Методическая разработка на тему: Воспитание у обучающихся спортивной культуры и нравственно-гражданских качеств личности посредством спортивной деятельности.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа»
МО «Осташковский район»






Методическая разработка.

ТЕМА: Воспитание у обучающихся спортивной культуры и нравственно-гражданских качеств личности посредством спортивной деятельности.



Автор: Ганьшонкова Зинаида Степановна,
тренер-преподаватель ДЮСШ.












2015 г.
г. Осташков

Ключевые слова: Спортивная культура, спортивная культура личности, спортивная деятельность, задачи формирования нравственно-гражданских качеств, методы и средства воспитания спортивной культуры.

При обучении детей ДЮСШ идет непрерывный воспитательный процесс. Вовлекая обучающихся в спортивную деятельность, тренер-преподаватель ведет активную работу по воспитанию, формированию личностных качеств, нравственно-гражданских черт характера, дает основы спортивной этики и спортивной культуры.
Спортивная культура представляет собой наработанные в обществе и передающиеся из поколения в поколение ценности, социальные процессы и отношения, складывающиеся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним.
Общая культура Педагогический
общества. процесс воспитания.




Физическая Нравственное воспитание
культура. личности.


Спортивная
культура.

Спортивная Нравственно-гражданские качества
этика. личности спортсмена.

Спортивная культура, является частью физической культуры в свое время как физическая культура, является частью общей культуры.
Известно, что спорт есть сфера создания спортивных культурных ценностей, которые органично входят в содержание культуры. Так, В.М. Выдрин (1976) в подтверждение этого факта пишет «Спорт можно с полным основанием отнести к тем видам человеческой деятельности, через которые личность проявляет свои ценности и создает их». С помощью занятий спортом обучающиеся уясняют
те аспекты спортивной деятельности, которые формируют личностную культуру человека и являются одним из самых высоких достижений спортивной культуры. Спортивная культура личности включает в себя:
- Физическое совершенство;
- Образованность;
- Спортивный стиль жизни;
- Психологическую устойчивость;
- Жизнеспособность;
- Спортивный разряд, звание.
В практике воспитание спортивной культуры личности - это формирование бойцовского характера, высоких качеств спортивного рыцарства и благородства, высокой культуры тренировки, восстановления, самоконтроля, собранности, организованности и упорства в достижении поставленных целей, способности к многолетней систематической работе, над своим совершенствованием, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех. Спортивная деятельность – действенный фактор формирования личности, постоянно стимулирующий к самоопределению и самоутверждению.
На сегодняшний день задача тренеров сориентировать процесс воспитания на освоение гуманистических ценностей спорта, воспитать не просто спортсмена, но и, прежде всего гражданина, способного достойно представлять и защищать спортивную честь школы, города, области, страны. Бороться без обмана, противостоять алчности, насилию, грубости, агрессивности и всему тому, что разрушает спорт, личность, общество.
Формирование спортивной культуры неразрывно связана со спортивной этикой и нравственно-гражданскими качествами личности спортсмена, поэтому воспитанию этих качества тренер-преподаватель должен уделять особое внимание.
Задачами воспитания спортивной этики и нравственно-гражданских качеств личности спортсмена служат:
1. Формирование нравственного сознания, мотивов спортивной деятельности, согласующихся с идеалами высокой морали.
2. Воспитание моральных чувств (Пр.: любви к своей Родине, чувств дружбы, товарищества, коллективизма, общественного долга, миролюбия, гуманизма и т.д.)
3.Формирование нравственного опыта, твердых привычек соблюдать этические нормы, навыков оправданного поведения, в т.ч. применительного к конкретным нормам спортивной этики.
В решении данных задач необходим комплексный подход. Тренер-преподаватель должен ясно понимать, что сама природа нравственности, пронизывающей все стороны жизни человека и общества такова, что ее нельзя воспитать лишь отдельными «воспитательными мероприятиями». Только системное соединение основных факторов, формирующих личность, и неразрывная связь воспитания с жизненной практикой могут обеспечить полноценное решение поставленных задач.
Для реализации вышеуказанных задач в процессе спортивной деятельности и в непосредственной связи с ними используются следующие методы воспитания спортивной культуры и нравственно-гражданских качеств личности:
1.Методы нравственного воспитания в спортивной деятельности.
2.Наглядные методы воспитания в спорте.
3.Собственно методы физического воспитания.
Средствами воспитания спортивной культуры и нравственно-гражданских качеств личности на практике: беседы, убеждения, побуждения, приучения, поощрения, порицания, сами физические упражнения, наглядные примеры, участие в соревнованиях, а также те специфические факторы и пути воздействия на формирование личности, какие представляют физическая культура и спорт.
На основе вышеизложенного методического материала предлагается провести социологическое исследование, методом анкетирования на тему: «Нравственно-гражданские качества, занимающихся, в учебно-тренировочных группах ДЮСШ». Данное социологическое исследование позволит определить нравственно-гражданские качества, сформированные у занимающихся в ДЮСШ, сделать соответствующие выводы и дать методические рекомендации по формированию у обучающихся нравственно-гражданских качеств.

Используемая литература:
1. Матвеев. Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.:
Физкультура и спорт.,1991.стр.300-310.
2. Журнал. Физическая культура. Воспитание образование
тренировка. №3 2004г. стр.47-49.
3. Журнал. Физическая культура. Воспитание образование
тренировка. №4 2004г. стр.2-6.
4. Журнал. Физическая культура. Воспитание образование
тренировка. №6 2004г. стр.22-26.