Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника

Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника.
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя- практики говорят и пишут о гуманизации образования, о индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. Это декларируется в Законе РФ «Об образовании».
Ст. 32.3 Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге- на его успеваемость.
Поэтому создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогами и другими детьми, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным. Личность формируется в условиях такого психологического пространства, где ребенку с 1 класса предоставляется возможность: выражать свое я, поощряется инициатива, формируются взгляды. Присутствие негатива приводит к повышенной тревожности, к нервным срывам. Задача школы- создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку. Главным критерием такого пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта- и развивающая, и психотерапевтическая, и психокоррекционная. Например, Л. В. Занков принцип психологической комфортности считал ведущим. Он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе, на уроке атмосферы, которая раскрывает детей, они чувствуют себя как дома. Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если замешены на страхе, на подавлении личности. Психологическая комфортность необходима не только для развития личности, от нее зависит физическое состояние детей.
Что же такое комфорт? В этимологическом словаре Шанского «комфорт» - это поддержка, укрепление. В толковом словаре Ожегова «комфорт» - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие, уют. Психологический комфорт- условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Какие возникают ассоциации, когда слышите слово комфорт?
Психологический комфорт- качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует развитию личности, человек становится незащищенным, нервозным, боязливым, ввергается в отчаяние.
Климат в классе, в группе складывается из совокупности социально- психологических отношений участников, их социальных ролей, симпатий, антипатий, ценностных ориентаций, умения сопрягать личные интересы с интересами других участников. Социально- психологическая атмосфера предполагает гуманные отношения между всеми членами, включая не только педагогов и детей, но и весь техперсонал. Посредством атмосферы осуществляется влияние на климат, его создание и поддержание. Всякий раз педагога должна заботить атмосфера во взаимоотношениях. Психологический климат всегда зависит от созданной в данное время атмосферы. Нужно всегда помнить: человек- наивысшая ценность и заботой о человеке должны быть пронизаны все сферы школьной жизни.
Показатель, определяющий климат- это отношение к событию, протекающему в данный момент. Одно и то же событие в группах с разным психологическим климатом сопровождается различным психологическим эффектом: неудачный ответ может вызвать усмешку или вызвать сочувствие, стремление помочь товарищу. Наличие благоприятного климата в группе обеспечивает ребенку не только защищенность, но и возможность продуктивной работы и творчества. Одним из средств является музыка, умело подобранная для различных видов деятельности и этапов урока. Еще к средствам влияния на психологический климат относятся демонстрация доброжелательности, знаки внимания, интерьер, занимательные формы работы на уроке, речевые, пластические, мимические средства.
Психологический комфорт на уроке во многом зависит от психологического комфорта учителя. Профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Среди наиболее распространенных эмоциональных состояний отмечается эмоциональная неуравновешенности, агрессивность, недовольство, напряженность. Если учитель имеет такие особенности, то это отражается в его мимике, жестах, высказываниях. Важный компонент педагогического взаимодействия- визуальный контакт. Взглядом можем привлечь внимание, расположить, вызвать отчуждение, выразить недоумение, иронию, осуждение, оттолкнуть. Каждый ребенок нуждается в визуальном контакте. Немаловажное значение имеет тактильная коммуникация. Не прерывая урока, можем вернуть к работе отвлекшегося ученика прикосновением руки, успокоить возбужденного, отметить удачный ответ.
Когда же ребенку комфортно? Когда:
1. педагог доброжелателен, тактичен, внимателен ко всем ученикам,
2. справедлив, объективен в оценке зун,
3. ученик чувствует поддержку со стороны учителя, уважение,
4. учитель создает в классе обстановку доверия, психологической безопасности,
5. учитель никогда не конфликтует с учеником,
6. учитель гибок в общении, способен к компромиссу,
7. учитель всегда спокоен, уважает достоинство ученика, ориентирован на поддержку.
Хорошее знание личности каждого ученика, терпимость к их неудачам в учении, проявление интереса к ребенку- это ведет к тому, что ученик верит, что учитель придет на помощь, и если накажет, то справедливо. Предупреждая возможные неудачи в процессе и результате работы, мы снимаем страх и направляем внимание детей к более важным моментам в работе. Привнесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств, отвлечет от трудностей, снимет психологические зажимы. Большое значение для создания и поддержания комфорта имеют традиции. Они устанавливают и закрепляют порядок поведения и отношения, который сохраняется, поддерживается и передается в рамках класса или школы.
Психологический комфорт создает учитель.
Старайтесь в каждом видеть личность. «Все дети талантливы».
Создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки. «Учиться победно».
Исключить прямое принуждение. «Ребенок хорош, плох его поступок».
Предоставлять возможности и помогать детям. «В каждом ребенке- чудо, ожидайте его».
Карнеги утверждал:
Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает и не обедняет тех, кто ее дарит.
Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к человеку по имени.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках!»
А в наших руках возможность создать такую атмосферу в школе, в которой дети будут чувствовать себя «как дома»
15