/14-15 от 19.11.98 г.).
2. Русский язык – изложение и сочинение
Сами эти формы работы могут быть отнесены к программному уровню (действие в нестандартной ситуации). Отметки за них нужно выставлять в соответствии с тем же Методическим письмом Министерства общего и профессионального образования РФ.
3. Математика – контрольные работы
Первые задания контрольных работ проверяют отработанные в теме вычислительные навыки и относятся, таким образом, к необходимому уровню (действие в стандартной ситуации). Однако объявлять максимальной отметкой за такие задания «4» по пятибалльной системе несправедливо по отношению к ученикам, которые все решили верно. Поэтому для данных заданий в контрольных работах делается исключение. Максимально возможной отметкой за них может являться «5» по пятибалльной системе.
Соотношение баллов успешности с 5-балльной шкалой оценивания (плакат-таблица)
Уровни успешности Качественная оценка Баллы успешности (б.у.) Объем выполненной работы (%) Пятибалльная шкала отметки Признаки уровней успешности
ОВЗ1 ООК2 Максимальный («превосходно») Решение задачи по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. 6 полное успешное решение 91-100 96-100 5 - отлично Без ошибок и полностью самостоятельно
5 частично успешное решение 81-90 91-95 С незначительной ошибкой и полностью самостоятельно
Программный
(«отлично») решение нестандартной задачи, где потребовалось применить новые, получаемые в данный момент знания, либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. 4 б.у. – полностью успешное решение 71-80 81-90 С незначительной ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения
3 б.у. – частичное успешное решение 61-70 76-80 Без ошибок и небольшой помощью
Необходимый
(«хорошо») Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания 2 б.у. – полностью успешное решение 41-60 51-75 4 - хорошо С незначительной ошибкой и помощью
1 б.у. – частичное успешное решение 21-40 26-50 3 -удовлетворительно С незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с привлечением помощи
Не достигнут необходимый уровень Не решена типовая, много раз отработанная задача 0 б.у. – не удалось выполнить обязательные задания 20-10 25-10 2 - неудовлетворительно Допущены ошибки, влияющие на результат
Не приступил к выполнению задачи 09-0 9-0 1 Большинство заданий не выполнил, допущены ошибки.
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровьями.
для обучающихся общеобразовательного класса, без ограничений в здоровье.
Пример: ребенок с ОВЗ набрал 15 б из 34 б. расчет осуществляем следующим образом: 15*100= 1500. 1500/34= 44. Уровень успешности – необходимый «хорошо», отметка – 4, а у ребенка с нормальным развитием – отметка «3».
№.7. Порядок выведения итоговой отметки
1-й шаг. Складываются все баллы за задания проверочных работ (в том числе и пустые кружки-нули, если они остались) и за задачи текущего контроля (которые были выставлены по желанию ученика).
2-й шаг. Полученная сумма делится на общее число отметок (с учетом кружков-нулей, если они остались) и получается среднеарифметический балл с сотыми долями. Именно этот среднеарифметический балл (с сотыми) и является итоговой отметкой, которая выставляется в конце таблицы предметных результатов.
3й шаг. Для выставления итоговой отметки (за четверть, год) в классный журнал среднеарифметический балл (округляются сотые доли) и переводится в традиционную отметку.
Примечание. Рекомендуется округлять баллы успешности в большую сторону только с 6 десятых, то есть при приближении к более высокому уровню. Пример: 3,5 балла успешности округляются к 3 баллам успешности (традиционной «четверке»); а 3,6 балла успешности округляются к 4 баллам успешности (традиционной «пятерке»). Обычное арифметическое правило здесь не подходит, так как оно заставляет признать переход на качественно иной уровень тогда, когда пройдена только половина пути, а не большая половина.
Наиболее эффективно в конце четверти дать возможность ученикам самим высчитать свою четвертную отметку по данному правилу. Для этого необходимо, чтобы у них на руках были все заработанные ими баллы успешности: дневник с индивидуальной таблицей предметных результатов или выписки из таблицы предметных результатов учителя.
Порядок действий при определении итоговых отметок
1-й шаг. За неделю до выставления итоговых отметок учитель предлагает ученикам самостоятельно подсчитать итоговый балл успешности по отметкам в таблицах предметных результатов: либо в своих дневниках, если точно выставляли отметки, либо по таблице предметных результатов учителя. Можно сделать ксерокопию таблицы предметных результатов класса и разрезать по строкам с фамилиями учеников и их баллами.
2-й шаг. Учитель задает вопрос: «Всех ли устраивает та итоговая отметка, которая у вас сейчас получается?».
3-й шаг. Ученики, недовольные своим результатом, договариваются с учителем о сроках пересдачи наиболее низких результатов
4-й шаг. После окончания сроков всех пересдач учитель высчитывает среднеарифметический балл и объявляет ученикам окончательные итоговые отметки.
5-й шаг. Учитель выставляет в таблицу предметных результатов отметки за изученный учебный модуль. Эта таблица предметных результатов закрывается, и итоговые отметки переводятся в классный журнал.
6-й шаг. Если до конца четверти проводятся уроки следующего учебного модуля, то учитель начинает заполнять новую таблицу предметных результатов – следующего учебного модуля. В нее выставляются текущие отметки, которые учитываются уже при определении следующей итоговой отметки.
№8. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Э. М. Александровская, Ст. Громбах (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)
№ Критерии Бал-лы Поведенческие индикаторы
сформированности критерия Номер Ф.И.О. по списку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
1. Критерии эффективности учебной деятельности 1.1. Учебная активность 0 - активность отсутствует; 1 -
пассивен на уроке, часто дает неправильные ответы или не отвечает совсем, переписывает готовое с доски; 2 - активность кратковременная, часто отвлекается, не слушает; 3 - редко поднимает руку, но отвечает преимущественно верно; 4 -
стремится отвечать, работает со всем классом, чередуются положительные и отрицательные ответы; 5 - активно работает на всех уроках, часто поднимает руку, отвечает преимущественно верно, стремится отвечать. 1.2 Целеполагание 0 -
плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, нуждается в постоянном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что сделал или собирается сделать; 1 -
осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется; 2 -
принимает и выполняет только практические задачи, в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленные действия; 3 -
охотно осуществляет решение познавательной задачи, регулирует процесс выполнения, четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения; 4 -
столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит деятельность в соответствии с ней; 5 - самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы, выдвигает содержательные гипотезы. 1.3. Самоконтроль 0 -
не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников; 1 -
контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не может обосновать своих действий; 2 -
осознает правила контроля, но одновременно выполнять учебные действия и контролировать их не может, после выполнения может найти и исправить ошибки; 3 -
ошибки в многократно повторенных действиях исправляет самостоятельно, контролирует выполнение учебных действий другими, но при решении новой задачи теряется; 4 -
задачи, соответствующие усвоенному способу контроля выполняются безошибочно, с помощью учителя может обнаружить неадекватность способа новой задаче и внести коррективы; 5 -
контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы до начала решения. 1.4. Усвоение знаний, успеваемость 0 - плохое усвоение материала по всем темам и предметам, большое количество грубых ошибок; 1 - частые ошибки, неаккуратное выполнение учебных заданий; 2 - плохое усвоение материала по отдельным темам и предметам; 3 - редкие ошибки, чаще связанные с невнимательностью, успеваемость на оценки «3» и «4»; 4 - единичные ошибки, усвоение знаний на «хорошо»; 5 - правильное и безошибочное выполнение практически всех учебных заданий. 2. Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения 2.1. Нравственно-этическая готовность 0 - не умеет выделять моральное содержание ситуации (нарушение/следование моральной норме); 1 - ориентируется на моральную норму (справедливое распределение, правдивость, взаимопомощь); 2 - понимает, что нарушение моральных норм оценивается как серьезное и недопустимое; 3 - учитывает при принятии решения объективные последствия нарушения моральной нормы; 4 -
адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы; 5 - умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы. 2.2. Поведение на уроке 0 - не выполняет элементарных требований, большую часть урока занимается посторонним делом, играет; 1 - часто отвлекается на посторонние предметы, вертится, постоянно отвлекается; 2 - на уроке скован, напряжен или часто отвлекается; 3 - иногда поворачивается, обменивается мнениями с товарищами, но отвлекается редко; 4 - выполняет требования учителя, но иногда отвлекается; 5 - сидит спокойно, внимателен, добросовестно выполняет все требования учителя. 2.3. Поведение вне урока 0 - часто нарушает нормы поведения, мешает окружающим; 1 - пассивен, движения скованы, избегает общения вне урока; 2 - не может найти себе занятие на перемене, переходит от одной группы детей к другой; 3 - активность ограничена занятиями, связанными с подготовкой к другому уроку или мероприятию; 4 - активность выражена в меньшей степени, предпочитает занятия в классе, чтение и т.д.; 5 - высокая активность, с удовольствием участвует в общих делах. 3. Успешность социальных контактов 3.1. Взаимоотношения с одноклассниками 0 - негативизм по отношению к сверстникам, постоянно ссорится, одноклассники его не любят; 1 - замкнут, пассивен, предпочитает быть один, другие ребята к нему равнодушны; 2 - предпочитает находиться рядом с одноклассниками, но не вступает с ними в контакт; 3 - сфера общения ограничена, контакт только с некоторыми сверстниками; 4 - мало активен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются; 5 - общительный, коммуникативный, сверстники его любят, часто общаются. 3.2. Отношение к учителю 0 - общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, неадекватно реагирует, обижается, плачет; 1 - избегает контактов с учителем, при контакте тревожен, замыкается; 2 - выполняет требования формально, не заинтересован в общении, старается быть незаметным; 3 - старательно выполняет все требования учителя, но от контакта с учителем уклоняется, за помощью
обращается к сверстникам; 4 - дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все требования, в случае необходимости обращается за помощью; 5 - проявляет дружелюбие, стремится понравиться, часто подходит после урока. 4. Эмоциональное благополучие 0 - преобладает агрессия или депрессия; 1 -
выражены депрессивные проявления без причин, агрессивные реакции, часто ссорится с одноклассниками; 2 -
отрицательные эмоции превалируют (тревожность, огорчение, страхи, вспыльчивость, обидчивость); 3 - эмоциональные проявления снижены, часто бывает в подавленном настроении; 4 - спокойное эмоциональное состояние; 5 - находится преимущественно в хорошем настроении, часто улыбается, смеется. Протокол «Формирование УУД»
Классный руководитель________________________________ Учащихся _______ класса
№ Фамилия, имя Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
1.1. 1.4. Итого 2.1 4 Итого 1.2 1.3. 2.2. Итого 2.3. 3.1. 3.2. Итого баллов
Высокий Средний Низкий Критерии оценивания
Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные
Высокий От 7 до 10 От 11 до 15 От 11 до 15 От 7 до 10
Средний От 4 до 6 От 6 до 10 От 6 до 10 От 4 до 6
Низкий От 2 до 3 От 3 до 5 От 3 до 5 От 2 до 3
Очень низкий От 0 до 1 От 0 до 2 От 0 до 2 От 0 до 1
Личностные УУД заполняются только по классу
№ 9. Таблица личностных результатов
Методики Количество детей Уровень
развития
по классу
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Личностные результаты В С Н
Самооценка
«Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн» Школьная мотивация
«Школьная мотивация» (Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой) Учебная мотивация
«Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние» (по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации») И другие №10. Портфель достижений обучающихся
Основным видом «Портфеля достижений» должна быть папка с файлами, хранящая материалы на бумаге. Одновременно «Портфель достижений» может существовать и в электронном виде (диски, флешки).
Основные примерные разделы «Портфолио»:
- «Кто я и чего хочу». Этот раздел содержит личностную рефлексию ученика, в том числе и по материалам самого «Портфеля», это часть его личностных результатов.
- «Чему я научился на РАЗНЫХ предметах». Показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц предметных результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
- «Чему я научился на ВСЕХ предметах»: работа с информацией, общение с людьми, организация своих дел, выбор и оценка поступков. Этот раздел отражает личностные метапредметные и результаты – универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
- «Достижения ВНЕ учёбы». Показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
- «Правила ведения Портфеля достижений и оценки его материалов». Этот раздел нужен для определения итоговой оценки.
Ученик в любой момент может поместить в любой раздел любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п.
Начиная со 2-го класса ученик (обученный учителем) проводит самооценку материалов портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно» (подробнее см. правила 6,7). Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в портфеле; в конце четверти или учебного года – сразу все материалы или некоторые. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.
Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку ученика предметные контрольные работы. В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов).
Подробное описание возможных материалов «Портфеля достижений» по разделам:
1) «Кто я и чего хочу» (рефлексия по материалам «Портфеля» – часть личностных результатов).
- Краткая информация ученика о самом себе. Например: фото; меня зовут, мои родители, мои друзья … Больше всего я люблю (дела, занятия)… До школы у меня было много успехов, например: …
- В начале каждого учебного года ученик с помощью взрослых заполняет лист «Мои достижения, цели и планы». Например: «Пролистав «Портфель достижений», могу сказать, что: мои главные достижения сейчас – это … , мне хочется добиться …, стать …, мне нужно научиться делать лучше …. в этом году я постараюсь научиться прежде всего: …, этого я смогу добиться, если буду делать так: 1. … 2. … 3. …».
- В конце учебного года на листе «Мои достижения, цели и планы» ученик (с помощью взрослых) оценивает, удалось ли добиться поставленных целей.
- Начиная с 3-го класса, может с согласия родителей появиться такой раздел: «Заполни только то, что можешь и хочешь рассказать другим. Например, мои предки – это ..., вспоминая о них, я испытываю чувства …., потому что …., я живу в России, и меня связывает с моей страной то, что …. Помня о том, что я из России, я испытываю чувства …., потому что….. , со всеми людьми планеты Земля меня связывает то, что ….
2) «Чему я научился на ВСЕХ предметах».
Обязательная часть раздела (пополняется с помощью педагогов):
а) данные входной и выходной диагностики УУД в каждом классе (сами работы ученика и их систематизированные результаты);
б) возможные (но необязательные) материалы наблюдений педагогов за овладением УУД:
-учителя - предметники − все УУД по результатам каждодневных наблюдений (один раз в год);
-школьный психолог − личностно-мотивационная сфера, личностная самооценка (только положительные выводы по наблюдениям и тестированию);
Часть, пополняемая учеником в разделе «Чему я научился на всех предметах».
а) самооценка учеником развития своих УУД
- избранные страницы недельных разворотов: «Мои успехи на этой неделе». Примеры – любые, самые разные: «научился чистить картошку»; «стало меньше ошибок в контрольной по математике», «выступила на концерте», «прошёл новый уровень в компьютерной игре», «сам починил табуретку», «мама похвалила, что вымыла посуду», «ни разу не подрался» и т.д.,
- страница «Чему я научился на всех предметах в этом году»;
б) материалы ученических надпредметных проектов: исследований, поделок, мероприятий, решение реальной жизненной задачи или её модели (вся совокупность УУД).
Материалами могут быть: сами исследовательские работы; записи решения задачи, фото, видео, презентационные материалы поделок и осуществлённых мероприятий − всё, что ученик САМ посчитает нужным сюда включить. Но чтобы он делал, это нужно регулярно предлагать сделать и напоминать о такой возможности. Каждый материал или группа материалов может сопровождаться листом «Самооценка надпредметного проекта». О необходимости и полезности оценивать свои достижения также нужно время от времени напоминать ученикам: «Интересно взглянуть на свои достижения? Попробуйте сами оценить свои успехи».
Пример листа «Самооценка надпредметного проекта»
1.В начале этого проекта у меня была цель ….
2. Особенно хорошо мне удалось …
3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …
4. Свой результат могу оценить так: необыкновенный результат, его будет сложно повторить (максимальный уровень - превосходно); очень доволен, так как результат отличается от обычного (программный уровень - отлично); доволен, похоже на то, что делаю обычно (необходимый уровень – хорошо); цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе (необходимый уровень – нормально).
3) «Чему я научился на РАЗНЫХ предметах»
Показатели предметных результатов – это выборки детских работ (формализованных и творческих) по предметам и факультативам, а также систематизированные оценки за них (Таблицы предметных результатов).
Обязательная часть, пополняется учителем: показывает требуемый от всех уровень действий, помещается в «Портфель достижений»:
- стартовая диагностика по предмету (первые контрольные работы по предмету в начале каждого года);
-таблицы предметных результатов с ответами ученика;
-итоговые стандартизированные работы по предмету (в конце каждого класса).
Часть, которая пополняется учеником: каждый материал сопровождает «Лист самооценки».
Пример «Листа самооценки предметных достижений»
1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….
2. Я с заданием справился / не справился.
3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …
4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…
5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка): решена новая, совершенно незнакомая задача (максимальный уровень - превосходно); решена необычная, в чём-то новая задача (программный уровень - отлично); знакомая задача решена полностью самостоятельно (необходимый уровень – хорошо); знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью (необходимый уровень – нормально.
4) «Достижения ВНЕ учебы» (личностные результаты).
Это могут быть:
- любые творческие работы ученика, фото, видео его самых разных выступлений, поделок и т.п.;
- каждая или большинство из них сопровождаются листом «Самооценка творческого дела».
Пример листа «Самооценка творческого дела»:
1. В начале этого дела у меня была цель ….
2. Особенно хорошо мне удалось …
3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …
4. Свой результат могу оценить так (на выбор): необыкновенный результат, его будет сложно повторить (максимальный уровень - превосходно); очень доволен, так как результат отличается от обычного (программный уровень - отлично); доволен, похоже на то, что делаю обычно (необходимый уровень – хорошо); цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе (необходимый уровень – нормально).