Доклад Инновационная деятельность учителя математики как условие повышения качества математического образования


Доклад



Инновационная деятельность учителя математики как условие повышения качества математического образования









Подготовила:
учитель математики
МКОУ Кутковской ООШ
Бодренко С.В.
















2015 г.
Интенсивные изменения, происходящие в настоящее время в нашем обществе, требующие креативно мыслящей, активной личности, ориентируют педагогов на новый уровень преподавания и воспитания учащихся.
Если, в недавнем прошлом, основной задачей, стоящей перед учителем, была передача ученикам определённой суммы знаний, то в настоящее время на первый план выдвигается задача развития творческого мышления учащихся в процессе обучения, умение ими самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке современной информации, развивать их способность адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем.
Каждый из нас часто задумывается над вопросами:
Что мне, как преподавателю – предметнику, необходимо сделать, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше?
Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения, технологии и приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?
И на сегодня важнейшими факторами, определяющими изменения в системе образования, являются инновации, которые способны значительно увеличить стремление учащихся к знаниям, и как следствие улучшить их успеваемость. Необходимо широко применять продуктивные инновационные технологии на уроках математики, которые позволяют быстрее, экономичнее и качественнее достигнуть цели математического образования, т. е. получить более высокий результат быстрее и с меньшими затратами по сравнению с ранее применявшейся технологией.
Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если мы -педагоги не будем стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность.
В российском образовании сегодня действует принцип вариативности, который даёт возможность конструировать педагогический процесс, используя авторские разработки. В этих условиях преподавателю необходимо не только ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, но и применять их на практике.
Традиционные способы обучения постепенно сдают свои позиции, так как нужны специалисты, владеющие не только знаниями, но и умениями самостоятельно добывать их.
А задача учителя состоит в организации эффективной учебной деятельности учащихся, в обучении их самостоятельно добывать дополнительные знания для успешного освоения предметом.
Понятие «инновация» определяется как нововведение, приращение, способствующее качественному изменению образовательной среды.
Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:
-Информационно-коммуникационные технологии (помогают учителю повышать мотивацию к предмету;
психологически облегчают процесс усвоения материала учащимися;
возбуждают живой интерес к предмету познания;
расширяют общий кругозор детей;
возрастает уровень использования наглядности на уроке;
идет более полное усвоение теоретического материала;
идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке).
-Технологии уровневой дифференциации и индивидуализации (Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями, их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.

-Интерактивные технологии ( проектный метод, включающий
проблемное обучение и исследовательскую деятельность)
Самореализация учащихся в учебной деятельности возможна при наличии групповой работы, взаимодействии учащихся между собой, с учителем, с учебной информацией, с компьютером. Этим условиям соответствует использование в учебной деятельности интерактивных технологий, представляющих систему правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой, с учителем, с компьютером, с учебной литературой, при котором происходит освоение нового опыта, получение новых знаний и предоставляется возможность для самореализации личности учащихся, выявления и раскрытия их способностей. Использование проектной деятельности учащихся позволяет:

- развивать коммуникативные и организационные навыки работы с
информацией;
- совершенствовать и тренировать мыслительную деятельность учащихся;
- создавать устойчивые установки на активное восприятие информации;
- стимулировать инициативу и рост творческих возможностей;


-Игровые технологии ( использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Можно использовать их на разных этапах урока).
-Личностно-ориентированные технологии обучения ( Особое значение приобретает включение объекта воздействия – учащегося – в структуру технологического процесса. При проектировании педагогической технологии желательно учитывать особенности каждого обучаемого – его индивидуальные предпосылки, оказывающие или «сопротивление», или, наоборот, благоприятствующие влиянию обучающих воздействий. Обучение, учитывающее задатки, способности и возможности каждого ребёнка, способствует не только овладению определённой суммой знаний и умений, но и личностному развитию ) .
-Тестовые технологии ( Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Применяются на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей) .
-Здоровьесберегающие технологии ( При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование учащихся); оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворённость; соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ).

Итак, применение инновационных технологий помогает научить учащихся активным способам получения новых знаний; стимулирует творческие способности учащихся; помогает приблизить учебу к практике повседневной жизни, формирует не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.



15