Статья Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе.



Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом
на уроках в начальной школе

Безумова Ольга Борисовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3 г. Нарьян – Мара


Читается трояким образом: первое – читать и не понимать, второе – читать и понимать, третье – читать и понимать даже то, что не написано.
Я. Б. Княжнин

В ФГОС НОО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:
работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;
работа с текстом: оценка информации.
Умение работать с текстом – самый главный интегративный продукт, основа интеллектуальных умений человека.
Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первом десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании общение с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методом чтения-рассматривания книги и активного слушания.
Начальная школа, как следующая ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя. Ведь младший школьный возраст – это наиболее благоприятный период для формирования читательской компетентности. Читательская компетентность – это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.
Развитие читательской компетентности способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Влиянием на читательский интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом.
Рассмотрим, какие требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу (общие учебные умения, способы деятельности) прописаны в стандарте второго поколения : использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
А также ученик, оканчивающий начальную школу, должен уметь:
- правильно, осознанно читать (про себя) художественный и научно-популярный текст (независимо от скорости);
- выделять главную мысль текста;
- описывать устно объект наблюдения и т.д.
Все эти умения и есть «площадка» для чтения в целях самообразования. В связи с этим изменяются требования к обучающим эффективному чтению, то есть к учителям, в первую очередь – учителям начальных классов.
Работа с любым текстом предполагает три этапа:
до чтения текста,
во время чтения текста,
после чтения текста.
Для работы с тестом на каждом из этапов читатель выбирает свои стратегии.
Стратегией чтения называется организация программы и процесса чтения. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:
- различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;
- распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема, ее составляющие;
- собственно понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.
Стратегия чтения представляет собой группу действий и операций, организованных для достижения цели – полноценного освоения содержания текста.
Она включает в себя план, программу операций, совершаемых читателем с текстом, таких как анализ и синтез получаемой информации, оценка собственного понимания текста, размышление о читаемом, отношение к нему.
Общая стратегия чтения включает в себя три основных составляющих: предтекстовую, текстовую, послетекстовую.

Стратегии предтекстовой деятельности
Предтекстовый компонент предполагает: определение цели и задач чтения; ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами, терминами, используемыми в тексте; актуализация предшествующих знаний; диагностика текста и ориентировка в его рамках с помощью вопросов или заданий; побуждение к чтению.
Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.
С позиции пробуждения интереса к чтению исследователи отмечают следующие наиболее продуктивные предтекстовые стратегии:
«Мозговой штурм».
«Глоссарий».
«Ориентиры предвосхищения».
«Батарея вопросов».
«Предваряющие вопросы».
«Рассечение вопроса».
«Алфавит за круглым столом»
«Соревнуемся с писателем».

«Мозговой штурм»
Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
Ход работы:
- Сегодня мы будем читать и обсуждать тему Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
Учитель записывает все называемые ассоциации.
- Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.

«Рассечение вопроса»
Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.
Ход работы:
- Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

«Соревнуемся с писателем»
Цель – мотивировать человека на прочтение книги.
- Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.

Стратегии текстовой деятельности

Цель текстовой, исполнительной составляющей состоит в освоении механизмов чтения: выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого этапа, этапа текстовой деятельности является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета.
Учитель вмешивается в процесс чтения обучающегося с целью помочь, предоставить дополнительную информацию и просто обучить. Чем труднее материал, с которым работает читатель, тем большая помощь учителя ему необходима. Поэтому наиболее эффективными будут стратегии, связанные с ведением записей в самой различной форме, с руководствами по чтению.
Стратегии
«Чтение в кружок» (попеременное чтение»).
«Чтение про себя с вопросами».
«Чтение про себя с остановками».
«Чтение про себя с пометками».
«Чтение в парах – обобщение в парах».

«Чтение в кружок»
Ход работы:
Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать с пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу.
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Чтение про себя с вопросами»
Цель стратегии – научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы, вести «диалог с автором».

«Чтение с остановками»
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Ход работы:
- Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка.

«Чтение в парах – обобщение в парах».
Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.
1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.
2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.
3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.


«Чтение про себя с пометками»
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

v
Знакомая информация

+
Новая информация

--
Я думал (думала) иначе

?
Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше


Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.


Стратегии послетекстовой деятельности
Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Стратегии послетекстовой деятельности:
1. «Отношение между вопросом и ответом»
2. «Вопросы после текста»
3. «Тайм-аут»
4. «Проверочный лист».

«Отношение между вопросом и ответом»
Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении или в нескольких его частях. В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста, если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их.
Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях.

Тайм – аут
Цель: самопроверка и оценка понимания текста путем обсуждения его в парах и группе
- Прочитайте самостоятельно про себя 1-й абзац. Дальше работайте в парах.
- Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.
- Проделайте ту же работу со всеми абзацами. Суммируйте то новое, что вы узнали из текста.

Проверка уровня сформированности умений по работе с текстами постепенно завоёвывает ведущую роль в рамках диагностики метапредметных умений.
Для диагностики читательских умений, как правило, предлагаются информационные блоки и задания к ним. Задания по работе с текстами ориентированы на проверку трёх групп умений:
- общая ориентация в тексте;
- глубокое понимание текста;
- применение информации из текста в учебно-практических задачах.

Тесты по диагностике читательских умений
Пример 1. Общая ориентация в тексте
Расцвет шиповника
Шиповник, наверное, с весны ещё пробрался по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда время пришло осинке справлять свои именины, вся она вспыхнула красными благоухающими дикими розами. Гудят пчёлы и осы, басят шмели, все летят поздравлять и на именинах роски попить и мёду домой захватить.
О каких растениях рассказывает писатель? Подчеркни одной чертой их названия.
О каких насекомых идёт речь в тексте? Подчеркни их названия двумя чертами.
В каком важном событии принимают участие и те и другие? Закрась нужное слово жёлтым цветом.
Разгадай секрет: какой подарок сделал осинке шиповник? Подчеркни слова, которые об этом говорят, волнистой линией.
Закрась голубым цветом все слова и выражения, которые рассказывают о растениях и насекомых как людях.

Пример 2. Оцените достоверность информации
Используя книгу «Живая природа Ненецкого автономного округа», найди в ней описание куропатки.

Куропатки зимой белые, под цвет снега, летом меняют белые одежды на пёстренькие, под цвет мхов и лишайников. Живут на земле, умеют быстро бегать и хорошо прятаться. Куропатки взлетают над землёй только в случае крайней опасности. Летом питаются разными растениями. Зимой наступают сложные времена: чтобы выжить, надо отыскать почки, ветки кустарников и кустарничков. (Текст из книги)

1. Куропатки зимой белые, летом меняют белые одежды на пёстренькие.
2. Живут и кормятся куропатки в основном на земле, взлетают только в крайнем случае.
3. Летом куропатки питаются в основном насекомыми, зимой почками и ветками кустарников.
4. Гнездо куропатки устраивают в конце апреля начале мая, а в середине июня у них уже появляются птенцы.

Прочитай информацию о куропатке в книге и текст, который приведён ниже и выполни задания.
Задание 1. Какая ошибка в описании признаков куропатки допущена в этом тексте? Запиши номер предложения, в котором содержится неверная информация о куропатке.
Задание 2. Какие сведения о куропатке, приведённые в тексте, ты не смог проверить при помощи книги.

Все представленные стратегии обучения чтению формируют смысловое чтение у учащихся и формируют систему универсальных учебных умений, которые и являются основой интеграции всех предметов, а в конечном итоге непрерывного, развивающего обучения.
Данный подход «учит анализировать, фокусировать, выбирать, отбирать, организовывать, интегрировать читаемый материал и тем самым формирует и воспитывает независимо мыслящего чтеца и читателя"
Наша задача - капля за каплей собрать все стратегии и научить учащихся учиться.