Статья Школьны музей как практико – ориентированная модель гражданско -патриотического воспитания обучающихся.

Грачева Н.Е.,
учитель истории и обществознания,
руководитель школьного музея
Боевой Славы


Школьный музей как практико – ориентированная модель
гражданско -патриотического воспитания обучающихся.

Нельзя сводить духовный мир маленького человека к ученью.
Если мы будем стремиться к этому, чтобы все силы души
ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой.
Он должен быть не только школьником,
но прежде всего человеком с многогранными интересам, стремлениями.
В.А. Сухомлинский

В национальной доктрине образования в РФ говорится: «Основные задачи гражданско-патриотического воспитания в системе образования:
обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
формирование мира и межличностных отношений и т.д.»

Исходя из этого документа гражданско - патриотическое воспитание представляет собой планомерное создание условий для целенаправленного развития и духовно- ценностной ориентации человека. Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов. Взаимодействие в процессе гражданско - патриотического воспитания представляет собой обмен между его субъектами информацией, способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками. Такое взаимодействие – диалог воспитателей и воспитанников, и его воспитательная эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личности в каждом, с кем общаются.
Главное в этом взаимодействие - облечь воспитание в интересную форму, которая будет привлекать детей, к которой они будут стремиться, а в дальнейшем будут гордиться ей.
Для нас такой практико – ориентированной моделью является школьный музей. Именно музей имеет неограниченные возможности для
реализации разноплановых потребностей личности, выполняя социальный заказ современного общества по воспитанию гражданина и патриота, обладающего историческим самосознанием, высоким эстетическим вкусом.
С 1985 года в нашей школе действует музей Боевой Славы, который является центром гражданско - патриотического воспитания. Его деятельность направлена на:
1. воспитание бережного отношения к традициям, культуре своего и других народов, гражданственности, патриотизма;
2. приобщение обучающихся к историческому духовному наследию малой Родины через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников края.
Начиная с 2004 года, музей реализует программу «Музейное дело в школе». На сегодняшний день Музей Боевой Славы ведет большую работу по реализации практико – ориентированной модели гражданско - патриотического воспитания обучающихся гимназии.
Основными направлениями деятельности школьного музея являются:
- научно – исследовательская деятельность,
- музейные уроки,
- организация поисковой работы,
- переписка с ветеранами войны,
- экскурсии,
- организация и проведение месячников патриотического и гражданского воспитания,
- организация и проведение внеклассных мероприятий,
- организация тематических выставок,
- организация и проведение Уроков Мужества.

Одним из ведущих направлений деятельности музея является проектная деятельность, в рамках которой реализованы следующие проекты:
- оформление стендов, посвященных становлению и развитию гражданско - патриотического движения в школе – гимназии,
- акция «Солдатский платок», приуроченная к 70- летию Великой Победы,
- составление «Трудовой летописи школы им С.М. Кирова»,
- проект «Летопись Великой Отечественной войны»,
- проект «Время выбрало их»,
- проект «Победа»,
- оформление музейной экспозиции «История миротворческого движения».
С 1989 года и до сегодняшнего дня учащимися гимназии ведется сбор материалов об участниках Великой Отечественной войны под общим названием «Летопись Великой Отечественной войны». На основе этой работы в 2011 году была составлена «Книга Памяти», которая сейчас является одним из музейных экспонатов. В этом проекте были задействованы все участники образовательного процесса - обучающиеся, родители и педагоги. Ведь только в совместной деятельности формируются основные социальные компетенции.

Наиболее интересная форма общения – просветительская деятельность, которая включает в себя: экскурсии, организацию выставок, проведение уроков по истории края и организация общешкольных Уроков мужества.
На базе школьного музея работает группа экскурсоводов – учащиеся 10-11 классов, которые проводят экскурсии, как для гимназистов с 1 по 11 классы (в рамках месячника гражданско - патриотического воспитания), так и для гостей школы (в нашем музеи были делегации Германии, Дании, Италии, Сербии, Тайланда и США). В течение года проводится до 50 экскурсий, с экспозицией музея знакомятся ежегодно около 800 человек.
Тематика экскурсий, которые проводятся, очень разнообразна:
- обзорная экскурсия по музею,
- экскурсия, посвященная военной истории нашей Родины «Годы, опаленные войной»,
- «Учителя и ученики школы – участники Великой Отечественной войны»,
- «Они сражались за Родину!», рассказывающая о боевом пути Боевой путь 624 – го стрелкового полка,
- «Юные миротворцы», посвященная миротворческому движению в гимназии,
- «История школы – наша история».

В основном фонде музея хранится 81 подлинник. Это – фотографии, письма, грамоты, ордена, личные вещи и.т.д. Из наиболее ценных экспонатов можно назвать следующие:
- похоронное извещение на участника Курской битвы, учителя школы им. Кирова Данилова К.Н. от 7 августа 1943 года.
- планшет для документов и карт ветерана 624 –го стрелкового полка комсорга полка Пилипенко И.И.
- солдатская каска, найденная в результате поисковой экспедиции с мест сражений в годы Великой Отечественной войны
- личные вещи П.М. Кривоногова
Фонды школьного музея изучаются, эти исследования затем становятся основой научно - исследовательских и проектных работ. Это такие работы как «Война в истории моей семьи», «Война глазами очевидцев» (по фронтовым письмам и воспоминаниям), «Правда о войне в письмах и дневниках» (на основе документальных свидетельств), «Великая Отечественная война глазами арзамасцев» (по материалам архива школьного музея боевой Славы).

Учащиеся активно вовлечены в поисковую деятельность, выполняя кропотливую работу по сбору материала. Результатом этого нелегкого труда стали выполненные проектные задания: «Женщины на войне» (жительницы города Арзамаса и Арзамасского района на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу), «Учитель и ученик» (о судьбе П.М, Кривоногова).

Экспозиция музея активно используется в учебном процессе, на базе музея проводятся музейные уроки, посвященные истории родного края и военной истории страны. Тематика таких уроков разнообразна:
- Политическая жизнь СССР в 1920-ые годы
- Духовная жизнь СССР, культура 1920-30-х гг.
- Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны
- СССР на завершающем этапе второй мировой войны
- Внешняя политика СССР в середине 1960-80 гг.
- Международное положение и внешняя политика СССР в 1964-1985 гг.
Учащиеся гимназии изучают исторический материал не только в рамках учебного пособия, но и знакомятся с теми документами, фотографиями и предметами, который позволяют им составить полное представление о том или ином периоде развития в истории нашего государства.

Фонды музея, его экспозиции активно используются и во внеурочной деятельности. Учащиеся приобщаются к истории через цикл занятий «Изучая предмет, мы узнаем самих себя». Ребята пробуют «приложить» историю своей семьи к истории своего края, страны. Начиная с 2003 года мы являемся активными участниками областного исследовательского конкурса «Моя семья в истории страны».

Актив музея Боевой Славы является организатором недель патриотизма и гражданственности, посвященных юбилейным датам нашей истории. Самая важная дата в истории нашей страны это 9 мая – День победы. Этому дню в нашей школе посвящена декада гражданско -патриотического воспитания, в рамках которой организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, проводится фестиваль солдатской песни, оформляется историческое панно, отражающее ратные страницы нашей истории, создаются мультимедийные презентации.

Итогом работы школьного музея Боевой Славы за последние годы стал сборник «Гражданское и патриотическое воспитание в пространстве Арзамасской гимназии», который стал победителем на Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации».

Таким образом, ребенок, прошедший через все формы и виды деятельности нашего музея, никогда не будет равнодушным человеком. Такой человек придет на помощь стране, и будет защищать ее. Его смело можно назвать Гражданин и Патриот с большой буквы.

15