Рефлексия на различных этапах урока в начальной школе.

«Рефлексия на различных этапах урока в начальной школе».
Оборудование: - компьютер - проектор - экран -рисунки с цифрой 1, другими цифрами и с буквами - светофорчики - учебники -презентации «собственные и нарицательные имена существительные», « алгоритм проверки безударных гласных».
Методологической основой стандартов начального общего образования нового поколения является системно - деятельностный подход. Он нацелен на развитие личности каждого ребёнка, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Одним из принципов развивающего обучения является принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Поэтому нам необходимо систематически обучать детей осуществлять рефлексивные действия: - оценивать свою готовность; - обнаруживать незнание; - находить причины затруднений; - проводить самооценку своего вклада в процессе групповой работы; - корректировать свою деятельность и т.п.
Ситуация сотрудничества на уроке создается, когда ученик не может решить поставленную задачу, а учитель готов ему помочь, но только тогда, когда ученик сам запросит недостающую информацию. Чтобы вступить в сотрудничество с учителем младшему школьнику необходимо выполнить следующие операции: выделить в задаче условия; проделать анализ имеющихся у него средств и способов действия; зафиксировать несоответствие условий задачи и наличных способов действий; указать на это противоречие взрослому; определить, какие средства (ЗУ, дополнительные условия в задаче) нужны ему для верного решения.
Каждая из этих операций требует выполнения рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Таким образом, рефлексия – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Цель рефлексии не просто зафиксированный результат, а построение смысловой цепочки, сравнение способов и методов, применяемых другими со своими. Поэтому рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это часто считают, но и на любом его этапе.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха».
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал - Теперь я знаю); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Вторая классификация учебной рефлексии, отражающая четыре сферы человеческой сущности: 1) физическую (успел – не успел); 2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно); 3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); 4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь индивидуально и без огласки результатов. Таким образом, рефлексия может: 1)выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия); 2)отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия); 3)быть средством самопознания.
Интеллектуальная рефлексия Упражнение «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться. Ответы на вопросы: 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно, доволен / не доволен, коротким / длинным, понятным / непонятным, полезным / бесполезным, легким / трудным «Условные знаки» Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы (на полях тетради, в блокнотах, оценочных картах), например: «/» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный «+» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный «| » - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный «*» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответил. Значки можно выбирать произвольно. Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы. «Светофорчики» Зелёный – побольше таких дел, без ошибок, поучительно Красный – дело не понравилось, ошибки, скучно «Дерево творчества» (Сказочное дерево) По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды: Плоды – дело прошло полезно, плодотворно; Цветок – довольно неплохо; Зелёный листик – не совсем удовлетворён; Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния «Комплимент» Удачно закончить урок на положительной ноте: похвалить себя за «Солнышко» Моё настроение похоже на: солнышко, солнышко с тучкой, тучку, тучку с дождиком, тучку с молнией. «Музыкальный тест» По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети могут прикреплять на своих нотных станах или на общеклассном. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное). «Огонёк общения» Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят: -сегодня меня порадовало -сегодня меня огорчило Ребёнок дарит медальки (цветочки, сердечки) тем, кому посчитает нужно. -У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?
Рефлексия деятельности «Утверждение» Выбери верное утверждение: Я сам не смог справиться с затруднением; У меня не было затруднений; Я только слушал предложения других; Я выдвигал идеи. «Лестница успеха» Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:
уверен в своих знаниях
в основном уверен
нужно ещё повторить
нуждаюсь в помощи «Рефлексивный экран» Сегодня я узнал Мне было интересно Мне было трудно Теперь я могу Я почувствовал, что Я приобрёл Я научился Я смогу Меня удивило Мне захотелось Мне сегодня удалось Для меня было открытием, что На мой взгляд удалось Завтра я хочу на уроке
Рефлексия работы в группе Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму: Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? - делало её более эффективной - тормозило выполнение задания - не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе? обмен информацией
· взаимодействие взаимопонимание были равномерно задействованы все уровни Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания? недостаток информации недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.) трудности в общении Какой стиль общения преобладал в работе? ориентированный на человека ориентированный на выполнение задания Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? в группе сохранилось единство и партнерские отношения единство группы в ходе работы было нарушено Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе? лидер, выдвинувшийся в ходе работы нежелание наладить контакт большинства участников группы непонимание задачи, поставленной для совместной работы сама задача оказалась неинтересной, трудной.
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты или высказывания детей, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к сознательному внутреннему развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Таким образом, процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Если мы хотим научить маленького ребёнка думать, а не просто воспроизводить заученный материал или информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания. Поэтому помимо проведения рефлексии в конце урока, необходимо выделять время для неё и на других этапах образовательного процесса. Рассмотрим вышеизложенные факты на конкретных примерах..
Урок математики в 1 классе. Тема: «Знакомство с цифрой 1. Число 1». На этапе первичного закрепления написания цифры 1. – Ребятки, найдите на рисунках спрятавшуюся цифру 1. (Дети находят и показывают). - А теперь посмотрите вокруг или вспомните, где ещё может спрятаться цифра 1? - Нарисуйте в своих тетрадочках. - Теперь пять раз напишите цифру 1. – Посмотрите внимательно и выделите ту цифру, которая вам особенно удалась и больше всего понравилась. Таким образом, происходит самооценка. Аналогичным образом может быть проведено знакомство с другими цифрами, а также с буквами алфавита. Завершение этого этапа урока рефлексией закрепляет усвоение нового материала, позволяет формировать устойчивые и отчётливые образы новых знаний.
Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные». Этап – повторение изученного материала. – Запишите, пожалуйста, слова парами через запятую (на экране – презентация по теме урока). (Дети выполняют задание: Лев –лев, Орёл – орёл и т. п.) - А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа. – Оцените работу с помощью светофорчика. Так проводится взаимооценка при работе в парах.
Имеет место использование заданий – ловушек. Детям предлагается вопрос и разные варианты ответов на него. Учитель, работая вместе с классом, присоединяется к неверному ответу или сам делает неверное предположение. Дети стоят перед открытым выбором: либо сразу повторить слова учителя, либо попробовать найти самостоятельный ответ. Например, урок русского языка в 3 классе. Тема: «Фонетический разбор слова» (Работа проводится по учебнику – стр. 13 упр. 3). После выполнения задания дети отвечают на вопрос: Моё настроение похоже на: солнышко, солнышко с тучкой, тучку, тучку с дождиком, тучку с молнией.
Одним из видов закрепления может быть использование проблемной ситуации (работа по учебнику – рубрика «Давай подумаем»). Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Имена существительные». Этап – включение в новую тему. Дети работают в группах и пытаются отыскать среди «сказочных» слов имена существительные: Сяпала Калуша к напурке, узлюкала Бушку и хрямно выркнулась. По окончании выполнения задания дети по кругу передают символическое сердечко и говорят: при выполнении этого задания - меня порадовало - меня огорчило Данная ситуация для детей является ситуацией открытого незнания. Такие задания являются центром развития рефлексии.
К этому или похожему заданию можно вернуться в 4 классе после изучения частей речи или на уроках по изучению орфограмм. Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Парные звонкие и глухие согласные». Детям предлагается найти ошибки в написании сказочных слов: Мруг – мруги, Драс – дразы, пирав – пирафы, шалад – шалады, креп – кребы, вруж – вружи. Дети работают в группах по 4 человека. Учитель оценивает работу учащихся по следующему алгоритму: Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе? Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания? Какой стиль общения преобладал в работе? Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе? Затем дети сами отвечают на эти вопросы и оценивают работу своей группы знаками: «/» - ответили по просьбе учителя, но ответ неправильный «+» - ответили по просьбе учителя, ответ правильный «| » - ответили по своей инициативе, но ответ неправильный «*» - ответили по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответили.
Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Безударные гласные в корне слова». - а) составление алгоритма проверки безударного гласного в корне.
Дети работают в группах, например, по рядам. Презентация:
1 слайд
Подумай.
1.Напиши в проверяемом слове такую же гласную, как и в проверочном.
2.Выдели в слове корень.
3.Для проверки безударного гласного в корне измени слово или подбери однокоренное так, чтобы проверяемый звук был под ударением.
4.Прочитай слово, поставь ударение.
2 слайд.
Алгоритм действий.
1.Прочитай слово, поставь ударение.
2.Выдели в слове корень.
3.Для проверки безударного гласного в корне измени слово или подбери однокоренное так, чтобы проверяемый звук был под ударением. По окончании выполнения задания детям предлагается оценить своё настроение по «нотному стану»: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети ( капитаны команд) прикрепляют на общеклассном стане. В зависимости от настроения палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное). Каждый ребёнок дарит медальки тем, кому посчитает нужно.

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: «Лунин. Жук.»
-А сейчас проверим, как вы подготовили домашнее задание.
- Опишите задуманное животное, не называя его, так, чтобы ребята смогли угадать, что это за животное! (Ребятам было задано задание, развивающее умение описывать объект животного мира, не называя его, они озвучивают загадки, представленные в стихотворной форме и в форме рассказа-описания. Подобная работа велась на предыдущем уроке она позволяет откорректировать процесс наблюдения за объектами окружающего мира). После проверки домашнего задания дети отвечают на вопрос: Домашнее задание мне кажется коротким / длинным понятным / непонятным полезным / бесполезным легким / трудным. Каждый ребёнок дарит цветочки тем, кому посчитает нужно.

Урок математики в 1 классе. Тема: «Решаем задачи». Используется презентация «Решаем задачи» Эти рифмы любят врать, Их придётся проверять
Десяток ягодок в траве,
Я съел пяток, осталось
Под деревом четыре льва,
Один ушёл, осталось По окончании данного этапа урока дети прикрепляют на общем дереве, расположенном на доске листья, цветы, плоды: Плоды – дело прошло полезно, задание понравилось; Цветок – всё было хорошо; Зелёный листик – не совсем удовлетворён, допускал ошибки; Жёлтый листик – задание не понравилось, ничего не получилось.
Ну и, наконец, урок закончен, надо подвести итоги, обеспечить детей обратной связью, чтобы у них создалось ощущение завершённости учебного процесса. Применение рефлексии на заключительном этапе урока поможет проанализировать и оценить не только содержательные результаты урока, но и выяснить эмоциональное самочувствие детей. Детям предлагается построить в тетрадях шкалу и оценить свою работу на уроке: каждый помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:
уверен в своих знаниях
в основном уверен
нужно ещё повторить
нуждаюсь в помощи
При подведении итогов урока дети отвечают на вопросы: – Какое задание вам показалось самым интересным? - Самым трудным? - Что вы узнали нового? - Что вас обрадовало? - А что огорчило? И т.п.
Итак, рефлексия на уроке – это не пустая трата времени, это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Применение рефлексии на каждом этапе урока гарантирует комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения, высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовкой, формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться, обеспечение реальной социализации учащихся.



Список литературы:

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.
Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.
«Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г.
 Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе -  М.: «Сентябрь», 1996г.












15